Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2012
02 февраля 2012

Предложение и спрос: встречным курсом?

Плоскости, в которых пересекаются предложения провайдеров услуг авторизованного ИТ-обучения и спроса со стороны их потребителей, – в дискуссионном клубе «ИКС».

«ИКС»: Как вы оцениваете состояние рынка услуг авторизованного ИТ-обучения в России в 2011/2012-м учебном году?

 Владимир ОВЕРЧЕНКО
Екатерина АНИКИНА 
Павел ЛАНЧИКОВ 
Александр НАУМКИН 
Ирина МОМЧИЛОВИЧ 
Ирина МУРАВЬЕВА 
 Валерий АНДРЕЕВ
Сергей ЩЕРБИНА 
 Артем СОКОЛОВ
Владимир ОВЕРЧЕНКО, руководитель учебного центра HP: В целом нельзя сказать, что рынок ИТ-обучения восстановился после примерно 40%-ного падения в 2009 г. Некоторые признаки оживления вдруг сменяются вялостью. Об устойчивом росте и докризисной активности рынка, на мой взгляд, говорить пока рано. Заказчики стали более «прижимистыми», урезают бюджеты на ИТ-обучение, хотя с точки зрения успеха внедрения новых информационных систем и их эффективной эксплуатации это совершенно неверно (что и подтверждают исследования влияния квалификации и компетенции ИТ-специалистов и менеджеров на результативность работы информационных систем для бизнеса).

Екатерина АНИКИНА, директор Информационно-сервисного центра SAP CIS: На протяжении 2011 г. мы наблюдали подъем рынка, к концу года он почти достиг докризисного уровня. Думается, что тенденция сохранится и в 2012 г. По крайней мере, мы чувствуем большой интерес к обучению со стороны как компаний, так и частных лиц. 

Павел ЛАНЧИКОВ, генеральный директор учебного центра Huawei: Рынок услуг ИТ-обучения с точки зрения «продавцов», несомненно, сделал определенные выводы по итогам первой кризисной волны: и в части гибкости ценовой политики, и в части вывода на рынок менее затратных для клиентов образовательных продуктов и решений, зачастую компромиссных по критерию качества. Однако объем рынка пока восстановился не полностью, и «покупатели», предчувствующие второй виток кризиса, до сих пор достаточно осторожно планируют бюджеты на ИТ-обучение.

Александр НАУМКИН, руководитель Академии профессионального тренинга, Siemens Enterprise Communications: Если говорить о динамике, то по сравнению с началом 2011–2012 учебного года на рынке авторизованного обучения наблюдается рост. В настоящее время идет несколько крупных федеральных проектов информатизации, многие компании вкладываются в свою инфраструктуру – все это автоматически формирует у них потребность в подготовке профессиональных кадров. Как показали итоги нашего финансового года, мы вышли на докризисный уровень: по сравнению с прошлым годом оборот по услугам учебного центра вырос в два раза, и на следующий период мы запланировали рост.

«ИКС»: Какие изменения претерпела ваша партнерская программа за годы кризиса и чем они объясняются?

Е. АНИКИНА: Мы очень аккуратно относимся к партнерству с учебными центрами: для нас важно сохранять высокое качество услуг обучения, а подготовка квалифицированных преподавателей занимает много времени. Помимо знания функционала конкретного модуля от них требуется понимать его связку со смежными функциональностями, уметь объяснить процесс в целом и к тому же правильно использовать многообразие тренинговых систем. Тем не менее мы начали пилотный проект по вовлечению партнерских центров в обучение и внимательно наблюдаем за его ходом. Сейчас мы сотрудничаем с пятью партнерами на территории России, Белоруссии и Казахстана.

В. ОВЕРЧЕНКО: В компании HP отсутствует глобальная политика авторизации внешних учебных центров. В некоторых странах в момент становления ИТ-обучения HP может использовать внешние учебные центры как тренинг-партнеров по ее авторским учебным материалам с сохранением всестороннего контроля над процессом обучения, однако в России это не так.

А. НАУМКИН: Наша программа сотрудничества с региональными учебными центрами предполагает  открытие авторизованных учебных центров на их базе. В первую очередь в качестве площадок мы рассматриваем вузы, видя в таком сотрудничестве два фактора, работающих на перспективу. Первый: готовя студентов, мы инвестируем в их знания современных телекоммуникационных продуктов и одновременно в удовлетворение потребностей работодателей в новых кадрах, такими знаниями обладающих. А второй: в открытых на базе вузов учебных центрах мы помогаем и состоявшимся специалистам в повышении квалификации и переподготовке.

«ИКС»: Что может сделать вендор для повышения качества авторизованного обучения в регионах России?

А. НАУМКИН: В рамках нашей партнерской программы мы уже сотрудничаем с учебными заведениями в Москве и в Киеве, на 2012 г. планируем активное развитие в регионах, ведем переговоры с вузами в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове, Самаре и других крупных городах. В этом смысле расширение географии присутствия Siemens Enterprise Communications в России и открытие наших авторизованных центров в крупных городах – два взаимосвязанных процесса. 

В. ОВЕРЧЕНКО: Некоторые ведущие вендоры авторизуют учебные центры, имеющие развитую региональную сеть, тем самым улучшая возможности обучения ИТ-специалистов в регионах РФ и снижая затраты компаний-заказчиков на их обучение. Компания HP пять лет назад предпочла другой путь – развитие синхронного дистанционного обучения под руководством преподавателя на основе технологии Web-conferencing, которая позволяет всем участникам курса, одновременно находящимся в общем виртуальном пространстве, общаться с преподавателем и между собой как голосом, так и с помощью чата. Для участия в таких дистанционных курсах слушателям необходим только компьютер с доступом в интернет и гарнитура (наушники с микрофоном) для лучшей передачи звука. Для выполнения лабораторных работ, на долю которых иногда приходится до 50% всего времени курса, наши слушатели получают доступ через Интернет к стендам виртуальной лаборатории HP Virtual Lab.

Е. АНИКИНА: Чтобы сделать авторизованное обучение доступным для регионов, мы работаем в двух направлениях: привлекаем партнерские учебные центры и развиваем удаленные курсы (в SAP используется термин Virtual Learning Class, VLC), посредством которых слушатели из регионов могут подключиться к семинарам московского Информационно-сервисного центра SAP.  Первыми технологию VLC оценили клиенты из Казахстана и уже активно ее используют, а сейчас и российские клиенты потихоньку стали преодолевать свои предубеждения.

«ИКС»: Какие возможности виртуализации и облачных вычислений вы предлагаете использовать в учебном процессе?

В. ОВЕРЧЕНКО: Для проведения курсов для ИТ-специалистов (как в классе, так и дистанционно) компания HP активно использует виртуальную лабораторию HP Virtual Lab (HPVL). Физически она расположена в США, а ее ресурсы доступны для слушателей из любой точки мира, где есть Интернет. HPVL используется в учебных центрах HP с 2004 г. и позволяет читать в таком формате ИТ-специалистам курсы по самому сложному и дорогостоящему оборудованию (серверам high-end, системам хранения, кластерам и т.д.), что было бы для большинства стран практически невозможно в силу дороговизны такого оборудования. HPVL используется по принципу «вслед за солнцем» 24 часа в сутки – сначала в странах Азии, затем Европы, и наконец, Америки. Дистанционное обучение под руководством преподавателя осуществляется  на базе облачного сервиса HP Virtual Room, типичного представителя группы SaaS.

Е. АНИКИНА: SAP в полной мере использует облачные вычисления – все наши учебные системы находятся в «облаках».

А. НАУМКИН: Одно из ключевых направлений в нашем портфолио – курсы по продуктам, которые фактически работают из облачной инфраструктуры (OpenScape UC Applications, OpenScape Voice и др.). Для практических занятий можно использовать в виртуальной среде удаленные лаборатории с установленным в них оборудованием. Это, кстати, экономит массу средств для партнерских учебных центров – не требуются инвестиции в приобретение физического оборудования.

«ИКС»: Какие хорошо зарекомендовавшие себя в мире технологии, формы, методы ИТ-обучения прижились на российской почве, какие нет?

Е. АНИКИНА: В целом Россия идет тем же путем, что и остальной мир, но с некоторой задержкой. Удаленные семинары активно используются в США уже лет пять, у нас же они только сейчас начинают набирать обороты. Вот, пожалуй, доверия к электронным курсам у российских клиентов меньше, чем за рубежом. Наши клиенты не верят, что сотрудники способны самостоятельно обучаться. Но и этот стереотип потихоньку преодолевается – экономика заставляет использовать все возможности для снижения стоимости и ускорения получения знаний.

Ирина МОМЧИЛОВИЧ, генеральный директор, Rainbow Security: По опыту действующего в нашей компании Центра экспертной поддержки специалистов в сфере ИБ и продаж, могу сказать, что, несмотря на рост спроса компаний из регионов на дистанционное обучение, будущее ИТ-образования России – за очными краткосрочными курсами, поскольку эта сфера нуждается в образовании гибком, легко подстраивающемся под потребности бизнеса.

«ИКС»: Насколько остра сегодня для компании потребность в услугах ИТ-обучения сотрудников?

Ирина МУРАВЬЕВА, директор по персоналу, «КОМПЛИТ»: Информационные технологии – профильное направление нашей компании, поэтому и повышение квалификации ИТ-специалистов можно назвать флагманским в нашей программе развития персонала. Однако наш опыт показывает, что сколь ни высоки наши запросы и потребности в этой области, мы можем их удовлетворить. Если есть в мире хоть кто-то, кто проводит нужное нам обучение, мы его получим. Если такового найти не удалось, есть смысл подготовить и провести обучение внутренними силами компании.

Валерий АНДРЕЕВ, заместитель директора по науке и развитию, «ИВК»: Острота связана с необходимостью оперативного решения долго обдумываемой (откладываемой) задачи, возникшей совершенно неожиданно. И таких задач подавляющее большинство. Но существует и просто ряд системных пробелов в отрасли, таких направлений, где специалистов мало, и они нарасхват. Здесь есть только один способ – взращивание собственных сотрудников. Услугами фрилансеров долго сыт не будешь.

Внешнее же обучение необходимо в некоторых специфических случаях. Например, обучение специалиста по базовым информационным защищенным компьютерным технологиям, БИЗКТ (ОС МСВМ и пр.), по информационной безопасности в части защиты персональных данных.

Сергей ЩЕРБИНА, зам. гендиректора, Esri CIS: Потребность есть не столько в ИТ-обучении как в таковом, сколько в повышении квалификации в ГИС-технологиях специалистов в различных прикладных сферах – в энергетике, на транспорте, в инженерных специальностях и других областях. Специалисты, сочетающие знания в какой-то предметной области и в ИТ, встречаются довольно редко, и потому они чрезвычайно востребованы при реализации проектов.

«ИКС»: Услугами каких учебных центров вы пользуетесь для подготовки собственных ИТ-специалистов и по каким критериям их выбираете?

Артем СОКОЛОВ, зам. технического директора, «Техносерв»: Во главу угла мы ставим учебные центры производителей оборудования, коих в мире очень много. Зачастую одним из основных критериев их выбора является максимальная приближенность к производству, к реальному оборудованию и программному обеспечению. Теория и красивые флэш-эмуляторы могут быть отчасти полезны, но никак не заменят профессионального общения с разработчиками, посещения производства, погружения в технические подробности, знание которых позволит применять теоретические выкладки максимально эффективно.

В. АНДРЕЕВ: Наши критерии: компетентность и еще раз компетентность!

И. МУРАВЬЕВА: Мы сотрудничаем практически со всеми хорошо зарекомендовавшими себя провайдерами в области услуг ИТ-обучения. Критерии выбора просты и сложны одновременно: в каждом конкретном случае мы находим «продукт» в удобное время и в досягаемом месте. Ценовой критерий в данном случае, как правило, не самый важный. Во-первых, цены на одни и те же услуги у разных провайдеров одинаковы либо сопоставимы. А во-вторых, следует комплексно оценивать затраты всех ресурсов, а не только финансовых. Иногда время бывает важнее всего, иногда – организационное удобство, а иной раз и географический фактор определяет наше решение.

С. ЩЕРБИНА: Проблема выбора УЦ перед нами не стоит: наш собственный учебный центр в области геоинформационных технологий – один из крупнейших в России. Помимо этого, специалисты Esri CIS регулярно проходят обучение в учебных центрах наших партнеров – за рубежом, особенно по новым для российского рынка продуктам и технологиям.

«ИКС»: Затраты на повышение квалификации сотрудников компании – это для нее инвестиции в будущее? Каким образом и через какое время они возвращаются?

И. МУРАВЬЕВА: Да, мы считаем такие расходы инвестициями, поскольку более грамотные специалисты приносят компании больше прибавочной стоимости, а уникальные эксперты создают штучные трудно копируемые технические решения. Это усиливает наши конкурентные преимущества и укрепляет положение компании на рынке.

Возврат таких инвестиций в нашем случае происходит достаточно оперативно, так как  приобретенные ИТ-специалистами знания и умения применяются на практике, непосредственно при реализации новых проектов.

В. АНДРЕЕВ: Курсы повышения квалификации – дело серьезное и недешевое. Сотрудник чаще всего обучается с отрывом от производства, и мы вправе рассчитывать, что  применять новые знания и навыки он начнет сразу по возвращении к работе. В результате обучения должны повыситься профессионализм, сложность и масштаб решаемых им задач. Но, в зависимости от характера работы, зримые плоды ИТ-обучение может дать и через несколько месяцев, и через год.

С. ЩЕРБИНА: Мы убеждены, что обучение ИТ-специалистов – это правильные инвестиции, и готовы играть «в долгую».

А. СОКОЛОВ: Базовое обучение – это основа, без которой профессионал в ИТ быть таковым не может. Другое дело, что это глубокие технологические знания, инвестиции в которые крайне важны. Возврат их зависит не только от квалификации центров обучения, но и от эффективного использования полученных знаний сотрудниками. Можно с гордостью заявить, что профильное обучение достигает своих целей практически всегда, а эффект от полученных знаний начинает ощущаться уже в первых проектах. Еще хотелось бы отметить тот факт, что обученные сотрудники стараются поделиться своими знаниями с коллегами, за счет чего появляется синергия в решении поставленных задач.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!