Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  08 августа 2023

Умному городу — умные музеи

Цифровизация уверенно проникает в музеи. Вызовами стали уход зарубежных вендоров, угрозы информационной безопасности, многочисленные требования регуляторов и проблемы с кадрами.

Концепция «умного» города включает не только «умные» здания, «умные» кварталы и «умные» дороги, но и «умные» культурные центры, прежде всего музеи, в которых тоже проходит цифровая трансформация. Активно идет автоматизация труда музейных работников, совершенствуются системы учета, мониторинга и безопасности. Особое внимание уделяется кондиционированию, поддержанию оптимальной температуры и влажности в ключевых для работы помещениях.

Вот это кино!

Музей становится сложным ИТ-объектом, требующим современных систем управления. Именно таким стал, например, Музей кино на ВДНХ. В залах музея, по словам директора АНО Научно-исследовательский центр Информационных технологий в Музее «ИТМУС» Амира Ахтамзяна, размещено более 40 мультимедийных точек. При нажатии на значок устройства на цифровой карте сотрудник получает информацию о характеристиках используемой техники, ссылку на детальное описание модели. Контент на карты памяти загружается с локального сервера, копия находится в облаке, где хранится резервная копия всей мультимедийной информации музея.
Источник: АНО НИЦ Информационных технологий в Музее «ИТМУС» 
Каналы взаимодействия с посетителем в музее

В Музее кино используется концепция малоинвазивных мультимедиа — число мультимедийных устройств сведено к минимуму за счет использования мобильных гаджетов посетителей. Основная идея — размещать в зале QR-коды и беспроводные метки NFC, при помощи которых посетители сами принимают решение об использовании мультимедиа. 

В серверной музея развернута программа включения устройств в рабочие часы, загрузки контента по расписанию и контроля работоспособности узлов локальной сети. Датчики температуры, влажности, присутствия человека в зале подключены к системе «умного» дома, реализованной на решении китайской компании Xiaomi. Установлены также «умные» розетки, «умные» лампы и светодиодные ленты. Решения облегчают труд музейных работников, которым не надо бежать в зал, чтобы включить или выключить устройство, и безопасность — в карманы костюмов из кинофильмов положили датчики вибрации, которые включают сигнализацию, если посетители щупают экспонаты. Датчики присутствия используются для автоматического включения света в залах, магнитоконтактные извещатели — для контроля открытия дверей.

По существующим стандартам хранения музейных экспонатов, данные о температуре и влажности со специального сертифицированного оборудования заносятся в особый журнал. Используемая система «умного» дома не сертифицирована, но служит полезным дополнением: при достижении недопустимых значений датчики температуры и влажности «умной» системы рассылают сообщения на телефоны ответственным сотрудникам. 

Узнать посетителя

Цифровые технологии помогают понять потребности посетителей. Анализ 3000 ч видео с камер слежения, установленных в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина позволил создать его «тепловую карту», отражающую посещаемость залов в разные дни и разные часы, проанализировать перемещение потоков посетителей.

Айтрекинг (технология отслеживания движения глаз) дал возможность зафиксировать, как именно осматривают экспозицию посетители: куда падает взгляд, как долго он задерживается в той или иной части пространства. Компьютерные технологии выявляют ударные экспонаты, определяют удобство изучения подписей (доступность этикеток), помогают определить эмоциональное отношение посетителей разных возрастов к представленным объектам. Такие технологии использовались для реэкспозиции зала в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева.
Источник: ИЭФБ РАН
Оборудование для исследователя

Еще дальше пошли в Русском музее, решив выяснить, что чувствует человек при взаимодействии с предметами искусства и какие нейронные сети за это отвечают. Проведенный анализ энцефалограмм лобной коры мозга, снятых во время осматривания картин посетителями, показал разное восприятие различных по стилю полотен и даже разную реакцию на схожие картины, когда одну из них позиционировали как произведение искусства. Исследование выявило различия в восприятии произведений художниками и посетителями разных возрастных групп.
Нейроэстетика в Русском музее

Молодая наука нейроэстетика, изучающая биологические основы эстетического восприятия, может помочь не только музейным работникам, стремящимся усилить воздействие экспозиций, но и специалистам по разработке искусственного интеллекта, уже генерирующего вполне приличные изображения и создающего предметы нейроискусства. Видны и коммерческие перспективы — создание искусственным интеллектом кастомизированной рекламы, максимально эффективно воздействующей на покупателя.

Музейные проблемы

Основные проблемы у музеев такие же, как и у остальных отраслей российского хозяйства: безопасность, кадры и необходимость импортозамещения.

Начальник отдела цифровых ресурсов Государственного центрального музея современной истории России Евгений Вечорек рассказал о хакерской атаке на информационную систему музея с помощью шифровальщиков: хакерам удалось зашифровать одну из резервных копий, спасло то, что их было две.

Он также посетовал на снижение квалификации исполнителей. Проект реконструкции здания музея был проверен и утвержден всеми контролирующими инстанциями, после чего выяснилось, что в серверную запланировано установить всего одну электрическую розетку, зато туалет был электрифицирован полностью. 

С серьезными проблемами из-за ухода зарубежных вендоров столкнулся главный музей Санкт-Петербурга. По словам заместителя директора по эксплуатации Государственного Эрмитажа Алексея Богданова, из-за отсутствия запасных блоков и узлов приходится использовать обратный инжиниринг — послойное сканирование печатных плат оригинальных устройств с целью создания работоспособных копий задействованных в автоматизированной системе музея контроллеров. Конечно, музей не занимается этим сам, а размещает заказы на питерских предприятиях. Рассматриваются и российские решения, совместимые с используемым импортным оборудованием.

Усложняет работу большое число законов и нормативных актов, связанных с информационной безопасностью музеев: эксперт насчитал их 36. Нужны дополнительные методические материалы, чтобы разобраться в многочисленных требованиях регуляторов.

По оценкам А. Богданова, уже 30% бюджета музея уходит на ИТ, а в перспективе эта доля вырастет до пятидесяти. Современные музеи уверенно переходят в цифру, как, впрочем, и остальной мир.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!