Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Александра КРЫЛОВА 06 февраля 2014

Вернуть престиж профессии инженера

Повысить конкурентоспособность продукции, особенно высокотехнологичной, невозможно без квалифицированных инженерных кадров. Как привлечь выпускников технических вузов в промышленный сектор? И как удержать их? 

Общественные слушания «Подготовка инженерных кадров нового поколения: проблемы и подходы к решению» в Комиссии Общественной палаты по науке и инновациям отразили весь спектр мнений, существующих на этот счет у заинтересованных сторон.

За минувшие двадцать лет профессия инженера во многом утратила в глазах выпускников школ свою привлекательность. Так что идея об отмене обязательного ЕГЭ по математике, высказанная в канун общественных слушаний представителями Мосгордумы, возникла отнюдь не на пустом месте. По данным, которые привела Ю.Я. Еленева, проректор по постдипломному образованию МГТУ «Станкин», более  90%  школьников сегодня хотят работать в непроизводственной сфере. Справедливости ради нужно сказать, что похожая картина наблюдается и в развитых странах. Согласно данным ЮНЕСКО, в Норвегии, Голландии, Японии и Южной Корее количество подготовленных специалистов инженерного профиля за 2000-2010 г.г. сократилось на 5-10%.

Спикер привела и ряд чисто российских проблем, стоящих на пути развития инженерного образования. Помимо невысокого социального статуса инженера, к ним относится и низкий уровень развития системы прогнозирования кадровых потребностей на отраслевом и региональном уровнях, и нехватка институциональных форматов партнерства и кооперации вузов и предприятий, и отсутствие системы общественно-профессионального аудита образовательных программ вузов, и низкий уровень интеграции уровней технического образования.

Один из путей их решения - налаживание маркетинга инженерной подготовки - активной и системной пропаганды технического образования и работы на промышленных предприятиях, перехода к системе раннего отбора, вовлечения и удержания талантливой молодежи.

Начинать эту работу нужно со школьной скамьи, считает О.В. Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров. Необходимо вернуть раннюю ознакомительную практику на предприятиях, показывать учащимся глубинную связь реальной жизни с инженерной культурой. Позднее, в вузе предлагается стимулировать и поощрять активность студентов в инженерных кружках или инженерных бюро. Возвращению к истокам русской инженерной школы в масштабе страны, по мнению О.В. Кашириной, могло бы способствовать создание Русского инженерное общество, по аналогии с ныне действующим, например, Русским географическим обществом.

Подготовка инженера – процесс более сложный и более дорогой, чем обучение специалиста гуманитарного профиля. Тут требуется и лабораторное оборудование, и компьютерные классы, и преподаватели, успешно реализовавшие свой научно-технический потенциал на производстве. А при подготовке инженера создающего, убежден В.В. Шматков, проректор по стратегическому развитию Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова», нет альтернативы техническому инжинирингу и инновационному предпринимательству. В старейшем на юге России вузе создано более 20 малых инновационных предприятий. Участие в их деятельности помогает сформировать у студентов понимание жизненного цикла разработки и снизить практически до нуля период их адаптации на производстве. Однако, проблема заключается в недостаточности институциональных основ такого явления, как академическое инновационное предпринимательство, из-за чего объемы научно-исследовательских работ, проводимых в таких созданных при вузах малых творческих коллективах из числа их же сотрудников и студентов, не учитываются при оценке эффективности университета. 

И все-таки поскольку инженером можно стать только на производстве, вопрос закрепления молодых специалистов на предприятиях с наукоемким и высокотехнологичным производством сегодня является наиболее важной задачей. Как это сделать? Можно принять предложения, высказанные И.М. Демонисом, руководителем управления «Научно-образовательная деятельность» «Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов»: осуществлять все виды практики студентов в ГНЦ и высокотехнологичных промышленных предприятиях; предоставить возможность их специалистам руководить подготовкой курсовых и дипломных работ студентов в рамках выполняемых этими организациями НИОКР; предусмотреть чтение лекций по специальным предметам ведущими учеными, работающими в ГНЦ и промышленных предприятиях. Конечно, для этого потребуется, чтобы Минобрнауки РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предусмотрели отдельное финансирование такой образовательной деятельности. А для подготовки высококвалифицированных научных кадров предлагается взять на вооружение и распространить практику, принятую в ВИАМ и МГТУ им.Н.Э. Баумана, где темы кандидатских диссертаций определяются совместным решением двух ученых советов и выполняются с учетом опыта и на производственно-технической базе ГНЦ применительно к каждой конкретной задаче.

Другое, кардинальное решение проблемы предлагает А. В. Зверев, руководитель Рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности, генеральный директор ОАО «Российская электроника», - на законодательном уровне закрепить за выпускником бюджетной формы обучения обязанность не менее 5 лет отработать на предприятии по специальности.  Надо сказать, что практика заключения с абитуриентами  целевых договоров, в которых прописывается обязательный 4-5-ний срок отработки на  предприятии-партнере, в стране существует. (В качестве примера можно привести многолетнее сотрудничество МИЭМ и НИИМЭ и «Микрон»). Однако анализ ее результатов еще не проводился, хотя, безусловно, был бы полезен.  По мнению О.В. Кашириной, предмет договора между студентом-бюджетником и вузом о будущем трудоустройстве может быть шире и затрагивать другие аспекты траектории его будущей карьеры.  

Вместе с тем, с эффективностью принудительного удержания молодых специалистов на производстве оказались согласны далеко не все участники общественных слушаний. Гораздо важнее, отметил З.П. Пак, вице-президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» создать на первом рабочем месте такие условия начинающему инженеру, чтобы ему захотелось там задержаться. «Механизмов закрепления молодых специалистов на предприятиях ОПК есть, как есть и опыт такой работы. Однако для того, чтобы основываясь на нем, разрабатывать конкретные мероприятия, - сказал он, - важно определить государственную политику в этой области – попросить Минпромторг РФ разработать программу подготовки и закрепления инженерных кадров».

Оба подхода, и принудительный, и мотивационный нашли среди участников общественных слушателей своих сторонников. Какой из них найдет поддержку со стороны государства? Ответ на этот вопрос даст обсуждение вопроса инженерных кадров на ближайшем заседании Совета при президенте по науке и образованию.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.