Рубрикатор |
Статьи |
16 января 2009 |
Реорганизация регулятора: оптимизм и неопределенность
По мнению аналитиков, реорганизация профильного министерства объективно затормозила принятие ряда решений, ожидавшихся в середине уходящего года. Но в среднесрочной перспективе, есть надежда, упущения будут наверстаны…
Г. Сменцарев: Задача регулятора в условиях рыночной экономики по большому счету состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечивать наиболее благоприятные условия для развития соответствующего сектора экономики, а, во-вторых, обеспечить баланс государственных, общественных и частных интересов. Требуется какое-то более – менее продолжительное время, чтобы оценить, насколько новая организация министерства будет эффективнее его прежней организации. Пока же объективно, в силу необходимости проведения внутренних перестроечных процессов, реорганизация отрицательно влияет на рынок. В частности, это перенос сроков рассмотрения проекта ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ до 2015 г.», которое на рынке связывают с реорганизацией Минкомсвязи.
Как, на Ваш взгляд, отразилась и еще отразится реорганизация профильного министерства на развитии рынка ИКТ и правовой сфере деятельности телекома и ИТ?
А. Мишушин: Поскольку общий курс изменений в государственном управлении в целом отражает происходящую «конвергенцию» телекоммуникаций и средств массовой информации, в этом отношении реорганизация представляется оправданной.
Сейчас Минкомсвязь подчиняет себе лицензионно-надзорный орган в области услуг связи, телевизионного и радиовещания, по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, функции по регистрации средств массовой информации, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (в том числе электронных). Нет никаких сомнений, что единый регулятор для отношений в сфере связи и СМИ упрощает взаимоотношения государства и бизнеса, снижает уровень административной зарегулированности бизнес-процессов.
Произошедшие кадровые перемены, в свою очередь, символизируют о большей независимости и равноудаленности регулятора от крупного бизнеса и финансовых групп.
Хочется надеяться, что Минкомсвязь в нормативном регулировании изберет курс на поддержку конвергентных технологий, фактического обеспечение им статуса, равного традиционным технологиям.
В. Демчишин: Новая реорганизация привела к полугодовому простою в деятельности ГКРЧ (на октябрь 2008 г.), что сдерживает деятельность участников рынка (операторов, производителей), нуждающихся в получении разрешений ГКРЧ на использование полос радиочастотного спектра. В условиях финансового кризиса это существенно осложняет выход на рынок новых игроков, реализацию новых проектов действующими операторами.
От нового руководства Минкомсвязи операторы ожидают деятельности по повышению прозрачности правил игры (лицензирование, выделение разрешений на частоты и др.) и предсказуемости на телекоммуникационном рынке. Это позволит спрогнозировать инвестиционные (административные) риски и существенно повысит инвестиционную привлекательность отрасли для отечественных и зарубежных инвесторов.
В структуре Минкомсвязи хотелось бы отметить наличие двух новых департаментов, которые внушают оптимизм по поводу внедрения новых технологий и разработки необходимой нормативно-правовой базы по актуальным проблемам развития отрасли: департамент научно-технического и стратегического развития отрасли и департамент цифрового телевидения и использования новых технологий в СМИ. Думаю, что положительные результаты их деятельности должны проявиться уже 2009 году.
В 2009 г. участники рынка ожидают от регулятора:
*принятия законодательной базы о недискриминационном доступе к инфраструктуре объектов связи ("последняя миля", здания, башни и пр.). Этот вопрос остается актуальным для большей части региональных альтернативных операторов;
*развития законодательной базы с целью обеспечения операторской деятельности по предоставлению инфокоммуникационых услуг на базе мультисервисных сетей NGN (типа Triple Play) (упрощение лицензирования, упрощение процедур регистрации объектов связи и ввода их в эксплуатацию);
*упрощения процедуры получения разрешительных документов на частоты (решений ГКРЧ, разрешений на использование номиналов частот), которая после принятия нового закона "О связи" и подзаконных актов только усложнилась;
*разработки программного документа по вопросу внедрения цифрового телевидения в РФ;
*разработки нормативно-правовой базы деятельности виртуальных операторов (VNO). Этому объективно способствует ряд факторов: внедрение сетей 3G в России, изначально имеющих избыточные ресурсы радиоподсистемы; наличие результатов НИР в рамках "Инфокоммуникационного Союза" о моделях деятельности мобильных виртуальных операторов (MVNO); накопленный опыт оператором "Синтерра" по кооперации с региональными операторами при реализации проекта "Региональные сети мини-WiMAX" (не имеющими частотного ресурса); накопленный опыт деятельности существующих операторов в роли MVNO/ VNO ("де факто", но не "де юре"); повышения роли контентных услуг для пользователей и статуса компаний, их предоставляющих.
О. Власова: В ходе реорганизации профильного ведомства в структуре министерства появились специалисты по массовым коммуникациям и Интернет-технологиям. Никаких революционных заявлений со стороны нового руководства пока не было, что связано как с текущей ситуацией на финансовых рынках, так и с относительно стабильным функционированием основных сегментов отрасли – сотовой и фиксированной связи. В связи с критикой деятельности менеджмента «Связьинвеста» министром Игорем Щеголевым мы ожидаем, что новая стратегия холдинга будет более агрессивной.
Т. Менькова: Судя по всему, акцент в деятельности нового министерства будет сделан именно на массовые коммуникации. По крайней мере, новая структура министерства кажется более ориентированной на контроль за распространением контента. С другой стороны, это логично, т.к. в сфере телекоммуникаций и информационных технологий основные задачи были решены еще прошлой командой. Сейчас стоит задача удержать достигнутые уровни и сохранить позитивные тенденции, замедлить которые, например, может рост стоимости денег. Скорее всего, именно на это будут ориентированы новые министерские топ-менеджеры, ответственные за телекоммуникации и информационные технологии. Стоит особо отметить, что в третьем квартале стало очевидно, что приватизации «Связьинвеста», о которой так много говорили, ждать в ближайшем будущем не имеет смысла – министр связи заявил о том, что государство не планирует приватизировать госпакет холдинга. Для нас это не стало неожиданностью, поскольку вероятность продажи госпакета в последние три года нами оценивалась как «значительно менее 50%», но для многих игроков это могло стать поводом для продажи акций МРК.
А. Богатов: Пока реорганизация профильного министерства практически никак не отразилась на развитии рынка. Новые чиновники постепенно осознают всю сложность и взаимосвязанность проблематики госрегулирования в области связи, поэтому многочисленные «утечки» о планируемых радикальных законодательных новациях в большинстве случаев так и остаются неофициальными «утечками».
Впрочем, бездействие регулятора в 2004-м году экспериментально доказало, что отрасль вполне может развиваться и без регулятора. Посмотрим, что произойдет на этот раз.
Н. Дмитрик: Очень интересное сочетание: смесь оптимизма и неопределенности. С одной стороны, отрасли очень не хватает стабильного регулятора, соблюдающего установленные в законе сроки (выдачи лицензий, разрешений, сертификатов) и последовательного в своей политике. С другой стороны, к старой команде у участников рынка накопилось очень много претензий и обид. Сейчас команда новая, и от нее многого ждут. Основное ожидание – синхронизация регулирования формы и содержания, «трубы и контента», т.е. деятельности в области связи и деятельности средств массовой информации.
Подготовила Лилия Павлова