Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 24 сентября 2013

«12-тонники» заплатят

Один из самых громких государственно-частных проектов года, так называемый «Проект «12-тонников» стартовал в сентябре объявлением открытого конкурса на право создания и дальнейшей эксплуатации системы  взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам грузовым транспортом свыше 12 тонн.

Итоги конкурса будут подведены в марте 2014 г., система должна начать работать 1 ноября 2014 г.
В основе проекта лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. Таким образом, платежи осуществляются теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках, отмечает Росавтодор. В то же время, экономика автоперевозчиков от внедрения системы взимания платы не пострадает (снижение чистой прибыли возможно на 0,36–0,5%, что не должно сказаться на потребителях услуг). Кроме того, введение платы принесет выгоду и самим  владельцам транспорта. Благодаря дополнительному финансированию дорожной отрасли, улучшению качества дорожного покрытия и дополнительному развитию транспортной инфраструктуры компании смогут экономить на своих издержках, связанных с перевозкой.

В целях информационной поддержки для удобства владельцев транспортных средств по всей территории страны будет развернута сеть консультационных центров, пунктов оплаты и выдачи бортовых устройств, организованы круглосуточный call-центр и интернет-сайт.

Контроль соблюдения законодательства будет осуществляться за счет системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили – не менее 180 шт.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах – не менее 480 шт.). Для передачи информации и отслеживания платежей будут применяться технологии ГЛОНАСС/GPS, ГЛОНАСС/DSRC. По мере движения автомобиля средства будут зачисляться в бюджет РФ. Нарушители правил взимания платы будут привлекаться к ответственности в соответствии с КОАП РФ (штрафы от 5 тыс. до 450 тыс. рублей). 

Важная характеристика проекта – полное исключение человеческого фактора и, следовательно, возможностей для коррупционных схем. Привлечение нарушителя к ответственности будет осуществляться на основе данных фото- и видеофиксации, которые обрабатываются системой в автоматическом режиме.

До начала движения владелец автомобиля должен внести денежные средства на счет оператора (3,5 рубля за километр пробега). Для работы с данными о движении автомобилей и мониторинга оплаты будет создан ЦОД.

Как отметил Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства, сопоставимых аналогов системы, с учетом современности и комплексности используемых технологий и масштаба дорожной сети (50 000 км федеральных дорог), нет ни в одной стране мира. Реализация инициативы предполагает объединение лидеров рынка технологий на основе ГЛОНАСС, российских и иностранных телекоммуникационных  компаний, имеющих опыт создания аналогичных систем. По словам Романа Старовойта, свою заинтересованность в участии уже высказали все основные лидеры российского рынка технологий на основе ГЛОНАСС (ОАО «НИС ГЛОНАСС», Некоммерческое партнерство «Развитие технологии ГЛОНАСС» и др.), крупнейшие российские телекоммуникационные  компании («МегаФон», Ростелеком, «Сумма-телеком») и иностранные компании, имеющие опыт создания аналогичных систем  («Автострада», «Талес», «Сименс», «Капш»).

По планам Росавтодора, на первом этапе проекта будет определен частный партнер – консорциум концессионера, состоящего из ряда компаний, которые в рамках конкурса будут соревноваться между собой по инвестиционно-финансовым, техническим и юридическим предложениям. Напомним, 11 сентября 2013 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. № 531-р Федеральным дорожным агентством был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы и используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Для реализации проекта государством по итогам проведения открытого конкурса будет выбран оператор (концессионер). Задача оператора – создание и дальнейшая эксплуатация системы.

В графике проекта предусмотрены: период подачи заявок (11 сентября – 23 октября 2013 г.), вскрытие конвертов с заявками (24 октября 2013 г.), подведение итогов предквалификации (25 октября – 15 ноября 2013 г.), период предоставления участникам конкурса доступа в Информационное помещение (18 ноября 2013 г. – 13 февраля 2014 г.), период подачи конкурсных предложений (18 ноября 2013 г. – 13 февраля 2014 г.), вскрытие конвертов с конкурсными предложениями (14 февраля 2014 г.), подведение итогов конкурса (17 февраля-17 марта 2014 г.), переговоры и подписание концессионного соглашения (18 марта – 5 июня 2014 г.), переговоры и финансовое закрытие (6 июня – 12 декабря 2014 г.).

По оценке Росавтодора, расходы на стадии создания системы составят 25 621 млн. руб. без учета НДС: на бортовые устройства (2 млн. штук) - 14 984 млн., на строительство и оборудование системы стационарного контроля – 6 614 млн., на разработку ПО – 2 558 млн., на строительство и оборудование Центра управления и мониторинга (где будет размещен ЦОД) – 971 млн., прочие капзатраты – 493 млн. руб.  

Срок начала функционирования системы взимания платы действующим законодательством определен 1 ноября 2014 г. По данным Росавтодора, общий объем частных инвестиций для реализации проекта может составить около 180 млрд рублей. Предварительные расчеты показывают, что за весь период реализации проекта (порядка 13 лет) поступления в федеральный бюджет составят около 1 триллиона рублей. Все эти средства целевым образом будут отправлены на развитие автодорожной сети, что позволит осуществлять своевременный и качественный ремонт проезжей части, а также увеличить пропускную способность дорог.


Лилия Павлова


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.