Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2008
С. ВЛАДИМИРОВ  16 сентября 2008

Три способа заработать на видео в Интернете

Видео в Интернете перестает быть способом украшательства, бантиком на главной странице сайта. Наоборот, оно становится работающим элементом. Причем доступным как корпоративному, так и домашнему пользователю. А домашний пользователь – это не только потребитель контента, генератор трафика, но и потребитель рекламы.

Сразу оговоримся, что сконцентрируем свое внимание на видео для персональных компьютеров и мобильных устройств, оставив в стороне многочисленные сет-топ-боксы. Для них концепция монетизации практически та же, что и для любого другого платного телевидения. 

А вот с компьютерами общего назначения все гораздо интереснее. И тон здесь задает Америка.

Среднестатистическое американское домохозяйство (маркетологи из США предпочитают использовать именно этот термин) имеет несколько компьютеров, подключенных к Сети на скорости от 1,5 до 5 Мбит/с. Этого вполне достаточно, чтобы смотреть видео на полном экране с довольно приличным качеством (поток в 900 кбит/с при правильной настройке кодеков дает качество, близкое к DVD), что многие и делают. И тут возникает вопрос: как заработать на этой тяге к прекрасному?

Вариантов несколько. Первый – самый очевидный.

Надо продать контент

Занимаются этим многие. Кто-то откровенно ворует, распространяя через Интернет фильмы и передачи, на которые не имеет прав. Почему-то особенно этим грешат компании, базирующиеся в Канаде. Кто-то пытается продать свое. Таких меньше. Но основная задача, которая стоит и перед пиратами, и перед честными продавцами, – защитить свой контент от дальнейшего копирования. Делать это необходимо, поскольку при кажущейся доступности фильмов и информационных передач на DVD-, Blue-ray-дисках и по телевизору просмотр видео в Интернете весьма популярен. И даже работа на этнических рынках, характеризующихся невысокой покупательной способностью (не секрет, что иммигранты, которые составляют основу этнических рынков и диаспор, в среднем живут несколько беднее коренного населения), позволяет добиться оборота в несколько десятков тысяч долларов в месяц.

Впрочем, продавать видеоконтент можно не только пользователям компьютеров, но и владельцам мобильных устройств. Различие между ними стирается с каждым месяцем. Если еще год назад шла речь о сотовых телефонах с мультимедийными функциями и возможностью подключения к Интернету, то сейчас уже можно всерьез говорить о портативных компьютерах, одна из функций которых – мобильный телефон.

Опыт работы New Media Internet c сотовыми операторами Израиля, в частности с Cellcom, показывает, что наиболее привлекательный контент – музыкальные клипы. Причем пользователь требователен и хочет высокого качества звука и довольно высокого качества картинки.

О таких же интересах потребителей свидетельствует и практика Verizon Wireless, крупнейшего сотового оператора США. Новости и информация о погоде бесплатны, а вот развлекательные материалы, включая музыкальные клипы, стоят от полутора долларов. При этом цена не сильно зависит от того, хочет ли человек посмотреть клип один раз, установить его себе в качестве рингтона или скачать навсегда.

Что еще можно продать?

Если продажа непосредственно видеоконтента оказывается задачей сложной или невыполнимой по причине отсутствия авторских прав, то существует второй вариант монетизации. Он заключается в том, чтобы при помощи видео генерировать трафик. В настоящий момент это удается делать нескольким компаниям. В первую очередь – Google, своевременно купившей YouTube. Из российских следует отметить Mail.ru, РБК и Newsru.com. Список, конечно, не полон, но приведенная тройка, пожалуй, наиболее показательна. И если Mail.ru, много лет аккумулирующая аудиторию вокруг своих веб-сервисов (от почты до фотоальбомов), идет по пути построения собственного YouTube, а РБК за счет многочисленных поглощений предоставляет пользователям все мыслимые видеосервисы от прямого вещания до видеоблогов, то Newsru еще с
1999 г. использует видео как систему иллюстрации новостей, позволяющую привлечь дополнительных посетителей и сделать свои площадки более интересными для рекламодателей.

Между тем можно сделать еще один шаг и построить систему видеорекламы, с помощью которой осущест-влять продажи совершенно осязаемых вещей. И это будет третьим вариантом монетизации видео.

Пример такого подхода можно найти на портале американского мультимедийного ритейлера QVC и на сайте Beriozkashop.com.

«Березка», которая создавалась как интернет-поддержка телемагазина RTVi, исходно не предусматривала видеорекламы. Однако после подсчета числа видеороликов, имеющихся в распоряжении телемагазина, было принято решение сделать ориентированный на русскоговорящую диаспору США и Канады рич-медиа веб-сайт. В качестве видеостандарта был выбран Flash. За счет кросс-платформенности и присущей ему интерактивности этот формат лучше подходит именно для целей рекламы. В результате удалось построить систему, которая позволяет посетителю сайта расстаться со своими деньгами с первого клика по видео.

Уже после запуска системы стало понятно, что наиболее эффективна комбинация статической баннерной рекламы и видеорекламы в одном информационном блоке сайта. При наличии трех слайдов, два из которых – видео, а один – статическое изображение, пользователь охотнее выбирает видео. Таким образом, повышается кликабельность и как следствие – продажи, поскольку все действие происходит внутри одной системы.

Ошибки монетизации
 

Как и в любом проекте, в процессе монетизации видео контент-провайдеров поджидают всевозможные подводные камни. Часть из них чисто технологические. Например, компания CCBill, специализирующаяся на обеспечении интернет-платежей, предлагает объединенную услугу Windows DRM + биллинг, упирая в процессе переговоров на синхронизацию баз данных биллинговой системы и DRM-провайдера. В результате стоимость услуг вместо вполне реальных 5% оборота достигает 15–17%. Еще обиднее другое: самостоятельная реализация аналогичной системы синхронизации баз данных (в этом случае отдельно арендуется DRM-сервис, отдельно – биллинговый сервис) требует двух недель работы одного программиста, что можно считать разовой затратой, и позволяет снизить расходную часть до 3% оборота.

Впрочем, помимо технических ошибок возможны и идеологические. Вот некоторые из них: 

- Попытка продавать новости. Это не проходит даже в политизированном Израиле. Более того, это противоречит основным мировым тенденциям, которые свидетельствуют, что новостные сводки и информация о погоде должны быть оперативными и бесплатными. 

- Вставка рекламы в середину видеоклипа. Технически это сделать несложно, но в результате от 20 до 60% зрителей прекращают просмотр, а около 10% вовсе покидают сайт. 

- Уверенность в том, что «говорящая голова» на фоне нехитрых декораций и есть то самое видео в Интернете, которое повысит привлекательность профессионального новостного или информационного ресурса. Это грубейшее заблуждение хотя бы потому, что даже в Интернете видео должно быть профессиональным во всех смыслах. А неподготовленные журналисты с непоставленными голосами, работающие с одной камеры, без грима и без света, не только не в состоянии привлечь аудиторию или хотя бы высечь искру интереса у посетителей сайта, наоборот, способны вызвать стойкое раздражение по отношению к ресурсу. 

 

 СПРАВКА

Сколько стоит DRM?

У разных DRM-провайдеров цены могут различаться, но общая формула ценообразования довольно проста. Провайдер берет фиксированную плату, обычно не превышающую $200 в месяц. В нее входит от 2 тыс. до 20 тыс. пользовательских лицензий. При превышении порогового значения с подписчика сервиса взимается либо стоимость каждой дополнительной лицензии, либо, что чаще, плата следующей ступени, позволяющей раздать большее число пользовательских лицензий. На каждой следующей ступени число предоплаченных лицензий обычно удваивается.

Как защитить контент? 

Впрочем, использование здесь слова «защита» – в значительной мере лукавство. Правильнее будет сказать не «защитить», а максимально осложнить жизнь тем, кто попытается скопировать видео. Понятно, что лицензионные соглашения в этом случае не работают. Пользователь не читая поставит галочку под чем угодно, ни на секунду не задумавшись, нарушит любые права, а судебные издержки превысят размер штрафа. Поэтому даже адвокаты, работающие на BSA, и те стараются не связываться с пиратами из числа конечных пользователей. Но когда не работает закон, приходится защищаться самостоятельно.

Как это сделать? Технически можно предоставить пользователю при обращении к видеофайлу или к потоку временную ссылку, которая будет существовать максимум несколько часов. Путь довольно популярный, поскольку он дешев. Однако сколь дешев, столь же и ненадежен: для того чтобы вытащить такой файл из кэша компьютера, не надо быть системным администратором сверхвысокой квалификации. Эта задача вполне доступна ученику 7–8-го класса, интересующемуся компьютерами.

Более надежный способ – закрыть видеоданные при помощи DRM. На рынке представлено несколько технологий DRM, но наиболее раскрученная и, как следствие, дешевая – Windows Media DRM. Основное преимущество использования DRM от Microsoft в том, что самому ничего разрабатывать не надо. Достаточно приобрести сервис за более чем корректные деньги.

Другое серьезное преимущество DRM – отлаженный механизм привязки к платежной системе, т.е. собственно монетизации. При этом ежемесячные расходы на аренду DRM-сервиса и на оплату биллинговой системы могут даже оказаться фиксированными. В худшем случае затраты на защиту информации и сбор денег будут рассчитываться по формуле: фиксированный платеж + стоимость пользовательских лицензий + процент от транзакции. При разумном подходе затратная часть не превысит 5% объема продаж.

Справедливости ради необходимо отметить, что Microsoft – не единственная компания на рынке, предлагающая систему защиты видеоконтента. На пятки конкуренту наступает Adobe с технологией Flash-видео, которая даже за последний год значительно повзрослела. Чем закончится бодание двух софтверных гигантов, станет понятно через несколько лет. Пока же Microsoft проигрывает в том, что ее технология жестко привязана к ее же операционным системам и браузерам (говорить всерьез о плагинах для FireFox и реализации VC1-декодера в Linux не приходится, они функционируют, но с большими ограничениями), хотя и значительно опережает конкурентов по качеству картинки. Вместе с тем Silverlight – не что иное, как попытка отобрать рынок у Adobe, представив альтернативу универсальной технологии Flash, а значит, Microsoft более чем внимательно относится к своему конкуренту. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!