Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Министерства и ведомства отчитались по госуслугам

30 октября 2014

Перевод услуг в электронный вид идет, хотя и не без проблем. Впрочем, власти настроены оптимистично.

На заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий с целью улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности на повестке дня были электронные услуги Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел в части ГИБДД (подача документов на оформление водительского удостоверения, некоторые другие виды услуг) и Фонд социального страхования (электронные больничные и электронные рецепты). «Все эти услуги входят в перечень приоритетных, ими пользуются десятки миллионов жителей в год, и мы рассматриваем детальные планы ведомств по их оптимизации», - заявил министр связи и коммуникаций Николай Никифоров.

По словам главы ФНС Михаила Мишустина, ведомство принимает участие в реализации электронных услуг запуска единого портала государственных услуг, с 2011 года. На сегодняшний день на портале представлено 10 сервисов Федеральной налоговой службы. Наиболее популярный из них – это сервис «Узнай свой ИНН», «Узнай свою задолженность», а также постановка физического лица в налоговом органе через интернет на учёт. 

В системе межведомственного электронного взаимодействия зарегистрировано 20 сервисов, которые обеспечивает Федеральная налоговая служба, и в 2014 году на сервисы Федеральной налоговой службы, которые размещены в СМЭВ, поступило порядка 34 млн запросов, что на 11 млн больше, чем за аналогичный период 2013 года. 

Наиболее востребованный функционал обновленного сайта Федеральной налоговой службы – это интерактивные сервисы. В общей сложности их на сайте 38. Ежегодное число запросов к этим сервисам - порядка 580 млн. Наиболее востребованными сервисами на сайте являются сервисы «Риски для бизнеса». Это возможность найти в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, любую компанию, получить по ней информацию о генеральном директоре до адреса – то, что законом положено, а также проверить, не рискует ли бизнес, если компания, с которой заключается договор, в частности, имеет руководителей, которые содержатся в реестре дисквалифицированных лиц.

Для физических лиц на сайте реализован сервис «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица», где гражданин может видеть всё то, чем владеет он на праве собственности, начисления, и имеет возможность быстро оплатить налоги при помощи мобильной связи, интернет-банкинга и т.д.  По данным Мишустина, число пользователей сервиса превысило 10 млн, и за истекший период 2014 года уже оплатили онлайн налоговых платежей на сумму более 1,5 млрд рублей.

В январе 2014 года ФНС запустила в промышленную эксплуатацию на всей территории России сервис «Личный кабинет юридического лица». Руководитель организации, подключившись к данному сервису, может делегировать доступ своим сотрудникам и директорам филиалов, и можно реализовать доступ по отдельному филиалу или по ограниченному функционалу.

В настоящее время идет активная работа над созданием нового сервиса – это личный кабинет налогоплательщика для индивидуального предпринимателя. «Немножко позже это делаем, для того чтобы максимально упростить такой сервис. Он будет похож, с одной стороны, при общем режиме налогообложения, на сервис «Личный кабинет юридического лица» и, соответственно, если это упрощённая система налогообложения, МВД это будет проще», - сказал Мишустин. В декабре сервис будет передан в опытную эксплуатацию, и в первом полугодии 2015 года этот он будет представлен всей стране.

По словам Мишустина, согласно плану дальнейших совместных действий Минкомсвязи и Федеральной налоговой службы предстоит минимизировать количество документов, которые необходимы налогоплательщику для получения услуг, и обеспечить экстерриториальность.

Глава ФНС выступил с предложением сократить плату за электронные выписки. «В случае, который установлен законодательством, за предоставление отдельных услуг взимается госпошлина или плата за выдачу сведений из государственных реестров, кадастров и других ресурсов. При этом нет различия между платой за электронную или за бумажную соответствующую справку. Вот если бы комиссия поддержала (мы говорили с министром об этом), то мы могли бы, может быть, пилотом и с другими федеральными органами исполнительной власти выступить, для того чтобы или бесплатно, или совсем за минимальную плату делать такие выписки в электронном виде», - сказал глава ведомства.

Еще одним барьером на пути пользования госуслугами в электронном виде Мишустин назвал плату за услугу выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи, которая требуется для оказание многих государственных услуг, которые предусматриваются юридически значимым документооборотом (в случае Федеральной налоговой службы, например, это подача документов на госрегистрацию, сдача налоговой отчётности). «Получить такую электронную подпись можно в любом аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре. Но именно платность для граждан является, я считаю, причиной отказа от её применения, а значит, часть услуг в электронном виде становится недоступной, поскольку не соблюдено получение условий», - отметил глава ФНС.

Однако, по словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, проект по электронному удостоверению личности, или электронному паспорту, который планируется со следующего года развивать, в конечном итоге приведёт к тому, что у каждого жителя страны, кто пожелает, такая квалифицированная электронная подпись будет записана в документе.

Премьер-министр Дмитрий Медведев согласился с тем, что «нужно было бы стимулировать появление электронной подписи как простой, так и квалифицированной, а не брать за это деньги дополнительные» и призвал комиссию «подумать в этом направлении».

О своих успехах в предоставлении госуслуг отчиталось и МВД России. По словам главы министерства Владимира Колокольцева, МВД с 2012 года реализует программу единой информационно-аналитической системы обеспечения деятельности ведомства, задачей которой является создание единого информационного пространства министерства с возможностью круглосуточного доступа к сети всех сотрудников полиции в любой точке страны. С целью внедрения современных облачных решений введён в эксплуатацию центр обработки данных МВД России, на базе которого проводится плановое размещение специализированных информационных сервисов и систем. Уже развёрнуты 32 информационные системы.

Кроме того, прорабатывается вопрос о создании единой федеральной информационной системы биометрических учётов и оперативно-розыскной деятельности. В её рамках планируется объединить ресурсы дактилоскопической и фоноскопической информации, лабораторий ДНК-анализа, комплексов биометрической идентификации личности и фиксации передвижения транспортных средств, а также систем проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учётам. За счёт создания единого банка данных повысится уровень информационно-аналитического обеспечения полиции и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Что касается предоставления услуг в электронном виде, то первоочередной оптимизации подлежат приём экзаменов на получение права управления транспортным средством, выдача водительских удостоверений, а также регистрация автомототранспорта и прицепов к нему. «На едином портале уже реализована возможность оплаты с помощью банковских карт штрафов за нарушения правил дорожного движения. Теперь планируется аналогичным образом предоставить гражданам право дистанционно оплатить и государственную пошлину», - рассказал Колокольцев.

Совместно с Минкомсвязи МВД создает единый модуль электронного управления очередью. «Он позволит принимать заявителей, которые воспользовались порталом госуслуг, и тех, кто пришёл в порядке живой очереди, в одном потоке. В соответствии с решениями руководства страны о сокращении количества документов, которые заявитель обязан предоставить для оказания ему государственных услуг, министерством совместно с Минздравом, Минпромторгом и Российским союзом автостраховщиков достигнуты необходимые соглашения. В перспективе это создаст возможность в электронном виде получать от других органов и учреждений сведения о выданных водителям медицинских заключениях, полисах ОСАГО, а также данные из электронных паспортов транспортных средств», - пояснил глава МВД.

Отдельное внимание в плане уделено упрощению процедуры регистрации новых автомобилей. Указанные меры не только приведут к сокращению числа посещения гражданами государственных организаций, но и позволят минимизировать неправомерные мошеннические действия со стороны злоумышленников.

Кроме того, планируется перейти на качественно новый этап электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службой России. Передача достоверной и актуальной информации о регистрационных действиях в отношении транспортных средств, а также об их нахождении в розыске будет осуществляться на федеральном уровне. Это позволит существенно снизить количество претензий граждан к налоговым органам по фактам некорректно начисленных налогов.

В настоящее время реализуется пилотный проект по замене водительских удостоверений в случае их утраты, хищения или при необходимости выдачи удостоверений международного образца. 

Также будет обеспечена возможность записи в электронную очередь через единый портал и сокращение количества документов, которые необходимо предоставить заявителю для получения государственной услуги. Срок выполнения всех работ, согласно проекту плана, IV квартал 2016 года.

О переводе услуг и об информатизации в подведомтвенном министерстве рассказала глава Минздравсоцразвития Вероника Скворцова. Она рассказала, что при министерстве начала работать межведомственная рабочая группа, которая последовательно должна фактически перевести весь бумажный документооборот в электронный вид. Один из этих проектов – перевод в электронный вид больничных листов. Кроме того, в Москве и Тюмени начинается проект по выдаче рецептов на льготное лекарственное обеспечение и на некоторые другие лекарства, отдельно обсуждается вопрос о справках, которые даются для освидетельствования по двум причинам – выдача разрешений на ношение и использование оружия и использование транспортного средства. Впрочем, с выдачей справок есть некоторые вопросы, которые еще только предстоит решить.

«С одной стороны, безусловно, переход на электронный документооборот позволит нам автоматически выводить информацию в том случае, если она будет охраняться (по поводу психиатра, нарколога и некоторых других специалистов), но что касается определения остроты зрения, в том числе со стёклами корригируется зрение или нет, и отсутствия вероятности пароксизмальных состояний, выхода в сумеречные и другие виды сознания, это абсолютно необходимое требование во всём мире», - отметила министр.

По сообщению Николая Никифорова, на заседании в целом была одобрена концепция региональной информатизации. «Это документ, который описывает наиболее приоритетные направления развития для информационных технологий в каждом субъекте Российской Федерации. Основной акцент сделан на то, чтобы мы сфокусировали свои усилия на важных проектах, прежде всего это образование, медицина, социальные услуги, услуги в сфере транспорта, и не распыляли усилия. Очевидно, что бюджетные возможности ограничены, и нам важно сделать так, чтобы все регионы действовали в рамках единых правил игры, экономили бюджетные средства и быстро добивались результатов», - отметил министр.

В том числе подразумевается повторное использование единожды созданных компонентов инфраструктуры электронного правительства – это единый федеральный портал госуслуг, единая система взаимодействия между ведомствами в электронном виде, а также единая система идентификации пользователей.

Сегодня на едином портале госуслуг зарегистрировано около 12 млн человек, из них около 70% в том числе однозначно идентифицировали свою личность – либо предъявили паспорт, либо какие-то иные документы, удостоверяющие личность. Это даёт им возможность получать широкий набор электронных услуг в электронном виде. И еженедельно мы видим от 100 до 200 тыс. новых регистраций – вот примерно такая сегодня востребованность этих услуг».

Цель, которую ставит перед собой Минкомсвязи, - чтобы к 2018 году до 100 млн жителей нашей страны имели такие идентификационные данные на портале госуслуг и были его пользователями.

По материалам Правительства РФ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.