Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 23 января 2013

IT становятся BT

Крупные компании заинтересованы в создании комплексных функциональных, стандартизированных, сервисоориентированных проектов, отвечающих и нуждам компании, и требованиям отрасли. Для этой цели хорошо подходит модель управления процессами, применяемая в IT-компаниях и описанная отраслевым стандартом ITIL. Пример тому – созданная в РЖД единая автоматизированная система управления перевозками.

Компании HP и «Ай-Теко» создали для Московской железной дороги (МЖД) единую автоматизированную систему управления на базе HP Service Manager. Инвестиции в проект на данный этап составляют 420 млн. рублей, из которых 370 млн. было затрачено на первый этап создания и внедрения системы, а 150 млн. – на модернизацию и оснащение Технологического центра, «мозга» проекта. По словам заместителя главного инженера МЖД Александра Поздеева, наиболее капиталоемкой оказалась инфраструктурная область, а плата за продукт и за услуги внедренцев составила не более 30% от стоимости.

Проект стартовал 1 июня 2011 года, а первое внедрение системы в рамках проекта состоялось в феврале 2012 года на ветке Москва-Александров - пока в максимально возможном на данный момент объеме система работает только там. 

На данный момент проект имеет статус пилотного, и решение о его тиражировании (или не-тиражировании) будет принято после оценки результатов работы за хотя бы годовой период, рассказал А. Поздеев.

Но даже в случае положительного решения внедрение единой системы управления перевозками даже на МЖД займет не один год и будет стоить миллиарды рублей. Кроме того, пройдены еще далеко не все этапы развития программы. Так, например, среди ближайших целей МЖД (и специалистов «Ай-Теко», которые продолжают поддерживать проект) – развитие и модернизация системы видеонаблюдения.

Что представляет собой система управления перевозками? Это единая технология управления деятельностью всех хозяйств, построенная на основе HP Service Manager с соблюдением типовых процессов библиотеки ITIL.

Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко», отметил, что данная система – это первый случай в России, когда традиционно «айтишная» модель управления процессами, описанная отраслевым стандартом ITIL, применяется не в IT-области. Но при этом, отмечает Шакиров, интерес к такому варианту ведения бизнеса у крупных компаний очень высок. И, видимо, уже в ближайшее время мы услышим о новых системах и внедрениях такого рода.

Вернемся к системе, разработанной в и для РЖД. Ее «сердце» – система управления расписанием поездов. С ним вместе, в единой связке, работают система управления пригородными отправлениями и система управления вагонно-подвижного состава и локомотивных бригад. «Сквозные» элементы структуры – управление транспортной безопасностью (в т.ч. экономической), управление быстрого реагирования и управление клиентской поддержкой.

Главная цель, которая была поставлена, и которой удалось добиться, по словам А. Поздеева, - это предельная прозрачность и предсказуемость работы каждого отдельного сотрудника, занимающего любую должность. «Введено правило подводной лодки», - говорит Поздеев: работник должен выполнять все, что назначено, и только то, что назначено. «Это очень дисциплинирует всех, - отмечает Поздеев. – В том числе уходят все барские замашки руководителя».

Технически созданная система включает в себя технологию комплексного управления пригородными перевозками, систему автоматизированного управления процессами и систему визуализации технологических процессов, которая дает возможность наблюдать за текущим состоянием инфраструктуры и процессом выполнения задач на плане дороги или в 3D-модели.

Для более эффективного управления расписанием решение HP Service Manager объединяет все пригородные поезда и маршруты МЖД, а также все ресурсы, включая подвижной состав и локомотивные бригады, в единую систему визуализации исполнения расписания. В случае опоздания поезда HP Service Manager получает оповещение и обеспечивает информационное сопровождение принятия управленческих решений по восстановлению графика. Это позволяет своевременно информировать пассажиров МЖД об изменениях в расписании поездов, а также автоматизировать сам процесс оповещения пассажиров о текущем графике движения транспорта и оптимизировать расход ресурсов подвижных составов и локомотивов.

Все процессы, связанные с управлением перевозками, и все технологии пригородного транспортного узла теперь объединены в общую систему, предусматривающую четкий и консолидированный сбор и обработку данных.

Система  дает возможность экономически эффективно спланировать оборот моторвагонного подвижного состава и локомотивных бригад (МВПС и ЛБ), повысив качество обслуживания и подготовки МВПС, сократив число отказов в эксплуатации и несоответствий в ремонте, а также уменьшив расход топливно-энергетических ресурсов. В системе организован учет электропоездов и их компонентов: секций, вагонов, кузовов, двигателей и пр. В этой же системе организован пооперационный контроль  технологического процесса работы локомотивных бригад – от явки и предрейсового медосмотра до сдачи маршрута, что повышает эффективность всего процесса работы локомотивных бригад.

Новая система позволяет создавать более безопасную среду для пассажиров МЖД. Способствуя проведению комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на всех объектах МЖД (платформы, вокзалы, кассы, салоны пригородных поездов и т.д.), новая система обеспечивает своевременную реакцию на все инциденты, ставящие под угрозу безопасность пассажиров. Для выявления случаев нарушения транспортной безопасности используются различные каналы поступления информации: тревожные кнопки, интеллектуальное видеонаблюдение, доклады работников ОАО «РЖД» и сотрудников частных охранных предприятий. Выявленные инциденты регистрируются и контролируются диспетчерами управления с применением HP Service Manager.

 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.