Rambler's Top100
 
Блоги Петр ДИДЕНКО

Пользователь и его проблемы

  06 декабря 2013 Страница персоны
Сергей Петренко из Яндекса сегодня написал постинг , который очень похож на тот, который я собирался написать в продолжение вчерашней темы про Детройт. Почему делают не те машины, которые хотят клиенты? Почему в автомобилях не те функции? Почему почти в любых продуктах пользователи не находят того, что им нужно? Почему стартапы делают продукты, которые ведут к смерти стартапов потому что ими не хотят пользоваться?

Причин много, но со временем я всё чаще вижу, что на начальном этапе создания новых продуктов что в больших компаниях, что в возникших только вчера стартапах - именно эта: мы не знаем кто наш клиент и какая у него проблема. Мы выдумываем проблемы за него, а потом приходим к нему с готовым продуктом, которые решает проблему, которой у человека нет.

На той неделе я участвовал в двух мероприятиях для стартеперов, где меня попросили поотвечать на их вопросы - это были тренин г "путинского" фонда ФРИИ в Екатеринбурге, а также финал конкурса Web-Ready в гипер-кубе Сколково (наконец-то я там побывал ;-). Говорил где-то с 15 предпринимателями и 7 или 8 раз мне пришлось нарисовать на бумаге эту вот картинку:



Суть такова. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной чертой надвое. Слева нарисуйте пользователя вашего будущего продукта и напишите всё, что знаете о нём: сколько ему лет, чем он занимается, чем интересуется, как живёт, как выглядит его бизнес (если речь о B2B-продукте), с кем ему приходится (случается) иметь дела, чего он хочет добиться и так далее.

Справа от черты напишите известные вам проблемы пользователя, которые вы собираетесь решать с помощью своего продукта. Например, "не хватает универсальной ИТ-системы, которая может всё" или "очень хочу переехать в облако, но не знаю как" и так далее. Пишите от первого лица - от лица самого пользователя. Все проблемы, которые вы собираетесь для него решать.

Потом сложите лист надвое, как раз по пунктирной черте. Теперь идите туда, где физически находится сейчас ваш будущий пользователь - мы будем задавать ему вопросы. Лучше не скайп - хочется видеть мимику, "язык тела", хорошо чувствовать сомнения в голосе и так далее. И лучше встречаться не только со знакомыми и лояльными вам людьми - они наверняка будут вести себя социально желательно, а это нам не нужно.

Так вот, встретили пользователя? Покажите ему ту часть листочка, на которой нарисован сам пользователь и написаны наши с вами представления о том, кто он. Пусть почитает. Спросите у него, согласен ли он с тем, что прочитал описание себя, своей жизни или своего бизнеса? Во многих случаях на практике люди скажут, что это - не о них. Вы думаете, что знаете своего пользователя - а он согласен с вашими представлениями о нём? Часто - нет. Это - половина ваших проблем в будущем.

Далее, когда на листочке будет написано то, что пользователь признает описывающим его, покажите другую сторону - список проблем. Пусть он также признает, что у него есть такие проблемы. Уверяю вас, исчезающее количество предпринимателей признает что у них есть проблема вроде "мне не хватает универсальной ИТ-системы для автоматизации бизнеса, которая может всё".

Пока вы не доведёте формулировку проблем до такого состояния, когда люди будут отвечать "да, у меня есть эта проблема" - можно не начинать ничего разрабатывать и тратить деньги на продвижение. Этот простой текст с разделённым надвое листочком поможет без лишних трат выяснить, а вы вообще знаете ли пользователей и проблемы, которые у них есть.

Еще интересно спросить людей о других проблемах. Может, предлагаемые вами проблемы действительно есть, но они настолько мелкие, что до траты даже минимальных ментальных усилий на их решение руки у клиента дойдут через десять лет. Тоже обычное дело. Почитайте например о реальных проблемах тех же предпринимателей в исследовании "Индекс ОПОРЫ" и подумайте, вы как же вы решаете их важные проблемы?

В общем, упражнение с листочком очень простое и его бесконечно дёшево проводить. Просто идти и разговаривать с теми, кому вы потом будете продавать. Если вы боитесь даже этого - интересно будет посмотреть на продвижение и продажи вами готового продукта... Люди не кусаются и не боятся простых вопросов. Идите и разговаривайте ;-) и потом делайте то, что решает проблемы юзеров. Думаю, в Детройте с этим были серьезные сложности.

Источник: Блог Петра Диденко
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.