Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Портрет юного интернет-пользователя в 2013 году

23 сентября 2013

Российские дети быстро осваивают оборудование, используемое для работы в интернете, и стремятся использовать разные места для выхода в сеть. В основном несовершеннолетние выходят в сеть из дома и из образовательных учреждений.

Как отмечается в исследовании, проведенном международным детским онлайн-конкурсом «Интернешка» по заказу МТС, «Лаборатории Касперского» и НП «Лига безопасного интернета», мобильный интернет стал неотъемлемой частью жизни российских детей и продолжает наращивать свою долю. Также выявлен существенный рост доли детей, особенно в младшей возрастной группе, выходящей в интернет с помощью игровых приставок.

По-прежнему велика доля детей, которые заявили, что они свободно посещают любые сайты.

Участники исследования, в основном, являются активными пользователями интернета. Так 72,2% респондентов отметили, что часто пользуются интернетом. При этом можно отметить значительный рост доли детей, часто и подолгу пользующихся интернетом, с увеличением их возраста. В группе детей в возрасте 6-7 лет часто и подолгу пользуются интернетом 17,5% респондентов, а в группе подростков 16-17 лет таких пользователей 48,4%.

Основным местом доступа в интернет у опрошенных детей является их дом (82,6% респондентов). А если учесть, что значительная группа несовершеннолетних выходит в интернет в гостях у друзей (19,8%), то общая доля детей, пользующихся интернетом в домашних условиях, составляет 85,0%.

Основным местом доступа в интернет у опрошенных детей является их дом (82,6% респондентов). А если учесть, что значительная группа несовершеннолетних выходит в интернет в гостях у друзей (19,8%), то общая доля детей, пользующихся интернетом в домашних условиях, составляет 85,0%.

Вторым по важности местом является школа, а именно, 32,1% несовершеннолетних ответили, что выходят в сеть из школы. Причем в образовательных учреждениях дети пользуются интернетом в основном на уроках информатики (19,1%) и после уроков (10,2%).

Дети, принявшие участие в исследовании, активно пользуются разнообразными средствами доступа в интернет. Большинство (54,6%) выходят в Сеть с личного компьютера или ноутбука, 40,9% - с общего устройства, 40,4% - с мобильных устройств, 5,7% - с игровых приставок. Наконец, 8,4% детей и подростков выходят в интернет с других устройств.

 Нужно отметить, что с возрастом существенно увеличивается доля респондентов, использующих для выхода в интернет личные компьютеры и мобильные гаджеты. Так в группе 16-17-летних 63,0% респондентов пользуются личным стационарным компьютером или ноутбуком, и 51,6% респондентов используют мобильные устройства для доступа в интернет. Для сравнения в группе детей в возрасте 6-7 лет аналогичные показатели составляют 39,5% и 21,0%.

Если сравнить приведенные цифры по старшей возрастной группе с аналогичными данными 2012 года (77,2% и 48,1%), то можно допустить, что часть подростков отказывается от личных компьютеров в пользу мобильных гаджетов (смартфонов и планшетов).

Нужно отметить, что за все время исследования (с 2010 года) наблюдается тенденция к росту доли детей, которые выходят в интернет с мобильных устройств. Если сопоставить данные 2013 и 2012 годов о распределении мобильных пользователей по возрастным группам, то также можно заметить, что почти во всех возрастных группах наблюдается прирост доли респондентов, пользующихся мобильным интернетом.

Динамика доли детей, использующих мобильные устройства для выхода в интернет, в разрезе возрастных групп

Еще одним интересным наблюдением стал существенный прирост доли детей, выходящих в интернет с помощью игровых приставок. При сопоставлении данных 2013 и 2012 годов видно, что во всех возрастных группах наблюдается прирост доли респондентов, пользующихся игровыми приставками для выхода в сеть. Особенно сильный рывок наблюдается в самой младшей возрастной группе (6-7 лет). По сравнению с 2012 годом доля пользователей с приставками возросла с 2,0% до 10,5%.

Динамика доли детей, использующих игровые приставки для выхода в интернет, в разрезе возрастных групп

Находясь в глобальной сети несовершеннолетние, в основной своей массе, вольны посещать любые интернет-ресурсы. Так 58,3% опрошенных ответили, что они свободно посещают сайты, которые им нравятся. Для сравнения в 2012 году доля респондентов, ответивших аналогично, составила 52,4%, а в 2010 году – 62,0%, что с учетом характера исследования может говорить об отсутствии значимой динамики в параметре "воспринимаемая степень свободы в пользовании интернетом".

Примечательна картина роста воспринимаемой степени свободы несовершеннолетних в пользовании сетью с увеличением возраста респондентов. Если в группе 6-7-летних только 20,0% детей ответили, что они свободно посещают сайты, которые им нравятся, то в группе 16-17-летних таких оказалось 78,4%.

Несовершеннолетние продемонстрировали различные реакции на проблемные ситуации, возникающие в интернете. Чуть более четверти юных пользователей (28,3%) заявили о своей самостоятельности при разрешении неприятных ситуаций, возникших при пользовании интернетом. При этом 31,9% детей в случае возникновения неприятной ситуации в интернете обратятся к родителям за советом и помощью.

Примечательна картина изменения реакции несовершеннолетних на проблемную ситуацию в зависимости от возраста. Так, если в группе детей в возрасте 6-7 лет основной реакцией является обращение к родителям (таких детей 57,0%), то в группе 16-17-летних преимущественной стратегией будет самостоятельное решение проблемы, возникшей в сети (таких респондентов 43,1%).

Приведенные выводы свидетельствуют о высокой важности курса на защиту несовершеннолетних с учетом места и способа их выхода в глобальную сеть, в частности, внедрения мер по защите от нежелательного контента для пользователей фиксированного домашнего интернета и мобильного интернета. Также, вероятно, нужно привлечь внимание ведущих поставщиков игровых приставок к задаче защиты юных интернет-пользователей.

Около четверти юных пользователей  проявляют самостоятельность при разрешении неприятных ситуаций, возникших при пользовании интернетом, избегая обращаться к взрослым или друзьям. Поэтому важно информировать несовершеннолетних о приемах безопасного использования интернета и о способах выхода из проблемных ситуаций. Также важно на всех популярных интернет-площадках, где велика доля несовершеннолетних пользователей, предоставить детям сервисы помощи в экстренных ситуациях (кнопки тревоги и т.д.). Кроме того, необходимо развивать и поддерживать независимые централизованные онлайн-сервисы помощи детям (линии помощи и т.п.).

Одновременно большое количество детей в случае возникновения неприятной ситуации в интернете обратятся к родителям за советом и помощью. Поэтому важно расширить информирование родителей о подходах к организации безопасного использования интернета для несовершеннолетних.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.