Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2023
Виталий ПОПОВ  12 декабря 2022

Жизнь после VMware

За последние месяцы даже самые стойкие пользователи зарубежного ПО смирились с мыслью, что западные вендоры не вернутся на российский рынок и нужно искать альтернативные решения, погружаться в импортозамещение и перестраивать ИТ-инфраструктуру компаний. 

Это просто вопрос выбора и привыкания.
Дж. Джером. Раб привычки*

С одной стороны, все просто: нужно заменить то, что уже нельзя спасти, с другой – необходимо среди множества продуктов новых вендоров выбрать тот, который гарантирует стабильность работы всех сервисов. Интуитивный метод не подойдет, бизнес в трудные времена просчитывает каждый шаг и вкладывает средства только в работающие решения. Поэтому перед тем, как приступать к выбору продукта, нужно понять, какие характеристики и опции он должен иметь для бесшовной интеграции в инфраструктуру компании.

Большой резонанс вызвало прекращение работы в России разработчика программного обеспечения VMware. Более 15 лет продукты этой компании занимали 90–95% российского рынка систем виртуализации. Технологии виртуализации позволяют запускать на одном сервере несколько логических единиц – виртуальных машин, что дает возможность компаниям не покупать отдельный сервер для каждого приложения, а размещать на одной единице оборудования до нескольких десятков независимых операционных систем и корпоративных приложений, тем самым более эффективно используя ИТ-инфраструктуру. Но теперь российские компании вынуждены решать жизненно важный вопрос: как продолжать работу в условиях отсутствия продукции одного из ключевых игроков, т.е. как жить без VMware.

При выборе подходящей альтернативы в первую очередь нужно смириться с тем, что системы, идентичной решению VMware, нет. Затем следует оценить уровень техподдержки на переходный период. Ведь действующую версию продукта нужно поддерживать в рабочем состоянии до интеграции нового и переноса в него всех данных. Только после этого компания будет готова к главному шагу – выбрать продукт, который по своим возможностям максимально приближается к решению VMware и входит в реестр российского ПО, если есть такое требование.

Пять характеристик альтернативного решения, на которые нужно обратить внимание

Гиперконвергенция

Удобно, если платформа позволяет выбрать классическую или гиперконвергентную структуру. Плюс классической версии в том, что ее поддерживают все вендоры российского рынка. Но гиперконвергентная структура финансово более выгодна: ее легко масштабировать и она не требует дополнительных вложений в покупку специализированного оборудования для системы хранения данных. В частности, в такой структуре система хранения данных не является отдельным узлом, а каждый сервер выделяет под хранение свои жесткие диски. Также в гиперконвергентной структуре программно определяемые сети не требуют дополнительного оборудования.

Централизованное управление

Централизованное управление особенно важно для крупных дата-центров или инфраструктуры среднего масштаба, состоящей из десятков или сотен серверов. Для работы с подобными инфраструктурами предпочтительнее иметь централизованное управление. Ведь если у системы виртуализации такого функционала нет, то, скажем, при тестировании на каждом узле виртуализации нужно будет повторять действие, уже выполненное на соседнем узле. Соответственно объем работы значительно возрастет.

Живая миграция

Перед построением больших отказоустойчивых кластеров нужно не только обеспечить миграцию между хостами виртуализации, но и понять, какое количество информации теряется в этих миграциях между хостами. Принципы, по которым осуществляется миграция, в разных решениях различаются. Из-за этого заказчик может потерять нужную информацию, например, при сбое сервера в момент пиковой нагрузки.

Средства резервирования 

Следует выбирать решение, совместимое со средством резервного копирования, чтобы система виртуализации могла с ним взаимодействовать, а заказчик при внедрении новой системы понимал, как ему в дальнейшем делать бэкапы своих виртуальных машин. Идеальным будет вариант, когда средство резервного копирования поддерживает и исходную, и целевую платформы виртуализации. Не все существующие системы виртуализации интегрируются со всеми доступными средствами резервного копирования и ими поддерживаются. Но списки совместимости, скажем, систем RuBackup и Кибер Бэкап постоянно расширяются.

Важный момент, который стоит учесть при выборе решения: встроенное средство резервирования, если такое предоставляет платформа, финансово выгодно, поскольку не требует дополнительных затрат. Но оно может оказаться несовместимым с другими частями инфраструктуры, что приведет к децентрализации резервного копирования, т.е. нужно будет иметь два инструмента. 

Документация

Большинство вендоров заботятся о качестве предоставляемой документации, но есть и такие, кто детальное описание откладывает на потом. С точки зрения пользователя важно, чтобы все функциональные возможности и особенности решения были тщательно описаны, только в этом случае он сможет их задействовать в дальнейшем.

Актуальная ситуация на рынке диктует отказ от лишних опций и дорогостоящих функций в пользу экономически выгодных решений. Зачастую продукт на 30% состоит из базовых опций и на 70% – из дополнительных, которые используются редко. Поэтому перед покупкой и интеграцией продукт следует внимательно изучить. И здесь большую роль играет наличие подробной документации.

Алгоритм бесшовного переноса системы виртуализации

После того, как заказчик решился на внедрение новой платформы виртуализации, нужно убедиться, что инфраструктура предприятия перейдет из состояния А в состояние Б без потерь. 

Опишем методику, следование которой позволяет в 99% случаев провести переход успешно. Процесс занимает один год и включает два этапа – подготовку и собственно переход (рис. 1). 
 
Рис. 1. Процесс перехода на новую систему виртуализации

Для того чтобы бизнес не парализовало в процессе перехода, за это время компании необходимо сделать пять простых шагов. 

Шаг 1

ИТ-подразделению нужно ответить на три ключевые вопроса для понимания того, насколько компания готова к переходу:
  • Готовы ли ИТ-специалисты отложить текущие задачи и целиком переключиться на процесс перехода? 
  • Способны ли сотрудники понять, развернуть и настроить новое решение?
  • Понимают ли специалисты интеграцию исходной и целевой системы и готовы ли ее осуществить? 
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, то при самостоятельном переходе есть риск потерять данные или допустить остановку бизнес-процессов. В таком случае оптимальным вариантом станет обращение к доверенному партнеру, ИТ-интегратору, который обладает достаточной экспертизой и опытом в решении подобных задач. Далее рассмотрим переход на альтернативную систему виртуализации именно с привлечением ИТ-интегратора. 

Шаг 2

Команда ИТ-интегратора готовит дорожную карту (рис. 2) рекомендуемых технических мероприятий на год и план консультационного сопровождения специалистов заказчика на всех этапах перехода, включая обучение на сертифицированных курсах.
 
Рис. 2. Пример дорожной карты

Шаг 3

Подготовительная стадия – технически сложный период, в зависимости от размера компании он потребует от ИТ-специалистов от шести до девяти месяцев работы. За это время нужно подготовить компанию к прекращению эксплуатации функционирующей системы и одновременно протестировать новую систему российского вендора. Таким образом, одновременно будут работать две платформы, старая и новая. Неактуальное решение западного вендора нужно будет поддерживать технически, а новое – интегрировать в инфраструктуру. Это поможет перейти к новому программному обеспечению без потерь.

Техподдержка решений вендоров, покинувших российский рынок, – самый частый запрос заказчиков. При выборе ИТ-интегратора для внедрения нового продукта важно заранее убедиться в его способности качественно поддерживать все решения.

Подготовительная стадия состоит из пяти этапов:
  • анализ программного обеспечения;
  • пилотное развертывание;
  • тестирование;
  • оценка совместимости с информационными системами;
  • анализ результатов и планирование перехода.
Шаг 4

Переход включает в себя подготовку технического задания, выбор и внедрение российского аналога, а также его доработку в соответствии с конкретными запросами заказчика. Эти действия интегратор выполняет одновременно с подготовительной стадией, они занимают полгода. Далее следуют запуск и тиражирование российского проекта. 

Переход также проходит в пять этапов: 
  • согласование этапов перехода;
  • поэтапная реализация перехода;
  • поэтапная приемка результатов;
  • обучение;
  • техподдержка.
Передача в промышленную эксплуатацию российского продукта и прекращение использования западного наступают примерно через десять месяцев после того, как ИТ-специалисты приступили к выполнению задачи. 

Шаг 5

После завершения процесса перехода ИТ-подразделение заказчика получает новое ПО. Специалистам нужно привыкнуть к интерфейсу, а также четко понимать, как эксплуатировать решение. Для этого необходимы обучающие курсы. VMware подробные программы обучения предоставляла, но новые вендоры не все успели разработать свои курсы, причем 90% материалов посвящены базовым характеристикам продукта и не дают углубленных знаний. 

Этот момент важно предусмотреть на этапе выбора доверенного партнера. Если ИТ-интегратор предоставляет ресурсы собственного учебного центра, курсы, тренеров по конкретным решениям вендоров, заказчик может быть спокоен за дальнейшую эксплуатацию продукта.

* * *

За прошедшие месяцы нишу VMware на российском ИТ-рынке заполнили достаточно зрелые отечественные системы аппаратной виртуализации. Вендоры предоставляют заказчикам широкий спектр решений для виртуализации серверов, десктопов, приложений, систем управления и обеспечения безопасности виртуальной среды, поставляют ПО и оборудование для виртуальной среды. А ИТ-интеграторы оперативно взяли под контроль техподдержку инфраструктуры российских предприятий и их полное сопровождение в переходе на импортозамещающие решения. 

Кроме того, в России остались уникальные ИТ-специалисты, экспертиза которых охватывает виртуализацию серверов, систем хранения, сетей и рабочих мест. Они разрабатывают для заказчиков сценарии, которые ведут к понятным и ощутимым результатам – гибкой и динамичной инфраструктуре, минимизации расходов, реализации планов роста. Таким образом, 2022 г. очередной раз дает возможность убедиться, что кризис – это время новых возможностей.

Виталий Попов, директор департамента реализации инфраструктурных проектов, Softline

*Самые смешные рассказы/The Best Funny Stories. «Издательство АСТ», 2019.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!