Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Стратегическое отступление

30 декабря 2010

В 2010 г. отчетливо проявились различия в стратегиях крупнейших сотовых операторов России. «Мегафон» сделал ставку на укрепление на домашнем рынке, вплотную приблизившись к лидеру — МТС. «Вымпелком» увлекся международной экспансией — пока, правда, безрезультатно. А МТС во главу угла поставила сохранение уровня доходности.

Перестановка сил в «большой тройке» произошла еще в апреле 2010 г., когда «Мегафон» обогнал «Вымпелком» по количеству сотовых абонентов в России, напоминают «Ведомости». Тогда у «Вымпелкома» было чем оправдаться: его представители объяснили, что, во-первых, компания не гонится за количеством sim-карт, многие из которых не приносят дохода, а во-вторых, у оператора более строгая, чем у конкурентов, учетная политика.

Тем не менее в III квартале 2010 г. «Вымпелком» уступил «Мегафону» и по мобильной выручке, заработав в России лишь 53,8 млрд руб. (против 54,6 млрд руб.). Оператор, который зимой 2005-2006 гг. имел все шансы стать номером один по выручке в России, обогнав МТС, теперь скатился на третье место — впервые в своей истории. А в отдельно взятом октябре «Мегафон» вплотную приблизился к давней цели стать лидером на российском сотовом рынке — разрыв с МТС сократился до 316 млн руб.

Операционные проблемы «Вымпелкома» в очень большой степени связаны с людьми, сказал «Ведомостям» гендиректор Vimpelcom Ltd. (контролирует «Вымпелком») Александр Изосимов. Он напоминает: у компании часто менялся менеджмент (в апреле 2008 г. вместо Изосимова «Вымпелком» возглавили Борис Немшич и Александр Торбахов, а уже в июне 2010 г. их сменила Елена Шматова), у сотрудников снижалась мотивация и т. д.

Неудачи «Вымпелкома» на ключевом рынке (в III квартале 2010 г. Россия обеспечила 74,3% выручки Vimpelcom Ltd.) совпали с реализацией глобальных планов акционеров. Не успели российская Altimo и норвежская Telenor объединить «Вымпелком» с украинским «Киевстаром» в апреле 2010 г. на базе Vimpelcom Ltd., как начались переговоры о новом слиянии — на этот раз с Weather Investments Нагиба Савириса, которая владеет 100% итальянской Wind и 51,7% египетского Orascom. В случае успеха сделки (против которой, правда, выступила Telenor) выручка Vimpelcom Ltd. удвоится — и он войдет в пятерку крупнейших сотовых операторов мира (по числу абонентов).

Но Изосимов призывает не связывать впрямую результаты российского бизнеса с зарубежными планами. В жизни каждой компании бывают спады, рассуждает он, но ДНК «Вымпелкома» и его бренда очень сильные: компании просто надо прибавить обороты, что и произойдет в начале 2011 г. Правда, гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков настроен не менее решительно. «Я не сильно огорчусь, даже если мы достигнем лидерства по выручке через год. Важнее, чтобы люди, работающие в компании, были объединены общей целью, а для того чтобы ее достичь, мы должны расти быстрее рынка», — сказал он в интервью «Ведомостям», добавив, правда, что цели стать лидером любой ценой у компании нет. Похоже, такая цель все-таки есть, возражают менеджеры обоих конкурентов: по их мнению, именно «Мегафон» — виновник снижения стоимости минуты разговора на рынке.

Стратегические позиции, к которым Vimpelcom Ltd. подходит в этом году, определят потенциал компании на следующие 10 лет, убежден Изосимов. Объединив «Вымпелком» с «Киевстаром», холдинг получил «полновесное» присутствие на трех ключевых рынках СНГ (в России, на Украине и в Казахстане), если же завершится сделка с Савирисом, он будет иметь доступ к более чем 800 млн абонентов. А эффект масштаба и географического охвата имеет все большее значение для определения потенциала в телекоминдустрии, верит Изосимов.

И Солдатенков, и президент МТС Михаил Шамолин придерживаются другой точки зрения. Купить за рубежом активы, рассчитывая на рост, сейчас невозможно: средние темпы роста рынка в мире составляют около 2%, объясняет Шамолин. А на развивающихся рынках очевидны только риски,. Глобализация закупок также не приносит выгоды, так как цены крупнейших мировых операторов практически не отличаются от МТС из-за жесточайшей конкуренции между вендорами, указывает Шамолин. Глобальные приобретения могли бы иметь смысл, если бы была уверенность, что рост передачи данных превратится в новую волну роста доходов, но такой уверенности пока нет, говорит он.

Стратегия МТС — не рискуя понапрасну, выявлять наиболее перспективные сегменты рынка с высокой доходностью и инвестировать в них, добавляет директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. Правда, сосредоточение на доходности тоже может быть опасным. Ослабление позиций «Вымпелкома» в России — как раз результат процесса, который начался в 2008 г., когда случился кризис и компания сфокусировалась на генерировании денежных средств, напоминает Климович из «ВТБ капитала».

Источник: Ведомости

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.