Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  03 апреля 2024

Выгодные облака

Чистая прибыль компании Selectel в 2023 г. выросла в два раза — в основном за счет предоставления облачных сервисов. Выручка увеличилась за год на 26% и достигла 10,2 млрд руб. 

Об успешных итогах 2023 г. рассказали представители поставщика облачных услуг. «Selectel вошел в тройку крупнейших российских провайдеров сервисов IaaS. При этом мы сохраняем высокий уровень операционной эффективности за счет вертикальной интеграции, включая самостоятельную сборку оборудования и развитие собственных программных решений», — заявил генеральный директор Selectel Олег Любимов.

Компания имеет несколько ЦОДов суммарной емкостью 3500 стоек, более 800 сотрудников, в том числе 520 ИТ-специалистов, более 24 тыс. клиентов. Причем на пять самых крупных приходится 13% выручки, что говорит о независимости бизнеса от крупных заказчиков.

58% выручки приходится на выделенные физические серверы (bare metal cloud). Компания — российский лидер по предоставлению этого сервиса. Хотя на рынке не все относят bare metal cloud к IaaS, высокая автоматизация выделения ресурсов и наличие системы самообслуживания позволяют считать, что сервис соответствует критериям облачных вычислений Национального института стандартов и технологий США (NIST).

На публичные и частные облака приходится 26% выручки, что выводит Selectel в лидеры среди поставщиков чисто облачных услуг. У основных конкурентов – «Ростелекома», МТС, VK – есть облачные подразделения, но их доля в выручке компаний на фоне других услуг, например связи, невелика.
Источник: Selectel

Повышенный спрос на сервисы облачной платформы Selectel обеспечил направлению «Публичные и частные облака» наибольший годовой прирост выручки — 35%. Повысилась экономическая привлекательность направления PaaS. Так, выручка от сервиса управления контейнерной инфраструктурой Managed Kubernetes увеличилась более чем на 70%, а от сервиса для быстрого развертывания и администрирования баз данных в облаке DBaaS (Database as a service) — более чем на 50%.

Превышение операционного денежного потока над капитальными затратами привело в 2023 г. к росту свободного денежного потока. Скорректированный свободный денежный поток (количество денежных средств, которые компания генерирует после вычета расходов на капитальные инвестиции) составил в 2023 г. 1,3 млрд руб. против 0,1 млрд руб. годом ранее. Это привело к снижению долговой нагрузки — соотношение «чистый долг/скорректированный EBITDA (показатель, исключающий из общего дохода такие расходы, как амортизация, амортизация нематериальных активов, проценты по заемным средствам и налоги на прибыль)» снизилось до уровня 1,4х на 31 декабря 2023 г. по сравнению с 1,6х на конец 2022 г. То есть в условиях невозможности получения дешевых западных кредитов из-за санкций и высокой процентной ставки ЦБ РФ и соответственно дороговизны кредитов в российских банках компания при инвестировании в развитие сделала ставку на свои ресурсы. 

Другой источник — облигации, сбор заявок на четвертый выпуск которых осуществляется в апреле 2024 г. Объем выпуска — 3 млрд руб., срок погашения два года. Выплаты ежемесячные, ставка не выше 275 базовых пункта (2,75%) к двухлетним ОФЗ. Цель сбора средств — инвестиционная программа и строительство дата-центра. 

Selectel инвестирует не только в инженерную и ИТ-инфраструктуру ЦОДов, но и в ПО. В 2023 г. компания вывела на рынок отчуждаемый продукт — коробочное решение «Облачная платформа Selectel», вступив в борьбу за рынок решений виртуализации on-premise для корпоративных клиентов. Правда, о публичных проектах внедрения пока не сообщалось. Доля российского рынка, занимаемая сегодня VMware, достаточно велика. «Те, кто в России уже использует продукты VMware, могут и дальше их использовать без больших проблем практически бесконечно», — пояснил инертность клиентов О. Любимов. 

Тем не менее импортозамещение решений виртуализации  идет. У компании есть решения для миграции с продуктов VMware в облако Selectel, но тратить ресурсы на создание поддерживающего обе платформы мультиклаудного решения она не планирует, поскольку, по мнению генерального директора, в долгосрочной перспективе VMware на российском рынке присутствовать не будет.

«В прошлом году мы продолжили развивать новые продукты, ориентируясь на потребности клиентов. Была запущена собственная платформа, на которой технологичные компании могут решать задачи в области машинного обучения. Был создан новый бренд — Vscale, который предлагает базовые инфраструктурные сервисы для небольших проектов по доступным ценам для замещения предложений ушедших с рынка зарубежных игроков», — пояснил заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel Сергей Пимков.

Инвестиции в развитие инфраструктуры и продуктов без дорогих банковских кредитов с опорой на зарабатываемые средства и деньги, привлекаемые через биржу, — экономическая модель, которая выглядит перспективной в современных условиях и для других российских ИТ-компаний.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!