Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 16 октября 2014

ИТ-помощь здравоохранению не поможет

Новое руководство ИТ-департамента Минздрава берет курс на пациентоориентированный подход, а Минздрав сокращает больницы и врачей.

На прошлой неделе в Москве состоялась очередная уже 15-я по счету ежегодная конференция «Информационные технологии в медицине», где с первым публичным докладом выступила новый директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко. В последнее время эксперты, работающие в области информатизации здравоохранения, сетовали на то, что выделенные на первый этап создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в 2011-2012 гг. почти 30 млрд руб. пошли фактически только на инфраструктуру (на поставку в медицинские учреждения компьютерной техники, на обеспечение их доступом в интернет и внедрение медицинских информационных систем). Причем, первыми стали информатизироваться управленцы от медицины, отделы статистики, бухгалтерии, отделы кадров, а непосредственно врачи и пациенты так и не увидели никаких реальных подвижек в деле применения ИТ-технологий и пользы от них. Главным новым сервисом ЕГИСЗ для пациентов был объявлен сервис записи к врачу через интернет, который, правда, никак не повысил качество лечения и не уменьшил очереди к врачам.

Но сейчас появились надежды, что информатизация все-таки скоро станет более осязаемой для врачей и пациентов. Во всяком случае в докладе Елены Бойко была отмечена необходимость изменения вектора развития медицинских ИС - подход к их внедрению должен стать пациентоориентированным. В частности планируется активно развивать интегрированные электронные медицинские карты и другие технологии, которые позволят врачу работать более эффективно и больше времени уделять пациенту. 

Однако действия самого Минздрава назвать пациентоориентированными язык не поворачивается. На только что закончившейся выставке и конгрессе "Медицинские учреждения в России" говорилось о таких проблемах российского здравоохранения, которые вряд ли могут быть хоть в какой-то мере скомпенсированы развитием ИТ. Как отметила председатель Ассоциации медицинских общество по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова, дефицит врачей участковой службы в России сейчас составляет 40%, а дефицит коечного фонда - 16% (и при этом его структура далека от оптимальной). А заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова сообщила, что по нынешним нормативам на прием пациента в поликлинике врачу дается 12 минут (причем и это время планируется сократить до 9 минут) и за это время нужно успеть выслушать больного, осмотреть его, ознакомиться с результатами исследований, поставить диагноз, принять решение о проведении других исследований, дать рекомендации по лечению, разъяснить их пациенту и записать все это в бумажной или электронной карте. Какая уж тут пациентоориентированность?! Лишь бы успеть документы оформить и по всем правилам, иначе ФОМС не оплатит прием. 

По данным исследования ситуации с госзакупками ПО для информатизации здравоохранения в 2013 г., которое провела компания К-МИС, специализирующаяся на разработке медицинских информационных систем, именно Москва тогда потратила на информатизацию своего здравоохранения больше всех остальных регионов страны - более 2 млрд руб. (С-Петербург, оказавшийся на втором месте, потратил всего 213,4 млн руб.). То есть, с информатизацией медицины в Москве должно быть все в порядке (по крайней мере на общероссийском фоне), да и с самой медициной наверное тоже. Но как тогда объяснить буквально сегодня появившиеся в интернете сообщения о том, что в Москве начались масштабные сокращения врачей и больничных коек? Причем целыми больницами - к скорому закрытию и снятию с баланса (!) Департамента здравоохранения Москвы намечены 26 медицинских учреждений, среди которых 9 довольно крупных больниц (№№ 6, 61, 59, 53, 19, 56, 54, 72, 11) и несколько роддомов.

Куда денутся пациенты, которые сейчас лечатся в тех самых 26 сокращаемых московских больницах? Пойдут в поликлиники по месту жительства? Даже если там внедрят все известные на сегодняшний день информационные технологии и компьютер будет мгновенно преобразовывать в текст и вносить в электронную медицинскую карту все слова врача, чтобы ему не пришлось тратить время на писанину, тыканье по клавиатуре и кликанье мышью, это не спасет положения. Качественной медицинской помощи при норме 12 (и тем более 9) минут на пациента мы все равно не получим. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.