Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Операторы России недолюбливают FMC

26 марта 2015

К концу 2014 г. абонентская база конвергентных услуг достигла примерно 200 тыс. объединенных номеров мобильной и фиксированной связи.

Оценка рынка, основные драйверы и сдерживающие факторы

На момент подготовки исследования западные аналитики не давали актуальных прогнозов по мировому рынку FMC, что, вероятно, связано с тем, что FMC как начальный этап рынка услуг Unified Communications уже пройден. По прогнозам IDC, мировой рынок унифицированных коммуникаций и решений для совместной работы (Unified Communications and Collaboration, UC&C) к 2017 г. увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2013 г. – с $19 млрд до $30 млрд.

Несмотря на длительное время развития (первые проекты FMC стартовали в первой половине 2000 х гг.), сегмент конвергентных услуг не получил в России существенного развития. Основными препятствиями на пути FMC были и остаются недостаточное внимание к конвергентным услугам со стороны сотовых операторов, которые на фоне быстро растущего рынка заняты наращиванием базовой инфраструктуры, сложные взаимоотношения между операторами мобильной и фиксированной связи, консерватизм пользователей, несовершенство нормативной базы и т.п.

С другой стороны, в России, по большей части, прошли процессы консолидации операторов мобильной и фиксированной связи, операторы в условиях экономической нестабильности находятся в активном поиске путей повышения ARPU и доходности, в том числе и за счет конвергентных услуг. При этом, выгода от FMC стала более очевидна для корпоративных пользователей, чем несколько лет назад.

В кризисные годы операторы отмечали рост спроса на услуги FMC, связывая это со стремлением предприятий экономить на услугах связи и повышать эффективность коммуникаций. В посткризисные годы (2011-2013 гг.) ежегодные темпы роста российского рынка услуг FMC составляли десятки процентов в год. Например, по данным «ВымпелКома», за последние два года рост доходов оператора от оказания услуги составил более 50%. В 2015 г. компания ожидает рост количества пользователей сервиса на уровне 30% по отношению к 2014 г. С января по декабрь 2014 г. количество клиентов «МегаФона», пользующихся услугой «Экспресс-набор» (FMC), увеличилось на 25%, а количество номеров, подключенных к услуге, – на 45%. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. количество приложений обслуживания, использующих технологию FMC, у корпоративных клиентов МТС увеличилось на 30%.

По оценке J’son & Partners Consulting, в 2010-2014 гг. число пользователей FMC в России в сегменте B2B росло с показателем CAGR, равным 22%. В итоге к концу 2014 г. абонентская база FMC достигла примерно 200 тыс. объединенных номеров мобильной и фиксированной связи. По прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2018 г. число корпоративных пользователей FMC превысит 300 тыс. По оценке J’son & Partners Consulting, с 2010 г. по 2014 г. доля пользователей FMC в абонентской базе корпоративных мобильных пользователей выросла с 0,7% до 0,95%, в сегменте фиксированной связи – с 1,1% до 2,4%.

 

 

Анализ предложений основных игроков рынка FMC в России

На российском рынке FMC-проекты существуют уже более 10 лет. На текущий момент можно выделить три основные группы игроков.

  • Сотовые операторы «большой тройки»
  • Операторы фиксированной связи, работающие в партнерстве с операторами мобильной связи по модели MVNO или с использованием агентской схемы («Гарс Телеком», «КантриКом», дочерние компании «Ростелекома» и др.)
  • Провайдеры облачных услуг («НекстТелл», Sipuni, Oktell и др.)

 

Сотовые операторы «большой тройки»

Операторы сотовой связи предлагают услуги FMC своим корпоративным клиентам. Главная целевая группа – клиенты с разветвленной офисной сетью, крупные территориально-распределенные предприятия. Основные особенности предоставления услуги:

  • объединение мобильных и фиксированных номеров в единую корпоративную сеть;
  • короткая нумерация;
  • льготная тарификация.

  МТС и «МегаФон» выделяют функции виртуальной АТС в отдельные услуги.

  •   География оказания услуг FMC операторов «большой тройки»:

  • Услуга «Единая сеть офисных и мобильных» ОАО «ВымпелКом» предоставляется в 2-х вариантах:
  • Объединение в единую сеть фиксированных и мобильных номеров «Билайн» - 148 городов РФ
  • Создание единой сети корпоративной сети для мобильных номеров и офисной телефонии клиента - на всей территории РФ.

  • География услуг FMC от МТС различается в зависимости от пакета услуг:

  • Услуга «Единая корпоративная сеть» оказывается во всех регионах РФ. Вызовы можно совершать в домашнем регионе, между регионами, а также во внутрисетевом роуминге на территории действия сети МТС в РФ.
  • Услуга «Единая сеть» оказывается в 20 городах РФ.
  • С услугой «Экспресс-набор» от «МегаФона» совершение звонков на короткие номера коллег и прием их вызов доступен на всей территории страны.

 

Некоторые проекты операторов «большой тройки»


В декабре 2014 г. «ВымпелКом» заключил контракт на оказание услуг связи (FMC, фиксированной и IP-телефонии) со структурным подразделением МЧС России по Иркутской обл. Общая стоимость контракта (40 голосовых каналов в SIP-транке, 200 корпоративных номеров) составила 900 тыс. руб. с учетом НДС. В декабре 2014 г. Управление ФСКН по республике Башкортостан заключило контракт с МТС на использование услуги «Единый короткий номер» в 2015 г. на сумму 96 тыс. руб. В 2014 г. «МегаФон» предоставил услугу FMC («Экспресс-набор») ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» (УБРиР). Мобильные телефонные номера сотрудников, пользующихся услугами связи «МегаФона», объединены с корпоративной телефонной банковской сетью. Для связи сотрудников УБРиР используется сокращенная нумерация на мобильном телефоне (внутренний номер сотрудника без дополнительных символов – звездочек и решеток перед цифрами), действует льготная тарификация.

Операторы фиксированной связи

Операторы фиксированной связи, предлагающие услуги FMC, это дочерние компании «Ростелекома» («Глобус Телеком», «Енисейтелеком», «Байкалвестком»), «Гарс Телеком», «Центральный телеграф» и др. Как правило, операторы заключают договора с мобильными операторами для оказания совместных услуг конечным пользователям. Для предоставления мобильной связи могут использоваться различные модификации модели Light-MVNO, включая агентскую схему.

Основной особенностью таких проектов является то, что фиксированные операторы, как правило, фактически не зарабатывают на мобильной составляющей FMC-проекта. В большинстве случаев они предоставляют своим клиентам услуги мобильной связи «по минимальным ценам от оператора мобильной связи без наценок». При этом ключевым фактором в данном случае выступает стремление операторов повысить лояльность абонентов за счет дополнительного сервиса и удобства получения услуг из «единого окна», а также привлекательных тарифов на сотовую связь.

Как правило, в рамках услуги FMC операторы фиксированной связи предлагают следующий функционал:

 Интеграция мобильных номеров в корпоративную телефонную сеть

  • Вызов с мобильного по короткому номеру через префикс (1 символ + короткий номер 3-4 знака)
  • Различные варианты обработки входящих звонков (правила переадресации)
  • Единый городской (федеральный) номер (по требованию, оплачивается дополнительно)
  • Детализация услуг.

К функционалу, доступному не во всех предложениях, относится:

  • Интеграция с софтфоном
  • IVR
  • Единая служба поддержки.

  Некоторые провайдеры фиксированной связи предлагают услугу FMC наряду с IP-телефонией (например, «Енисейтелеком»).

 

Провайдеры облачных услуг

Относительно новый тренд на рынке FMC – это развитие конвергентных услуг, связанных с виртуальными АТС. Основные участники рынка наблюдают появление спроса на виртуальные АТС среди клиентов, относящихся к среднему и крупному бизнесу, что является существенным драйвером в развитии данного сегмента рынка. В случае виртуальных АТС, мобильные номера могут подключаться как без дополнительного контракта между операторами, так и распространяться по агентской схеме.

В качестве примеров реализации данной бизнес-модели можно назвать решение AltegroCloud от «НекстТелл», решение провайдера виртуальных АТС Sipuni, IP-АТС от Oktell и др.

Например, компания Sipuni предоставляет услугу «IP-телефоны на SIM-карте», которая позволяет сотрудникам общаться по корпоративному телефону через GSM-соединение по тарифам SIP-оператора даже за пределами офиса. Для такой телефонной связи не требуется интернет-подключение. Интеграция GSM-сети и IP-телефонии была реализована на базе решения FMC для виртуальных АТС.

С конца 2014 г. оператор связи AltegroFon (ООО «НекстТел»), входящий в группу компаний Altegro, объявил о начале онлайн-продаж решения для малого и среднего бизнеса – мобильного виртуального офиса AltegroCloud, отличительной особенностью которого является интеграция с корпоративной мобильной связью. Мобильные телефоны компании подключаются напрямую к виртуальной АТС, все звонки с мобильных обрабатываются гибкими сценариями, попадают в статистику и могут быть записаны. SIM-карты работают в сети GSM на всей территории страны.

В целом в «облачной» модели можно выделить расширенный по сравнению с операторскими предложениями базовый функционал АТС. Интеграция с мобильной связью для таких провайдеров является расширением услуги переадресации.


Заключение

Несмотря на то, что рынок корпоративных услуг FMC в России развивается уже более 10 лет, его объемы остаются весьма скромными – менее 1% от общего числа корпоративных пользователей мобильной связи. 

Тем не менее, в настоящее время созданы хорошие предпосылки для более интенсивного развития рынка FMC в России с темпами роста рынка, превышающими темпы роста мобильной и фиксированной связи в корпоративном сегменте. В отрасли, в основном, прошли процессы консолидации операторов мобильной и фиксированной связи, операторы находятся в активном поиске путей повышения ARPU и доходности, в том числе, и за счет конвергентных услуг, а выгода от FMC достаточно очевидна для корпоративных пользователей.

В преимущественном положении на рынке FMC находятся федеральные операторы сотовой связи (операторы «большой тройки», прежде всего), которые консолидировали активы фиксированной связи и получили в свое распоряжение высокодоходную клиентскую базу корпоративных пользователей, имеют лицензии на местную связь и активно строят сетевую инфраструктуру. Хотя, по мнению одного из представителей оператора фиксированной связи, даже обладая практикой и инфраструктурой для предоставления полного комплекса сервисов телефонии, включая проводную, стратегии операторов мобильной связи, прежде всего, направлены на развитие беспроводных услуг. С другой стороны, на рынке наметился тренд более активного использования гибридных решений, интегрирующих в себя облачную телефонию и мобильную связь.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.