Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Опыт использования BI-систем в России

28 октября 2013

У российского бизнеса есть явная (и осознаваемая) потребность в BI-системах, однако информации как о возможностях систем, так и о преимуществах, которые может дать компании использование бизнес-аналитики, пока недостаточно.

Российский рынок BI-систем на данный момент один из самых динамично развивающихся сегментов ИТ - его объем по итогам 2012 года составил 43,125 млрд рублей, увеличившись за год на 25%. Таким образом, рынок BI-систем растет быстрее, чем рынок ИТ в целом и рынки других сегментов делового ПО в частности. При этом российский рынок бизнес-аналитики опережает по темпам роста и мировой рынок, объемы которого за 2012 год, по данным IDC, увеличились лишь на 8,7%. Эксперты предрекают бизнес-аналитике дальнейший рост. Так, к концу 2013 года объем мирового рынка систем business intelligence (BI), по прогнозам Gartner, достигнет $13,8 млрд, что на 7% больше, чем в 2012 году.

В свете активного развития российского рынка BI-систем компания QlikTech совместно с порталом TAdviser провели опрос, посвященный текущему опыту использования систем бизнес-анализа. Целью исследования стал анализ основных тенденций использования российским бизнесом BI-систем, а также соотношения потребностей различных отраслей и используемого ими на практике функционала решений для бизнес-аналитики.  

В опросе приняли участие 342 представителя российских компаний, причем количество ИТ-специалистов и сотрудников бизнес-подразделений оказалось приблизительно равным. Среди представителей бизнес-направлений 16,96% опрошенных – это аналитики, 11,7% – специалисты отделов продаж и маркетинга, а 10,53% – топ-менеджеры компаний. Также в опросе приняли участие сотрудники финансовых отделов, логистики и закупок и некоторых других отделов.

Почти половина всех участников опроса работают в крупных компаниях с численностью более 1000 сотрудников. Четверть опрошенных представляют компании, в штате которых от 100 до 500 сотрудников, чуть менее – компании со штатом менее 100 человек. Представители компаний, в которых работает от 500 до 1000 сотрудников, оказались в меньшинстве.  

Примечательно, что не все участники опроса используют в своей работе BI-системы: 21,99% лишь планируют внедрять бизнес-аналитику, а 16,42% не используют их в принципе. При этом среди наиболее часто озвученных причин отсутствия BI-системы на предприятии оказались недостаток информации о представленных на рынке решениях, их дороговизна, неструктурированность баз данных компании и неготовность ИТ-инфраструктуры. Некоторые респонденты также отмечали наличие негативного опыта внедрения систем бизнес-анализа и даже консервативность руководства, считающего инвестиции в развитие аналитики «непрофильными затратами».  

Бизнес-взгляд на BI

Опрос бизнес-пользователей показал, что более половины всех необходимых для принятия решений данных бизнес-персонал получает без чьей-либо помощи: 29,52% респондентов самостоятельно формируют необходимые отчеты, еще 24,29% – получают нужную информацию напрямую из внутренних ИТ-систем. Примечательно, что самостоятельно получать данные приходится даже топ-менеджерам крупных компаний, хотя для этой категории опрошенных на первом месте оказались получение данных от аналитиков и генерация отчетов из ИТ-систем.    

Данные из аналитических отделов получают 15,95% опрошенных, 10,24% – из других подразделений компании, а 5,48% – по запросу из ИТ-подразделений. 13,81% респондентов за необходимой информацией вынуждены обращаться к внешним источникам – Интернету, сторонним аналитическим исследованиям или внешним системам.  

Между тем, потребность в регулярной аналитике у бизнес-подразделений высокая – независимо от того, есть ли BI в компании. 49,07% респондентов она необходима ежедневно, 26,9% – еженедельно. Ежемесячно нужна аналитическая информация 19,88% опрошенных, несколько раз в год – 4,35%. И лишь 0,62% респондентов вообще не ощущают потребности в таких данных.

Заметим, что в компаниях, уже использующих BI-систему, ситуация несколько меняется: ежедневно нуждаются в аналитических данных 63,16% респондентов, что почти на 15 пунктов больше, чем общий показатель. Соответственно распределились и показатели частоты использования BI-системы в бизнес-подразделениях. 68,42% из тех, в чьей компании внедрена BI-система, пользуется ее возможностями ежедневно, 18,95% – еженедельно, 9,47% – ежемесячно. При этом 100% представителей госсектора и ТЭК отметили ежедневное использование BI. Также ежедневно обращаются к системе бизнес-анализа 87,5% представителей производственных компаний, 84,21% – финансовых компаний, 83,33% сотрудников фармацевтических компаний и 77,27% торговых и дистрибьюторских. Отстает только телеком: здесь лишь 46,67% работают с BI ежедневно.

Для удовлетворения потребности в аналитике в компаниях используются разные механизмы. Наиболее распространенным (на него пришлось 31,68%) стала самостоятельная подготовка отчетов, лишь немого уступает подготовка отчетов на уровне функциональных подразделений – 29,37%. 24,42% предприятий возлагают ответственность за подготовку данных на плечи специальных аналитических отделов, 6,6% – на ИТ-службы. Головной офис берет на себя данную функцию лишь в 5,94% компаний.

В компаниях с внедренной BI-системой наиболее часто отчеты готовятся на уровне функциональных подразделений (29,74%), а затем уже самостоятельно сотрудниками (28,72%) или аналитиками (27,18%). Если же BI-системы в компании нет, доля «самостоятельной» работы вырастает до 42,22%.

Большинство опрошенных отмечают потребность в функционале для прогнозирования – об этом сказали 73 респондента, 58 хотели бы выявлять с помощью BI-системы скрытые закономерности данных (функция Data Mining). 33 опрошенных хотели бы получить больший уровень детализации и возможность «проваливаться» до последней транзакции – будь то отдельный чек или проводка. О необходимости работы с большими массивами данных из разных источников мечтают 30 респондентов, а 29 – о ad-hoc аналитике (спонтанная аналитика без использования предопределенных заранее вопросов). Кроме того, несколько участников опроса отметили полную удовлетворенность используемой системой.

Если в целом нехватку функционала для прогнозирования отмечают 25% опрошенных, то по отраслям наблюдаются некоторые специфические особенности. Так, лидерами по «спросу» на прогнозирование являются фармацевтические компании (38,46% опрошенных выделяют именно эту потребность), торгово-дистрибьюторские (30,77%), производственные (23,53%) и ИТ-компании (27,59%). Правда, последние абсолютно также заинтересованы и в функционале data mining – те же 27,59%.

В расширении возможностей data mining также очень заинтересованы госсектор (20% респондентов) и финансовые компании. Для телекоммуникационных компаний наиболее интересен функционал поиска по всем базам данных – на его долю пришлось 23,08% всех ответов.    

Ценность и полезность BI-систем осознают практически все опрошенные. Среди наиболее ожидаемых результатов от внедрения бизнес-аналитики оказались повышение качества принимаемых решений (83 опрошенных) и рост контроля над бизнес-процессами в целом (79 опрошенных). Роста прибылей и сокращения издержек ожидают 65 участников опроса, более 50 респондентов – моментального получения отчетов собственными силами и быстрого выявления проблемных точек и скрытых закономерностей. 43 участника опроса надеются на увеличение скорости принимаемых решений, а 29 – на повышение качества работы с клиентами.

Каких результатов вы ожидаете от BI-системы – для своей работы и для компании в целом?

Отраслевая специфика присутствует и тут. Например, для госстурктур на второе место после качества управленческих решений выходит скорость реагирования и принятия решений и выявление проблемных мест. Для ИТ-компаний наиболее значимыми оказываются выявление проблем и повышение контроля над бизнес-процессами, для ТЭК на втором месте по значимости оказался рост прибыли и минимизация издержек, а для фармацевтики – получение отчетов своими силами.

Бизнес-аналитика с точки зрения ИТ

Как показал опрос ИТ-специалистов, 40,87% компаний используют BI-системы в головном офисе и в филиалах, а 35,65% – только в головном офисе. В 20% компаний система бизнес-анализа внедрена в отдельных подразделениях или филиалах.

При этом среди наиболее часто решаемых BI-системами задач оказались консолидация данных из различных источников (ее отметили 69 участников опроса), интерактивная визуализация данных и анализ ключевых показателей (по 62 участника). Также к топ-3 приближаются получение фиксированных отчетов и ad-hoc аналитика – 44 и 39 респондентов соответственно. Функционал прогнозирования, о котором мечтают столько бизнес-сотрудников, реализован лишь в компаниях 19 респондентов. Кроме того, среди возможностей используемых BI-систем оказались поиск информации по всем данным и совместная работа.

Запросы ИТ-служб к BI-системам, разумеется, отличаются от потребностей бизнес-пользователей. Так, наиболее востребованными среди ИТ-специалистов оказались скорость и удобство построения новых приложений (88 респондентов), интеграция данных из большого числа систем (84 респондента) и скорость внедрения (79 респондентов). Также значимыми стали возможность работы с «большими данными» (64 опрошенных), безопасность данных и разграничение прав доступа (53 опрошенных) и гибкость масштабирования системы (44 опрошенных). Менее важным оказалось наличие русского интерфейса – его отметили 36 респондентов, а также обработка данных в оперативной памяти, централизованное управление приложениями и возможность развертывания в «облаке».

Какие требования вы предъявляете к BI-системе со стороны ИТ?

При этом скорость внедрения оказалась самым важным параметром для госструктур, финансовых и ИТ-компаний. Возможность интеграции данных из большого числа систем выбрали большинство представителей производственных, торгово-дистрибьюторских компаний и ТЭК, а сотрудники ИТ-служб фармацевтических компаний на первое место поставили скорость и удобство построения новых приложений. Для телекома самым важным фактором стала возможность работы с большими данными.    

Большинство респондентов уверены, что перспективы развития BI связаны как с технологиями обработки данных в оперативной памяти и ассоциативной моделью данных, так и с использованием классического OLAP. Однако в будущее отдельно взятого OLAP верят лишь 8 респондентов, в отличие от технологии in-memory и ассоциативной модели, которые отметили 50 и 47 респондентов соответственно.

Как показал опрос, решение о запуске проекта по внедрению BI-системы зависит как от руководства компании, так и от желаний ИТ-служб: если роль первых отметили 146 респондентов, то роль вторых – 121. Значимой оказалась и вовлеченность в процесс принятия решения менеджеров подразделений: ее отметил 71 опрошенный. А вот сотрудники подразделений оказывают минимальное влияние – лишь 19 участников опроса указали на их причастность.

Наибольшую роль руководства, разумеется, отмечают сотрудники госстурктур. Противоположная ситуация наблюдается в телекоме: здесь вовлеченность руководителей в процесс принятия решения о запуске проекта меньше, чем вовлеченность ИТ-служб и менеджмента подразделений.

Среди наиболее значимых факторов, сдерживающих запуск проекта по внедрению BI, оказались плохое качество внутренних данных и отсутствие методики расчета ключевых показателей – их отметили 48 и 46 респондентов соответственно. Также играют свою роль и неуверенность в соответствии продукта задачам (35 участников) и слабое понимание преимуществ BI в целом (31 участник). Чуть реже значимыми становятся соотношение цена/качество, неготовность ИТ-инфраструктуры и сроки или сложность реализации проекта по внедрению – более 20 респондентов отметили каждый из этих факторов. А вот неуверенность в квалификации поставщика решения выделили лишь 11 респондентов.

Как оказалось, в поиске информации о BI первым помощником ИТ-специалистов является Интернет – этот источник указал 161 респондент из 182. Со значительным отрывом ему уступают данные поставщиков решений и специализированные мероприятия (86 и 69 участников опроса соответственно). Кроме того, заменить «сарафанное радио» тоже пока сложно: рекомендации коллег из других компаний важны 66 респондентам. А зарубежные и российские исследования и аналитические отчеты заметно проигрывают другим источникам данных – их выбрали 48 и 32 респондента. Правда, интерес к печатным отраслевым изданиям оказался еще ниже: им доверяют лишь 15 опрошенных.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на выбор в пользу того или иного BI-решения, стала возможность создания прототипа или пилотного проекта – ее отметил 81 опрошенный. Сроки внедрения и запуска системы (их отметили 76 опрошенных), а также стоимость внедрения (76 опрошенных) и совокупная стоимость владения (64 опрошенных) также оказались среди решающих факторов. Немного уступают вышеназванным факторам квалификация интегратора и наличие локальной поддержки и кадров в России – их назвали 50 опрошенных и более. Также могут оказать влияние наличие готовых отраслевых решений и опыт использования продуктов в той же отрасли в России. Интересно, что несмотря на то, что коллеги признаются многими как источник достоверной информации о BI, их рекомендации несильно влияют на выбор в пользу того или иного решения – лишь 15 респондентов готовы прислушаться к их мнению.

Любопытно, что среди тех, кто еще не использует BI-систему, но уже планирует ее внедрить, возможность создания прототипа или запуска пилотного проекта оказалась не на первом месте: лидерами для этой категории респондентов становятся сроки и стоимость внедрения.    

Бизнес vs ИТ: две точки зрения

В рамках опроса удалось выявить некоторые различия во взглядах сотрудников бизнес-подразделений и ИТ-специалистов на одни и те же аспекты использования BI. Так, по мнению последних, BI используется в их компаниях для анализа финансовых показателей (это отметили 87 респондентов), продаж (86 респондентов), управленческого анализа топ-менеджерами (65 респондентов) и анализа производственных показателей (59 респондентов). 45 опрошенных отметили использование BI для анализа маркетинговых акций, 25 – для анализа работы ИТ-служб, 24 – для анализа цепочек поставок и 11 – для анализа работы систем безопасности. Кроме того, некоторые компании используют BI при анализе результатов обучения сотрудников.

Ответы сотрудников бизнес-отделов показали несколько иные результаты. Если анализ финансовых показателей сохранил за собой первое место по популярности (этот пункт выбрал 71 респондент), то анализ продаж и управленческий анализ поменялись местами, пусть и с совсем небольшим отрывом друг от друга. Как оказалось, функционал для анализа продаж используют 58 участников опроса, а управленческий анализ осуществляют 68. Для анализа маркетинговых акций BI используют 30 опрошенных, для анализа эффективности производства – 28, запасов – 19. В аутсайдерах оказались анализ работы ИТ-служб (12) и систем безопасности (9).  

ИТ-специалисты среди возможностей, необходимых, по их мнению, бизнес-пользователям, называют прежде всего оперативность получения информации и скорость работы в целом, ad-hoc аналитику и Data Mining, а также удобный интерфейс и возможность самостоятельного построения отчетов. Немного отстает от лидеров интерактивная визуализация, а вот возможности полнофункциональной работы на мобильных устройствах и совместной работы отметили лишь некоторые ИТ-специалисты, что, скорее всего, обусловлено тем, что данные функции являются новыми для рынка и пока доступны далеко не всем.

Какие возможности современных BI-систем вы считаете наиболее актуальными для бизнес-пользователей?

Сами бизнес-пользователи также уверены, что наиболее актуальной для них является оперативность получения данных – ее выделили 107 респондентов. Однако на втором месте по популярности оказалась возможность самостоятельного построения отчетов, вытеснив скорость работы на третье место (88 и 79 ответов соответственно). Заинтересованность в удобном интерфейсе отметили 68 опрошенных, а наличие интерактивной визуализации – 51. Возможность совместной работы с данными не попала в лидеры, но все же ее отметили 22 респондента – вопреки уверенности ИТ-специалистов. Менее всего востребованной стала полнофункциональная работа на мобильных устройствах.

«Наше исследование показало, что у бизнеса независимо от отрасли есть потребности в BI-системах, однако информации как о возможностях систем, так и о преимуществах, которые может дать компании использование бизнес-аналитики, пока недостаточно, – отмечает Алексей Артеменко, региональный директор QlikTech по России и СНГ. – Кроме того, виден некоторый разрыв между представлениями ИТ и бизнеса о BI-системах, что также открывает перед нами новые горизонты для развития. Интерес, проявленный к нашему опросу, и осознание пользователями потребностей в решении бизнес-задач свидетельствуют, что рынок BI в России будет расти высокими темпами и дальше».

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.