Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

ERP: машиностроение подсело на «1С»

31 января 2008

По данным центра Tadviser в российской отрасли машиностроения за последние 5 лет реализовано 387 ERP-проектов на базе продуктов 14 вендоров. Почти 40% рынка в штучном выражении заняла «1С» (153 проекта).

При этом ряд аналитиков и участников рынка подчеркивают, что решения 1С не подходят для реального машиностроения, когда, например, необходимо вести спецификации сложных изделий, организовывать новые маршруты, планировать и балансировать мощности.


На втором месте по числу проектов в машиностроении стоят решения американской Infor — 74 проекта. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что очень популярная в свое время система BaanERP в настоящее время принадлежит именно Infor. Из 74 ERP-проектов 37 приходится именно на BaanERP. Согласно Tadviser, немалым спросом в отрасли пользуется и собственная разработка Infor — система Infor ERP SyteLine (27 проектов на ее базе).


Далее идет «Компас» с одноименной ERP-системой. Ее решения внедрялись 37 раз. Четвертое место занимает SAP. На ее долю пришлось 29 разработок mySAP ERP и SAP Business One. В пятерку лучших также входит Microsoft Dynamics — 25 проектов.


Что касается вопроса о востребованности тех или иных ERP-продуктов предприятиями отечественного машиностроения, то здесь, по мнению ряда аналитиков, есть смысл говорить не только о популярности решений по сегменту в целом, но и рассмотреть, какие ERP-системы пользуются наибольшим спросом этих заказчиков при реализации самых масштабных проектов, на кого из вендоров делают ставку «топы» российского машиностроения. В частности, по данным CNews Analytics, в тридцатке крупнейших ERP-проектов
2007 г. в российском машиностроении лидируют решения Infor (14 проектов). По три ERP-проекта в этом списке приходится на решения Oracle и Microsoft Nav, по два — на Microsoft AX., IFS и 1С. На долю остальных вендоров («Компас», «Парус»и SAP) приходится лишь по одному проекту.


«Промышленные предприятия (и машиностроительные — в частности) в последние годы стали реалистично оценивать собственные ИТ-потребности, — говорит эксперт CNews Analytics Элеонора Ершова. — Сегодня они понимают, сколько лицензий какого именно продукта и для каких задач им необходимо. Для вендоров это хорошо: с такими заказчиками удобнее и приятнее работать. В то же время машиностроение является одним из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к точности и скорости обработки поступающей рыночной информации. Для этого нужны эффективные системы обработки информации, поэтому ключевым моментом развития промышленных предприятий становится информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и внешних производственных связей. Эти задачи решаются, в том числе, за счет внедрения современных ERP-систем. Однако в целом нельзя сказать, что предприятия машиностроения являются очень активными потребителями комплексных информационных систем. В основном они ограничиваются более простыми ИТ-средствами». По оценке CNews Analytics, среднестатистическое предприятие транспортного машиностроения может себе позволить заказать ИТ-проекты стоимостью не более $300–500 тыс.


«Бюджеты на внедрение ERP в целом растут, появляется интерес к функциям управления персоналом, а не просто к расчету заработной платы и учету кадров, — отмечает руководитель отдела маркетинга «Компас» Лев Якобсон. — Наблюдается интерес к западным „тяжелым“ ERP-системам. Но при этом очень мало кто внедряет западные подсистемы управления персоналом. В результате очень велик процент внедрений, когда западная ERP-система идет в связке с отечественной системой управления персоналом. Отечественные решения выросли функционально, и уже способны предоставить пользователю все необходимые ему возможности за гораздо более адекватные деньги. Особенно это касается стоимости услуг, так как отечественные системы, в среднем, проще и быстрее во внедрении, а цена за час работы консультанта, как правило, много ниже».


«Помимо роста «валовых» показателей - количества проектов и их функционального объема, а значит, и количества закупаемых лицензий - существенно изменились и качественные характеристики, - считает старший архитектор отраслевых бизнес-решений SAP Алексей Насакин. - Во-первых, изменился основной акцент требований заказчиков: если раньше основной вопрос звучал как "а что у вас есть для управления машиностроительным предприятием?", то теперь первым делом спрашивают "а что у вас есть для планирования и управления производством, если мы увидим, что с этой функциональностью у вас все в порядке, тогда и будем смотреть все остальное". Таким образом в индустрию пришло осознание того факта, что индустриальная специфика и ожидаемая эффективность внедрения сосредоточены как правило в логистической части функционала. И либо в вашем программном продукте полнофункциональное управление производством есть, вы не раз его внедряли на практике, и тогда вы действительно вендор "решения для машиностроения", либо у вас всего это нет и ваш продукт - "решение еще для чего-то очень важного"». По словам специалиста, другая важная тенденция отрасли - следование за структурными изменениями в индустрии, а именно за организацией крупных холдингов. Чем больше холдингов, тем более востребованы решения, связанные с функционированием холдингов - консолидация, бюджетирование, портфельное управление проектами и т.п.


По данным Tadviser, в пятерке крупнейших ERP-интеграторов по числу проектов в машиностроении только одна компания, о которой можно говорить как о специализирующейся на внедрениях в данной отрасли — Frontstep (доля машиностроительных предприятий во внедрениях ERP-систем от общего числа ERP-проектов здесь превышает 56%). Остальные интеграторы имеют более широкую отраслевую диверсификацию. В дополнение к третьему месту в списке вендоров, «Компас» может похвастаться лидерством по количеству внедрений ERP-систем. На ее долю приходится свыше 8,3% от общего количества реализованных проектов. «Необходимость учета специфики бизнес-процессов машиностроительных предприятий приводит к тому, что на рынке внедрений ERP-систем в этой отрасли лидируют локальные игроки с наработанной экспертизой», — отмечают исследователи.


«Постепенно приходит все более широкое понимание того, что внедрение невозможно силами одних лишь консультантов, что необходимо создание объединенной рабочей группы, что это достаточно длительный и трудоемкий процесс, — подчеркивает Лев Якобсон, говоря об интеграции. — Раньше очень многие считали, что можно решить задачу внедрения даже отдельной подсистемы моментально, „с кондачка“. Теперь таких меньше».


«Помимо смещения основных акцентов выбора, произошло повышение уровня компетенции тех, кто выбирает, - добавляет Алексей Насакин. - "А реализован ли в вашем решении алгоритм APS?" - этот вопрос встречается довольно часто».

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.