Rambler's Top100
Блоги Борис ЛАСТОВИЧ

Почему не снижаются междугородные тарифы?

  21 ноября 2007 Страница персоны

Прошло два года с момента объявленной государством либерализации рынка услуг междугородной связи. Три десятка операторов стационарной и сотовой связи, а также IP-телефонии получили лицензии, и большинство из них уже приступили к оказанию услуг. Казалось бы, конкуренция налицо и следует ожидать резкого снижения тарифов. Однако, этого не происходит. Тарифы альтернативных «Ростелекому» операторов на услуги для  массовых пользователей ниже всего на 10–15% и экономических перспектив существенного их снижения не усматривается.

 

Это тем более удивительно, что в других странах с появлением конкуренции в этом секторе рынка стоимость услуг дальней связи снижалась в разы. И к тому имеются весомые предпосылки: введение рыночных механизмов регулирования устраняет неэффективную госмонополию и позволяет в полной мере реализовать возможности и преимущества современных технологий, на порядок сокративших стоимость оплаты междугородних и международных каналов и трактов, самой весомой составляющей издержек на предоставление услуг дальней связи. Примечательно, что в результате конкуренции доходность междугородной связи в целом не снизилась, так как снижение тарифов стимулировало опережающий рост потребительского  спроса. Операторы не потеряли своих прибылей, а потребители, прежде всего население, только выиграли.

 

Следует признать, что в России полный перевод национальных сетей на цифровые технологии, как это было сделано в развитых странах еще в 80–90 гг. прошлого столетия, еще и сегодня не завершен, однако основные магистрали, пропускающие, полагаю, не менее 80% междугородного трафика, реконструированы. А сети новых операторов («Транстелекома», «Экванта», операторов мобильной  связи) сразу строились на базе современной техники и технологий. Так что техническая отсталость вряд ли может служить основным сдерживающим фактором в снижении тарифов.

 

Нет и ажиотажного спроса,  превышающего возможности  предоставления  услуг и позволяющего операторам  держать  цены  на высоком уровне. Отраженный  в статистике за 2006 г. 20-процентный  прирост международного трафика не только следствие повышении спроса, но и в  значительной  степени  результат   изменений  в нормативно–правовой  базе, а также действий  налоговых органов, заставивших операторов вывести из тени  значительные объемы «серого» трафика.

 

На текущем этапе либерализации рынка конкуренция  в секторе услуг  дальней связи  приобрела  форму борьбы перераспределение  трафика «Ростелекома», что особенно заметно в сегменте корпоративных  пользователей. Но в таком случае, поле  для  конкуренции ограничено, а в  существенном снижении тарифов, против устанавливаемых  ФАС для доминирующего оператора, нет особого смысла.


Но основная причина
 сохраняющихся в условиях либерализации рынка  высоких  тарифов  на услуги дальней связи мне видится в особенностях регулирования  телекоммуникационного рынка РФ  в целом и  сектора услуг  междугородной связи в частности.
 

Законы, регулирующие национальные рынки услуг связи в развитых странах  (но не «деятельность  в области  связи», как  в России!), построены  по единому принципу, изложенному в виде рекомендаций ВТО, соответствующих директив Евросоюза, и являются  законами  прямого действия, т.е. не требуют для своей реализации множества подзаконных актов. У нас же, по  заявлению одного из бывших  высокопоставленных  чиновников Мининформсвязи, для реализации в полном объеме Федерального Закона о связи 2002 г. требуется введение в действие порядка 600 дополняющих его подзаконных актов.

 

Длительные сроки подготовки Постановлений, Приказов, Правил, Положений и т.д. при   сравнительной легкости  изменения вносят дополнительные риски в бизнес, ограничивая  развитие краткосрочными быстроокупаемыми проектами, что не может не сказываться на тарифной политике операторов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.