Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 01-02 2017
Антон САЛОВ  09 марта 2017

Ларек в облаках

Бизнес как сервис, считает Антон САЛОВ, член оргкомитета Russian Cloud Computing Professional Association, это оперирование не процессами, а задачами, которые в рамках цифровой трансформации бизнеса передаются на аутсорсинг. 

Антон САЛОВ

– Понятие «бизнес как сервис» (BaaS) – сложное и все еще развивающееся. Концепция нова и пока только кристаллизуется. Цифровая трансформация и переход на цифровую экономику – сегодня основной тренд, который поддерживают ведущие мировые игроки ИТ-рынка. В цифровую экономику мигрируют серь­езные бизнес-процессы. В целом BaaS – это изменение способа ведения бизнеса и оказания услуг в рамках современного ИТ-ландшафта.

Перемены происходят очень быстро. Совсем недавно билет на самолет был бумажным документом на защищенном бланке. Теперь же заходите на сайт, у которого back-end соединен с системами оформления билетов авиакомпаний, оплачиваете билет кредитной картой и получаете его в электронном виде. Загружаете в свой электронный календарь дату полета, в нужный день получаете напоминание на смартфон, перед вылетом дистанционно регистрируетесь на рейс и выбираете место в самолете. Это совершенно другой подход к услуге перелета.

Аналогичная ситуация с бронированием отелей. В том же направлении движется страхование. Конечно, пока у страховых компаний уровень автоматизации и проникновения технологий BaaS – как в туризме лет десять назад. Страховка и сейчас – некий бумажный бланк. Но процесс идет, и с июля прошлого года полисы ОСАГО можно купить в электронном виде через интернет.

Про ходу дела отмирают целые профессии. Все замечают, что на дорогах стало меньше сотрудников ГИБДД, контролирующих движение. Их функции отдаются электронным устройствам, стоящим на трассах видеокамерам, датчикам интернета вещей. Электронные устройства отлично справляются с простыми нарушениями типа превышения скорости, несоблюдения разметки или правил парковки. И часть функций сотрудников ГИБДД берут на себя информационные системы.

Компания Amazon показала магазин, которому не нужны продавцы. На входе в него вы регистрируетесь через приложение на своем смартфоне, выбираете продукты, оснащенные специальными метками. А на выходе их стоимость автоматически списывается с вашего счета.

Все это примеры того, что некоторые профессии отмирают, а выполняемые их представителями функции уходят к другим профессиональным игрокам. И они лучше предоставляют сервис, чем люди, которых становится невыгодно держать в штате.

– Антон, что нужно для того, чтобы бизнес-процесс из функции или задачи превратился в BaaS?

– Для этого нужна облачная инфраструктура. Причем сторонним игрокам должны передаваться не отдельные элементы ИТ-инфрастуктуры, а бизнес-задача целиком. Компания спокойно может отдать на аутсорсинг всю ИТ-инфраструктуру, включая печать, т.е. большую часть непрофильных процессов.

Лидерами нашего SaaS-рынка являются компании «СКБ Контур» и «Манго Телеком». Ценность их бизнес-моделей заключается в том, что они берут на себя определенные бизнес-процессы, которые до этого выполнялись внутри компаний. «СКБ Контур» автоматизирует подготовку и сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности, а «Манго Телеком» – это виртуальная АТС плюс обработка звонков, включая обзвон клиентов. То есть все свои коммуникации, включая call-центр, вы можете отдать на сторону. А это уже не просто софт как сервис, это уже BPaaS – бизнес-процесс как сервис.

– А вы сами пользовались BaaS?

– У меня был период, когда я вел ряд проектов как предприниматель. При этом у меня никогда не было бухгалтера. Все процессы, связанные с бухгалтерией, от расчета налогов до формирования отчетности, взял на себя банк. Я только подтверждал переводы. В случае сложной валютной операции банк меня консультировал по комплекту необходимых документов.

У меня в штате не было юриста. Консультации и проверку моих договоров осуществляли юристы банка. Мне не нужен был системный администратор – вся ИТ-инфраструктура была отдана в публичное облако внешней организации. Не было у меня и секретаря – оператор связи предоставил мне интерактивное голосовое меню, возможность записи разговоров и фиксации входящих звонков. Их пересылали мне в электронную почту или давали возможность прослушать позже. Огромное количество непрофильных вещей можно отдать на аутсорсинг, и это радикально меняет ведение бизнеса.

Бизнес как сервис требует определенной трансформации сознания. Нужно поступиться постоянным контролем своей ИТ-инфраструктуры, научиться работать в условиях полной прозрачности. BaaS не для серых схем. В этом реальный плюс цифровой экономики для государства. Но это плюс и для бизнесменов. У них есть знания, которые позволяют им зарабатывать деньги. И если они не будут отвлекаться на ведение непрофильных процессов, их бизнес станет более эффективным.

Возьмем пример из строительства. Наши предки собирались всей деревней и строили избы. Современный вариант традиционного подхода – в свободное от работы время строить на даче дом силами своей семьи. Это непросто и неэффективно. Тем более сейчас, когда дом – такое сложное сооружение, и для его создания нужно обладать экспертизой в разных областях. Конечно, можно купить типовой дом «под ключ». А если нужен дом конкретно под ваши требования, то заказать индивидуальный проект. Но можно пойти другим путем и разбить проект на ряд задач. Скажем, электричество сделать самому, если вы по профессии электрик, а проектирование дома поручить специалистам. Потом нанять бригаду, которая его построит.

В бизнесе то же самое. Часто имеет смысл отдать на сторону какие-то работы, которые выполнят там более эффективно. Бизнес как сервис – это встраивание услуг аутсорсера в бизнес-процессы компании. Миром начинают править профессионалы. Когда кто-то начинает делать определенную вещь лучше, чем у тебя in-house. И за счет эффекта масштаба – краеугольного камня BaaS – получает огромную экономию.

– Что главное в Baas c точки зрения компьютерных технологий?

– Главная технологическая основа BaaS – это облако. Многие считают, что новое – это хорошо забытое старое. В лихие 90-е приезжала «крыша», ставила на улице ларек, подвозила продукты, договаривалась с участковым, организовывала охрану. Бизнесмен ни о чем не думал, только сидел и торговал, используя свое конкурентное преимущество – умение правильно определить цену и продать. По большому счету ему был предоставлен бизнес как сервис.

ВaaS – это когда ларек находится в облаке. Вместо «крыши» – теперь сервисный провайдер, который выполняет все непрофильные для бизнеса процессы: от бухгалтерии до обеспечения безопасности данных. И помогает в автоматизации профильных процессов, повышая эффективность бизнеса.

Уровень используемых технологий совершенно другой, но в плане бизнеса отличий не так много. Тем не менее они есть. Новое – в подходах к мышлению. Бизнес как сервис – это когда бизнесмен оперирует не процессами, а задачами. И отдает их на аутсорсинг в рамках цифровой трансформации своего бизнеса.

– А чем отличается BaaS от BPaaS?

– Считаю, что BaaS по сути является синонимом BPaaS. Некоторые полагают, что BaaS стоит рассматривать как комплекс отданных на аутсорсинг бизнес-процессов. Идут споры насчет требований к критичности для бизнеса отдаваемых на аутсорсинг задач. Термин «бизнес как сервис» довольно новый, и общепризнанной его трактовки пока нет. Однако сама необходимость перехода на цифровую экономику и повышения эффективности бизнес-процессов за счет аутсорсинга споров у специалистов не вызывает. Это и говорит о восприятии бизнеса как сервиса. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!