Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Виктор МАРКЕЛОВ  07 мая 2013

Мобильные операторы готовы играть существенную роль

на развивающемся рынке электронных платежей. О возможностях и барьерах на пути этого бизнеса, схемах взаимодействия разных игроков и сервисах мы беседуем с Виктором МАРКЕЛОВЫМ, директором по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелКома».

Виктор МАРКЕЛОВ, директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелКома» – Сколько абонентов «Билайн» пользуются сегодня мобильными платежами и в адрес каких провайдеров услуг они чаще всего их осуществляют?

– Пользователей мобильной коммерции у нас сегодня более 2 млн человек. Большинство из них – это жители крупных российских городов, причем не только обеих столиц. Одними из наиболее популярных направлений в мобильной коммерции являются платежи в социальных сетях (на этих площадках абоненты приобретают «местную валюту» для оплаты подарков и участия в рейтингах и голосованиях), оплата онлайн-игр, мобильной связи и погашение банковских кредитов. Несколько реже мобильный телефон используется для того, чтобы заплатить за интернет, спутниковое ТВ, услуги ЖКХ.

– Насколько комиссия, которая берется с абонента при проведении мобильных платежей, сдерживает прирост пользователей?

– Источником комиссии выступает либо торгово-сервисное предприятие, в пользу которого проводится платеж, либо конечный пользователь. Одни торгово-сервисные предприятия готовы платить больше, другие – меньше, соответственно и комиссия с пользователя может быть меньше, больше или вообще отсутствовать. Размер комиссии для разного вида платежей колеблется от 2 до 5%. Тенденция к ее снижению на рынке уже существует. Мы и сами снизили комиссию на денежные переводы наших абонентов и теперь хотим посмотреть, насколько за счет этого увеличатся объем платежей и база пользователей.

– Какие мобильные платежные сервисы вы видите в качестве драйверов роста проникновения услуги?

– Первое перспективное направление – онлайн-игры, как многопользовательские, так и казуальные. Последние приобретаются абонентами спонтанно, от случая к случаю, и потому способ оплаты с лицевого счета у оператора подходит для них идеально. Впрочем, у нас хорошо растут продажи и тех и других. Второе направление – это погашение кредитов. Потребительское кредитование населения будет развиваться, а возможность отправить платеж в счет погашения кредита с мобильного телефона очень удобна, поскольку экономит время. Мы также планируем начать оказание финансовых услуг в наших офисах для того, чтобы абонентам было удобно вносить на свой счет средства, которые предназначаются не только для оплаты услуг сотовой связи, но и для различных мобильных платежей, включая погашение кредита.

– Предлагая услуги по проведению платежей в счет погашения кредитов, вы вступаете в конкуренцию с банками?

– Банки заинтересованы в развитии самой системы потребительского кредитования, это для них наиболее интересная часть бизнеса. А выбор канала погашения – это вопрос удобства клиентов, и тут банки не ревнуют их к мобильным операторам.

Другое дело, если мы сами будем развивать кредитование. Но при этом мы все равно будем находиться с банками в разных нишах, поскольку нам эффективнее работать с небольшими суммами. Высокий уровень автоматизации и наличие широкого спектра офлайн- и онлайн-каналов для пополнения счета способны гарантировать рентабельность этого бизнеса. И, я думаю, найдется много желающих не занимать деньги до зарплаты у соседа, а взять микрокредит у оператора.

– Как бы вы оценили уровень конкуренции между разными группами игроков на рынке электронных/мобильных платежей?

– Эта сфера, безусловно, является конкурентной, она растет ежегодно на десятки процентов. Однако с точки зрения традиционного бизнеса и операторов связи, и банков это все-таки маленькая территория, которая обещает стать большой. Я бы назвал отношения между вышеупомянутыми группами игроков словом coopetition (от англ. cooperation и competition). У нас есть партнерские отношения со многими банками, которые в то же время развивают свои интернет- и мобильные банкинги. И я думаю, что это полезно для экономики России, так как ускоряет процесс проникновения услуги. То есть мы работаем на увеличение «общего» пирога.

– Если вернуться к игровым приложениям, которые хорошо продаются с мобильного телефона, то почему для вас было важно начать сотрудничество с Google?

– Google – крупнейший OTT-игрок, он ведет бизнес сам по себе. И нам было важно показать ему преимущества сотрудничества с оператором связи. Главное из них заключается в том, что мы обеспечиваем интеграцию магазина приложений Google c нашей биллинговой системой. Традиционно в мире оплата приложений на GooglePlay производится банковской картой. Но, как известно, Россия – страна наличных денег. Проникновение банковских карт у нас достаточно большое, а вот активность их использования для платежей гораздо ниже, чем активность пользователей сотовой связи. Позволяя нашим абонентам оплачивать покупки на GooglePlay с мобильного телефона, мы увеличиваем базу покупателей платных приложений в России. Сегодня этим сервисом пользуются сотни тысяч человек, и мы рассчитываем, что к концу года их станет около полутора миллионов. Подобное сотрудничество способно ощутимо увеличить потенциал сервисов Google, а также других ОТТ-игроков. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!