Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 1 2018
Гузель КУЛИКОВА  17 апреля 2018

Смартфон станет главным медицинским гаджетом?

Здравоохранение готовится к оказанию медицинской помощи больным удаленно, а часть населения, осознанно относящаяся к своему здоровью, обращается к дистанционной превентивной медицине.

Россияне доверяют виртуальным докторам

Закон о применении телемедицинских технологий (ТМТ) в России вступил в силу с января 2018 г. Однако готовы ли россияне пользоваться услугами телемедицины? На этот вопрос попыталась дать ответ на 74-м заседании рабочей группы ИT-специалистов медицинских организаций «Виртуальная и мобильная медицина» директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. Она констатировала, что телекоммуникационная революция привела к беспрецедентной открытости пациентов: по данным опроса НИУ ВШЭ, в котором приняли участие около 4 тыс. медицинских работников из всех субъектов РФ, 72% россиян в возрасте 18–44 лет готовы общаться со своим лечащим врачом из дома, а не в его кабинете; 60% пациентов планируют использовать для этих целей видеосвязь посредством мобильного устройства. Со своей стороны, 81% опрошенных врачей заявили, что мобильный доступ к медицинским записям помогает координировать медицинскую помощь, 58% медработников готовы оказывать некоторые услуги удаленно, а 38% врачей уже используют электронную почту, чтобы быть все время в контакте с пациентами, имеющими хронические заболевания.

Кстати, на предложение продолжить фразу «с использованием телемедицинских технологий я готов…» 87,6% врачей ответили: «консультировать других врачей для получения ”второго мнения”», 77,4% – «корректировать лечение своих пациентов с хроническими заболеваниями на основе данных мониторинга», 68,4% опрошенных готовы контролировать состояние больного с помощью носимых устройств, зарегистрированных как медицинские изделия, а 60,8% – консультировать первичных пациентов для получения «второго мнения». Корректировать тактику лечения первичных пациентов на основе данных мониторинга и медицинских документов готовы только 46,2% врачей.

В целом россияне довольно оптимистично настроены в отношении телемедицины и надеются, что внедрение современных технологий изменит ситуацию в здравоохранении к лучшему. Так, 88% респондентов считают, что использование различных форм телемедицинских технологий так или иначе повысит доступность медицинских услуг. По словам Л. Попович, результаты исследования оказались даже оптимистичнее, чем в аналогичных опросах за рубежом. Они свидетельствуют, что российские пациенты и врачи готовы к электронному взаимодействию (рис.1). Интересно, что мнения врачей и пациентов о форматах оказания телемедицинских услуг в значительной степени совпадают (рис. 2).

Телемедицинские технологии должны стать повседневным инструментом прежде всего в руках семейных врачей. «Важно, чтобы человек, получивший медицинскую помощь в стационаре, находясь на амбулаторном лечении, имел возможность все время оставаться на связи со своим врачом», – заявил Борис Зингерман,  руководитель направления цифровой медицины Invitro.     

Как мотивировать врача использовать телемедицинские технологии? Для этого был разработан медицинский мессенджер Medsenger – SaaS-платформа, позволяющая медорганизациям и врачам предложить своим пациентам новую платную услугу: дистанционное консультирование (сопровождение, мониторинг) в промежутке между очными визитами. Главный принцип взаимодействия: пациент задает вопрос, врач отвечает, когда есть возможность. Именно это позволяет встроить новую услугу в плотный рабочий график специалиста. Фактически никакого внедрения платформы не требуется, и предварительных затрат тоже нет. Необходимо только зарегистрировать медорганизацию на данной платформе и получить доступ в свой кабинет администратора. Разработанный мессенджер, как подчеркнул Б. Зингерман, полностью соответствует принятому закону о телемедицине, согласно которому консультации, включая дистанционный мониторинг и корректировку назначенного лечения, могут оказываться пациенту только лечащим врачом после установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме.

На пути к превентивной медицине

Эксперты НИУ ВШЭ указывают, что в новых условиях врачу общей практики (персональному, семейному, офисному) отводится особая и значимая роль. Расширяя свой профессиональный функционал за счет инструментов дистанционной медицины и ИТ-ресурсов, такой специалист становится «менеджером здоровья», как для семей, так и для трудовых коллективов.

Еще в 2010 г. маркетологи отметили, что возможность получения информации из большого количества источников определенным образом отразилась на поведении потребителей. Появилась категория людей, которые на постоянной основе контролируют свое здоровье. «Есть активная часть населения, порядка 20%, которая осознанно относится к своему здоровью. В случае возникновения вопросов они обращаются к различным медицинским специалистам», – отметила Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ. Именно эта группа населения готова сфокусироваться на превентивной медицине и хотела бы иметь «единую точку входа» к медицинским услугам. Вместе с тем у 5% жителей мегаполисов, достигших среднего возраста, есть запрос на инструменты мониторинга состояния здоровья: браслеты и гаджеты, измеряющие артериальное давление, частоту сердцебиения и уровень сахара в крови. Готовность использовать показания носимых гаджетов пациентов для контроля состояния последних наиболее выражена у кардиологов (рис. 3).

К 2035 г., как сообщил Сергей Чудаков, координатор образовательных проектов направления «Превентивная медицина» в «дорожной карте» HealthNet Национальной технологической инициативы, в России планируется создать порядка 3,5 тыс. превентивных центров, использующих технологии персонализированной медицины. Основная ставка в проекте сделана на семейных врачей, планируется переподготовить порядка 50 тыс. специалистов общей практики. Для этого в 2018 г. на сетевой основе буден создан образовательный кластер – Университет персонализированной превентивной медицины, который объединит ресурсы государственных и частных участников образовательного рынка. В 2019 г. намечен старт подготовки кадров для пилотных регионов за счет смешанного финансировании: гранты – 30%, средства региональных инвесторов – 40%, средства обучающихся – 30%.

Однако внедрение ИТ в ежедневную врачебную практику затрудняется тем, что сегодня сталкиваются два поколения пользователей: «цифровые иммигранты» и «цифровые аборигены». Соответственно, как считает С. Чудаков, нужны две стратегии: в первом случае необходимо объяснять неотвратимость цифровой эпохи и научить элементарным пользовательским навыкам, во втором – прививать навыки персональной информационной безопасности и сетевой этики.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!