Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Дальний Восток отстает по Интернету

03 апреля 2013

Самый дорогой и наименее доступный интернет в России — на Дальнем Востоке. И хотя стоимость фиксированного Интернета в этом регионе снизилась на 61% за год, его доступность, и, что самое главное, скорость не внушают оптимизма: тратя на интернет ту же часть зарплаты, что и москвич, житель ДВФО получает скорость в 18 раз ниже.

Компания «Яндекс» подготовил исследование развития Интернета в регионах России. В исследовании использованы как данные сервисов «Яндекса», так и результаты исследований, проведенных Фондом общественное мнение (ФОМ), исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет.

По данным ФОМ на осень 2012 года, месячная аудитория интернета в России составляет 61,2 млн человек старше 18 лет — это более 52% всего совершеннолетнего населения страны. Для большинства пользователей интернет стал повседневным, привычным явлением. Три четверти выходящих в сеть (почти 47 млн человек) делают это ежедневно. По данным TNS, в городах с населением более ста тысяч жителей практически у всех пользователей (94%) есть выход в интернет из дома, причем у большинства из них — широкополосный.

Аудитория интернета по‑прежнему растёт, но темпы роста замедляются — с осени 2010 по осень 2011 года она увеличилась на 17%, а с 2011 по 2012 год рост составил 12%.

Среди федеральных округов только два — Центральный и Уральский — увеличили темпы роста, остальные показали снижение. Сильнее всего рост замедлился в Дальневосточном федеральном округе, который ещё год назад лидировал по этому показателю. Москва и Санкт‑Петербург, несмотря на всеобщее замедление, увеличили темпы — однако происходит это за счёт увеличения населения мегаполисов, а не за счёт роста проникновения интернета (доли пользователей интернета среди жителей).

Аудитория интернета увеличивается в основном за счёт регионов — 86% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт‑Петербурга. Это чуть меньше, чем в предыдущие годы — тогда на регионы приходилось более 90% новой аудитории.

За год проникновение интернета в целом по России выросло на 5 процентных пунктов до 52%. Наибольший вклад в рост этого показателя внесли города с населением менее 100 тысяч человек. Здесь проникновение увеличилось за год на 7 процентных пунктов, достигнув среднего уровня по России. Сёла по‑прежнему сильно отстают. Видимо, среднероссийского показателя они достигнут не скоро: в этом году рост проникновения интернета в сёлах замедлился (5 п.п. против 8 п.п. в 2011 году). В столицах проникновение практически перестало увеличиваться, остановившись в районе 70%.

Доля пользователей, которые ежедневно выходят в сеть, достигла 77%. Рост за год составил всего 2 п.п., что заметно ниже, чем в предыдущие годы.

Фиксированный широкополосный доступ

За прошедший год скорость фиксированного широкополосного доступа к интернету значительно выросла, а его цена в пересчёте на 1 Мбит/с заметно снизилась — по данным Яндекса, в 4 раза до 26 рублей за 1 Мбит/с. Однако вероятно, что большинство пользователей не стало платить за интернет меньше, просто теперь за те же деньги пользователи получают доступ на более высокой скорости (если, конечно, они озаботились переходом на новые тарифы).

Значительная часть пользователей выбирает тарифы по 500–600 рублей в месяц. В регионах среди таких тарифов скорость доступа в сеть выросла в 4,4 раза до 22 Мбит/с. В Москве скорость удвоилась, а в Санкт‑Петербурге утроилась.

Самый дешёвый интернет (в пересчёте на 1 Мбит/с) — в Санкт‑Петербурге (13 руб/Мбит в сек), а самый дорогой — на Дальнем Востоке (197руб/Мбит в сек).

Доступность интернета зависит не только от стоимости интернета, но и от уровня доходов в регионе. По индексу доступности — то есть соотношению средней зарплаты и стоимости доступа — лидирует Москва. По‑прежнему сильно отстает Дальний Восток — в 2013 году регион занял последнее место. Тратя на интернет ту же часть зарплаты, что и москвич, житель ДВФО получает скорость в 18 раз ниже.

Мобильный доступ

Самая низкая стоимость мобильного доступа к интернету (55 руб. за Гб) — в Южном федеральном округе, самая высокая - в ДФО (156 руб. за Гб). Наибольший индекс доступности  — в Санкт‑Петербурге. По обоим показателям сильно отстает Урал. Тратя на мобильный доступ такую же часть своей зарплаты, что и среднестатистический россиянин, житель УрФО может скачать без ограничений скорости на 40% меньше данных.

Интернет с мобильных устройств

По данным TNS, в декабре 2012 года различными мобильными устройствами (телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались около 16,7 млн жителей крупных российских городов6. Это почти 27% всего населения этих городов.

За последний год аудитория мобильного интернета выросла на 35%. (Для сравнения: вся аудитория интернета за то же время увеличилась только на 12%.) Наибольший рост показали Приволжский и Северо‑Западный федеральные округа — аудитория увеличилась на 60% и 53% соответственно. Из общей картины выбивается только Дальний Восток — здесь аудитория уменьшилась на 4%.

Устройства

По данным TNS на январь 2013 года, большинство пользователей мобильного интернета (49%) выходят в сеть с помощью смартфонов8. Год назад лидировали обычные сотовые телефоны. В этом году их доля сократилась в полтора раза и составила 34%. Доля планшетов, наоборот, выросла — с 6% до 16%.

Распределение мобильных устройств по платформам тоже изменилось. По данным Яндекс.Метрики на февраль 2013 года, на долю Android и iOS приходится около 60% мобильных устройств для выхода в сеть (год назад было 42%). Резко сократилось количество телефонов на Java и Symbian.

Использование

Люди чаще пользуются интернетом днём, с 10 утра до 10 вечера — и на обычных компьютерах, и на мобильных устройствах. Различается только время наибольшей активности. У пользователей компьютеров пик приходится на послеобеденное рабочее время, около 16:00, а с мобильных телефонов и планшетов в интернет больше всего выходят после ужина, в районе 21–22 часов.

Активность пользования интернетом с компьютеров в выходные дни падает. С мобильных телефонов — снижение активности в выходные почти не происходит, а с планшетов на выходных в интернет выходят даже чаще, чем в будни.

Домены

По данным ТЦИ, в 2012 году число доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 15% — до 5,1 млн. 85% доменов в этих зонах приходится на домен .RU. По итогам года он опустился с четвёртого на шестое место в рейтинге национальных доменов мира.

Около 40% доменных имён зарегистрированы жителями двух столиц.


Распространение интернета

Федеральные округа

Проникновение интернета, %

Проникновение мобильного интернета, %

Стоимость фиксированного доступа в интернет, рублей за Мбит/с

Индекс доступности интернета

Стоимость мобильного доступа в интернет, рублей за Гб трафика

Индекс доступности мобильного доступа к интернету

Число доменов на 1000 пользователей

Центральный (без Москвы)

50

25

24

1,14

112

1,01

78

Северо‑Западный (без Санкт‑Петербурга)

56

23

39

0,73

97

1,21

52

Южный

49

29

37

0,55

55

1,52

32

Приволжский

48

26

24

0,88

78

1,12

46

Уральский

54

22

25

1,34

233

0,6

51

Сибирский

50

25

27

0,93

108

0,96

40

Дальневосточный

50

31

197

0,19

156

1

47

В среднем по России без двух столиц

50

26

26

1

108

1

51

Москва

70

30

16

3,39

144

1,56

201

Санкт‑Петербург

71

27

13

2,72

85

1,71

125

Ознакомиться с подробным отчетом по развитию Интернета в регионах можно на сайте Яндекса .

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.