Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2013
Сергей ОРЛИК  29 января 2013

Всем мобильным устройствам выйти из тени!

Термин Shadow IT – которым ранее обозначали информационные системы, внедренные без участия ИТ-департаментов, – теперь вполне применим к мобильным устройствам, считает Сергей ОРЛИК, директор Центра корпоративной мобильности, ГК «АйТи».

Сергей ОРЛИК, директор Центра корпоративной мобильности, ГК «АйТи»Сегодня многие компании существуют в двух реальностях. Первая сложилась вокруг собственного, спроектированного и оснащенного по всем правилам ЦОДа, с тонким тюнингом периметра информационной безопасности. Приметы второй – огромное количество разнообразных мобильных устройств, неподконтрольных ни ИТ-службе, ни службе информационной безопасности, неконтролируемое движение корпоративной информации... И сотрудников и ИТ-департамент такая ситуация устраивает – до тех пор, пока не возникнет инцидент информационной безопасности.

Но ведь ЦОД не самоцель, он предназначен для бесперебойного функционирования информационных систем компании, к которым сотрудникам нужно обеспечить удобный для них доступ – мобильный. Так что основная проблема, наверное, в том, чтобы принять факт возникновения нового класса АРМ – мобильных рабочих мест. Посмотрев свежим взглядом, ИТ-подразделение и департаменты, принимающие в компании решения со стороны бизнеса, увидят, что структура рабочих мест меняется. У сотрудников, которые более 20% рабочего времени проводят вне офиса, рабочее место должно быть мобильным.

Три подхода к устройствам

Отправной точкой для мобильного рабочего места служит, конечно, само устройство, которое должно восприниматься пользователем как удобное и качественное. Решение о централизованной закупке (отказе от закупки) устройств должен принимать бизнес на основании оценки повышения эффективности, которое обеспечит «мобилизация» сотрудников.

Способов создания мобильных рабочих мест три. Один – на первый взгляд, недорогой, в духе концепции BYOD – предполагает использование в корпоративных целях личных смартфонов и планшетов сотрудников. Однако надо понимать, что планы поддерживать в корпоративной сети любые устройства нереалистичны. Так что придется с учетом предпочтений пользователей вырабатывать корпоративные стандарты и рекомендовать сотрудникам сделать выбор из определенного количества моделей смартфонов и планшетов ограниченного круга производителей.

Второй, промежуточный, подход к созданию мобильных рабочих мест (он используется у нас, в ГК «АйТи») состоит в том, что сотрудникам в рамках специальной программы предоставляется возможность по закупочным ценам приобретать мобильные устройства, соответствующие корпоративным стандартам и гарантированно работающие с информационными ресурсами компании.

Третий способ превращения традиционных рабочих мест в мобильные предполагает, что компания приобретает смартфоны или планшеты в собственность, а потом выдает их сотрудникам. На первый взгляд он кажется затратным, но поскольку мобильных рабочих мест обычно много, срабатывает механизм корпоративной закупки со скидками, с расширенной гарантией, с технической поддержкой. Это немаловажно, поскольку корпорации, в отличие от частных лиц, не могут себе позволить менять такие устройства раз в 8–14 месяцев, а потому при выборе поставщика они должны интересоваться не только ценовой составляющей. Тем более что и опыт зарубежных компаний, и наш опыт реализации проектов доказывают: закупка бюджетных моделей не обеспечивает ожидаемого сотрудниками удобства использования и на 99,9% не решает задачу создания мобильных рабочих мест. Вряд ли люди откажутся от использования собственных смартфонов или планшетов от ведущих мировых производителей в пользу noname-устройств с ограниченным функционалом.

Впрочем, одних только устройств, закупленных или принесенных сотрудниками с собой, недостаточно для организации полноценных мобильных рабочих мест. Мобильное устройство сможет выполнять свои функции, только если на него установить

Программное обеспечение

С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что стоимость корпоративной клиентской лицензии для ПК в 3–5 раз превышает его стоимость. С другой стороны, намереваясь приобрести для компании мобильные приложения с бизнес-функциональностью, почему-то ожидаем, что они будут стоить $9,99 или хотя бы $14,99. А ведь этот программный продукт, его коммуникации, обеспечение безопасности не менее сложны, чем корпоративное ПО для стационарных ПК. Так что, планируя организацию мобильных рабочих мест, компании должны принимать в расчет затраты не только на устройства, но и на ПО (с коэффициентом 2–4 по отношению к стоимости первых), а также на внедрение, независимо от того, своими силами оно осуществляется или с привлечением системных интеграторов и консультантов.

Что представляет собой комплекс программного обеспечения, необходимый для полноценной «мобилизации» бизнеса? Начнем с инфраструктурного ПО, позволяющего управлять мобильными устройствами с учетом специфических задач их пользователей на том же уровне автоматизации, что и персональными компьютерами сотрудников, начиная с инвентаризации ПО и заканчивая автоматическим развертыванием сертификатов, – словом, поддерживающего все процессы управления жизненным циклом устройства в организации.

Инфраструктура корпоративной мобильности, которая включает и магазины приложений, и настройки безопасности в соответствии с принятыми в организации политиками, интегрируется в корпоративную инфраструктуру. «Мостиком» между последней и мобильными рабочими местами служит ПО класса Mobile Device Management и Mobile Application Management, с помощью которого выполняется управление настройками.

Помимо инфраструктурного ПО для работы удаленных сотрудников требуются прикладные базовые решения, обеспечивающие подключение к средствам доставки информации. Это электронная почта, унифицированные коммуникации, средства для совместной работы, мобильные библиотеки контента.

Что касается офисных пакетов, то сегодня планшеты под управлением OS Android поставляются с предустановленным Polaris Office. Пользователи мобильных устройств компании Apple при желании тоже могут воспользоваться одной из кросс-платформенных систем – Polaris Office или Quick Office.

Если прикладные базовые решения должны устанавливаться на каждое мобильное рабочее место, то специ-фические бизнес-системы для каждой категории пользователей свои. Топ-менеджерам на их устройствах необходима бизнес-аналитика и документооборот, маркетологам и менеджерам по продажам – CRM, мерчендайзерам и логистикам – складские программы. При этом надо понимать, что, несмотря на присутствие на рынке множества мобильных версий специализированных программных продуктов, все равно как минимум потребуется их тюнинг под особенности бизнеса заказчика, а в ряде случаев – и разработка специальных решений.

А для того, чтобы правильно сложить все вышеперечисленные «кирпичики» в стройное здание корпоративной мобильности, компании необходима

Стратегия мобилизации бизнеса

Мобильных работников в компании, в зависимости от сферы ее деятельности, может быть много, поэтому для начала нужно определить тот круг сотрудников, организация мобильных рабочих мест для которых создаст максимум преимуществ для бизнеса, причем на перспективу двух-трех лет.

Ядро стратегии мобилизации – бизнес-концепция. Исходя из нее разрабатывается программа действий – стратегия создания в компании мобильных рабочих мест. Кстати, во многих организациях такая карта бизнес-приоритетов проходит согласование со службой персонала, после чего и определяется, для какой категории сотрудников и в каком количестве закупать мобильные устройства, а какой – разрешить доступ в корпоративную сеть с их собственными устройствами, соответствующими рекомендациям ИТ-департамента.

Совсем отсекать корпоративные закупки мобильных устройств, мне кажется, неправильно. Каким бы ни был модным термин BYOD, на Западе от него уже начинают отходить. Зачем снова своими руками создавать в компаниях проблему «зоопарка», которая оборачивается ростом затрат на техподдержку?

Выбор программно-аппаратных решений для реализации бизнес-концепции – прерогатива ИТ-департамента. Он должен решить, какая MDM-система будет обеспечивать подключение мобильных устройств к базовым прикладным ресурсам и управлять их жизненным циклом в корпоративной сети. Кроме того, ему нужно определиться с набором бизнес-систем, удаленный доступ к которым критически важен, предварительно проанализировав все возможные сценарии их использования. Тут я бы предложил начать с выделения функций, необходимых сотрудникам при том или ином сценарии работы, а затем решить, какой доступ к бизнес-системам – терминальный, через веб-клиент, из мобильных приложений – наилучшим образом подходит для их исполнения (отдельно нужно рассмотреть вопрос о необходимости офлайн-доступа).

При этом надо понимать, что разработка мобильных бизнес-приложений – задача отнюдь не тривиальная. Практика показывает, что разработчики массовых приложений, как правило, не знают, что такое корпоративная инфраструктура и как к ней подключиться, не имеют никакого представления о разных сценариях работы мобильных сотрудников. Вот почему нужно искать разработчика приложений с редким сочетанием знания B2B-рынка и опыта работы на нем.

  

«Мобилизация» бизнеса предполагает расширение корпоративного ИТ-ландшафта за счет добавления к нему еще одного слоя – мобильных рабочих мест, исходя из приоритетов, определенных в ходе общения с бизнесом. Главное для ИТ-директоров не сидеть сложа руки, иначе бизнес сам решит эту задачу за счет все тех же Shadow IT. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!