Rambler's Top100
Статьи
06 декабря 2016

Б.Зингерман: Перебарывать «боязнь нового»

Для любого стартапа финансовая поддержка никогда не бывает лишней, но стартапам, работающим на стыке ИТ и медицины, нужна бы еще законодательная поддержка их продуктов.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2016, «Прием ведет доктор: Uber? Ватсон? Айболит?». Часть VIII.

?ИКС: Какие государственные структуры и бизнес-институты оказывали поддержку вашему стартапу? Кто/что и как мешал?

Владимир ВОЛОБУЕВ

 

Владимир ВОЛОБУЕВ, основатель и управляющий директор, MyGenetics: Мы являемся резидентами «Технопарка Новосибирского Академгородка», который оказывает нам поддержку, предоставляет возможности для обучения, аренды офиса, участия в выставках, компенсируя часть наших расходов. Мы стали выпускниками первого набора GenerationS компании РВК и 7-го акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Но, к сожалению, потребительская генетика в России находится в «серой» законодательной зоне: нет четких норм и требований, которые определяли бы деятельность компаний, работающих в области direct-to-consumer ДНК-тестов. Это вызывает определенные недопонимания со стороны медицинских учреждений. Нам приходится объяснять, что занимаясь исследованиями и разработками, мы находимся в несколько другом правовом поле.

Александр КОНСТАНТИНОВ

 

Александр КОНСТАНТИНОВ, основатель и CEO медицинского сервиса ONDOC: У нас нет инвестиций от государственных структур и бизнес-институтов, поэтому можем говорить только о влиянии последних событий в отрасли. Проекты в медицинском ИТ опережают государственное регулирование и интерес бизнеса. Консерватизм отрасли, запрет на дистанционное лечение, незначительное присутствие mHealth-девайсов в регистрах медицинских устройств тормозят развитие медицинских технологий. В 2015 году начались обсуждения закона о телемедицине, в 2017 г., надеемся, его примут. Это уже способствует развитию рынка цифровой медицины, но быстрее он будет развиваться, если появится регулятор и государственная поддержка.

 

Алексей МАТИЕНКО

Алексей МАТИЕНКО, сооснователь компании Кардиоритм: Мы общаемся с представителями государственной власти различных субъектов РФ с целью внедрения системы «Кардиоритм» в практику лечебных учреждений, но часто сталкиваемся с равнодушием и отказом со стороны чиновников по неизвестным причинам. В то же время в Казахстане, где было проведено исследование подобных сервисов по всему миру, наш проект признали лучшим по характеристикам, качеству предоставляемых услуг и стоимости, а летом был запущен пилотный проект по использованию системы в медицинских учреждениях и уже принято решение о закупке «Кардиоритма».

Среди институтов, которые оказали нам поддержку, можно выделить лишь ФРИИ: мы прошли отбор и приняли участие в 8-ом Акселераторе, став портфельной компанией Фонда. В остальном, развитие проекта — это наша личная инициатива и средства.

Борис ЗИНГЕРМАН

 

Борис ЗИНГЕРМАН,  руководитель проекта Мед@рхив: Нам помогал инновационный центр Сколково, резидентами которого мы являемся, а мешала, в первую очередь, наша инновационность! То, что мы предлагаем, пока слишком ново для нашего здравоохранения.

 

Алексей РЕМЕЗ

Алексей РЕМЕЗ, исполнительный директор, Unim: Нам оказывал, оказывает поддержку и даже является нашим акционером ФРИИ. Эта организация создана для поддержки начинающих компаний и занимается этим очень активно и профессионально. Из негатива: мы встретились с некоторым непониманием «старожилов» рынка, но и это довольно быстро прошло. Почему это произошло? Потому что мы не занимаемся чем-то новым, и до нас были попытки создать проекты, основанные на использовании медицинских изображений. Однако ни один из них не было полностью удачным – ни одному не удалось занять нишу продукта, которым на регулярной основе пользовалось бы большое количество специалистов. Когда эту нишу удалось занять нам с нашим продуктом, видимо, возникло чувство непонимания и профессиональной ревности. При этом логика именно такого развития событий для нас очевидна: мы маленькая компания, полностью сфокусированная на развитии своих продуктов в сфере телепатологии, и поэтому не имеем права на неуспех, вкладывая в развитие все свои знания, мысли и опыт общения. Инновационные компании в сфере производства программных продуктов работают именно так. И для нас здоровая конкуренция является ценным источником новых идей, мотивации к нашему развитию и знаком того, что мы движемся в верном направлении бок о бок с другими компаниями в этой сфере.

 

?ИКС: Какие ресурсы (внешние и внутренние) видите для развития и что нужно для попутного ветра?

 

Александр КОНСТАНТИНОВ: Весь рынок ждет выхода закона о телемедицине. Возможно, врачи смогут дистанционно консультировать пациентов и назначать им лечение. Необходимы адекватные нормативные требования к “умным” mHealth-устройствам и данным, которые они генерируют. Также для нас очень важен единый стандарт передачи медицинской информации.

Нужны ИТ-кафедры в медицинских университетах. Любая отрасль видоизменяется, если к ней привлекают технологии — когда-то возделывали землю плугом на конной тяге, потом появились тракторы; когда-то бухгалтеры считали на счетах, а сейчас в 1С. Так и здравоохранение — профессия врача требует изменений, это качественно изменит отрасль, но бояться технологий не нужно. Врач всегда будет лечить, это уникальный труд, его невозможно ничем заменить.

 

Алексей МАТИЕНКО: Сейчас на рассмотрении Государственной думы находится законопроект о телемедицине. Его принятие будет способствовать развитию телемедицинских технологий, увеличит скорость оказания медицинской помощи. Внедрение персонального мониторинга для пациентов с хроническим заболеванием сердца, в том числе с использованием сервиса «Кардиоритм», поможет сократить количество госпитализаций и сэкономить бюджетные средства. Также у нас есть собственный план развития на ближайшие годы, и в настоящий момент мы ищем со-инвестора, который поможет нам выйти на новый уровень.

 

Алексей РЕМЕЗ: Огромным ресурсом развития для нашего бизнеса могут стать любые проекты образования пациентов и практикующих онкологов. Онкология – это молодая специальность, которая ещё не прошла стадию накопления знаний. Новые исследования по очень важным диагностических параметрам появляются каждый месяц, и не всегда практикующий онколог имеет возможность уследить за новой информацией и принять решение о ее применении в своей практике. Поэтому иногда клинические врачи не до конца понимают важность точной диагностики всех необходимых параметров, пренебрегают использованием всех доступных диагностических методов, не сообщают пациенту о всех потенциальных возможностях терапии. И тогда получается, что точная диагностика проводится не всем пациентам. Такое положение вещей снижает уровень её финансирования, тормозит развитие всей системы онкологической помощи в целом, вводит её в порочный замкнутый круг. Случается, что врач не сообщает пациенту обо всех возможностях диагностики, потому что считает, что в любом случае назначенная по её результатам терапия будет недоступна пациенту: в клинике нет таких возможностей, у пациента нет денег для лечения в коммерческой медицине. Но на практике это не всегда так, потому что существуют многочисленные (и довольно запутанные) способы получения дорогостоящей медицинской помощи в государственных ЛПУ, есть программы благотворительности, пациент может найти средства для лечения самостоятельно.

Очень не хватает работающей системы страхования здоровья граждан нашей страны – это помогло бы с оплатой услуг диагностики и лечения, потому что такая необходимость обычно появляется неожиданно. Ликвидация бюрократических препонов в процедурах закупки для государственных лечебных учреждений также помогла бы нам снабжать нашу компанию ресурсами для развития.

 

Владимир ВОЛОБУЕВ: Сейчас мы рассматриваем возможность привлечения стороннего стратегического инвестора для масштабирования деятельности на территории России и для популяризации нашего метода среди медицинских работников. Нам необходимо привлечь ряд квалифицированных специалистов, которые будут разрабатывать образовательные программы для врачей, доносить до них информацию о последних достижениях в области генетики с целью увеличения спроса на услуги нашей компании.

 

Борис ЗИНГЕРМАН: Хорошо бы иметь более благожелательный законодательный фон, но главное – постепенно перебарывать «боязнь нового».

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!