Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

За 2014 год мировой рынок RFID-технологий вырос на 14,5 %

14 мая 2015

Одним из наиболее перспективных направлений внедрения RFID-технологий в России является логистика.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты отчета «Проникновение RFID-технологий в России и мире». В последние годы технология находит всё более широкое распространение в различных сферах применения – от транспортных систем до сельского хозяйства. За 2014 год мировой рынок RFID-технологий вырос на 14,5 % и оценивался в $11,1 млрд.

По данным компании IDTechEx, в 2014 году в мире было продано порядка 6,9 млрд пассивных RFID-меток. Основными сферами их применения являются транспортные системы, безопасность и финансы, сельское хозяйство, логистика и розничная торговля.

Одним из наиболее перспективных направлений внедрения RFID-технологий в России является логистика. Это касается систем автоматизации контроля транспортировки и складирования различных товаров или групп товаров. Интеграция RFID в системы управления производственными процессами позволяет оптимизировать логистические потоки. По данным компании Colliers International, в 2014 году в России было построено порядка 2,4 млн м² складских площадей классов А и Б, а общий объем предложения качественной складской недвижимости в 2014 году составил 17 млн м². Это требует создания эффективной инфраструктуры их автоматизации, и RFID-технологии играют в этом важную роль с учетом возможности использования ее во всей логистической цепочке движения товаров.


Производство меток в России позволяет существенно сократить их стоимость, что, в свою очередь, облегчает процесс внедрения технологии на отечественном рынке. В 2012 году компанией «РСТ-Инвент» было запущено производство RFID-меток в Санкт-Петербурге, где серийно выпускаются метки для маркировки транспортных средств, объектов промышленной автоматизации и складской логистики. ОАО «НИИМЭ и Микрон», один из крупнейших производителей интегральных схем в Восточной Европе и СНГ, занимается производством RFID-меток, чипов и карт, ежегодно производя до 300 млн RFID-чипов только для транспорта.


Основным барьером на пути внедрения RFID-технологий является относительно высокая стоимость и технологическая сложность автоматизации по всей цепочке использования решения, что в условиях сложной экономической ситуации является весомым фактором, замедляющим скорость проникновения решений на российский рынок. Преодолеть его можно путем накопления и качественной оценки лучшего мирового и российского опыта внедрения технологий в различных сферах применения.

Мнения представителей отрасли

В рамках подготовки исследования специалисты J'son & Partners Consulting опросили представителей основных игроков рынка и узнали их мнения относительно развития технологии RFID в логистике в России.

 Дмитрий Блинов
LogistiX, технический директор

1. Как вы оцениваете объем рынка решений на базе RFID в логистике в России?

Рынок автоматизации в логистике оценивается в среднем в 200 проектов в год. Если говорить про долю клиентов, интересующихся технологиями RFID, то это менее 5 процентов, или примерно 10 компаний из 200.

2. Какие примеры успешного внедрения RFID-технологий в логистике вы могли бы привести? Какова, по-вашему, скорость проникновения технологии в российский рынок логистики?

В России успешное использование RFID-технологий можно наблюдать на складах с автоматизацией товародвижения, работающих по принципу «товар к человеку» (Goods to man). 

Что касается скорости проникновения RFID-технологий на российский рынок, то она очень степенна. Решения достаточно затратные, к тому же в России многим пока еще не до конца понятно, какой эффект они смогут получить от применения RFID. Все это обуславливает невысокий процент проектов с применением таких технологий. 

Свою роль в развитии играет и нынешняя экономическая ситуация, при которой говорить об активном проникновении RFID-решений на отечественный рынок пока не совсем корректно. Все ожидают стабилизации экономической ситуации.

 3. Какие перспективы RFID-технологий ваша компания видит для российского рынка, в частности, для логистики?

На наш взгляд, RFID – это одна из самых перспективных технологий для многих отраслей с точки зрения точности идентификации грузов и контроля его перемещения. Но следует понимать, что для ее активного развития необходим синергетический эффект между производством, складом и розничной сетью. 

Например, если применение RFID начинается еще на уровне производства, тогда имеется возможность использовать те же самые метки уже на складе, получая при этом существенное ускорение в области идентификации грузов и скорости операций, а также возможность внедрения различных методов контроля.

Алексей Пискаревский
АйТиПроект, руководитель направления RFID-технологий

1. Как вы оцениваете объем рынка решений на базе RFID в логистике в России?

 На текущий момент объем рынка RFID-решений недостаточно большой, однако в последние несколько лет мы видим значительное, в разы, увеличение запросов по данной теме. Если раньше наши клиенты чаще интересовались транспортной логистикой, то на сегодняшний день спрос начал смещаться в складскую логистику. Все большее количество клиентов хотят осуществлять контроль за перемещением товаров, грузов, контейнеров в автоматическом режиме, то есть полностью убрать человеческий фактор и в любой момент времени понимать, где находятся интересующие их объекты, а также получать всю историю перемещений по ним. По нашему мнению, RFID-технология открывает огромные возможности для решения данных задач, в сравнении с другими существующими технологиями, так как полностью устраняет человеческий фактор. RFID-считыватели позволяют считывать большое количество объектов в единицу времени, без прямой видимости и на значительном расстоянии, 3–15 метров от объекта в зависимости от поставленных задач.

 2. Какие примеры успешного внедрения RFID-технологий в логистике вы могли бы привести? Какова, по-вашему, скорость проникновения технологии в российский рынок логистики?

 Одним из успешных примеров является внедрение RFID-системы в многопрофильном холдинге «Элинар», где возникла потребность отслеживать металлические поддоны с готовой продукцией по цехам. Среди основных преимуществ проекта можно выделить:

 1. Автоматический контроль за перемещением металлических поддонов позволил избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.
2. Перемещение готовой продукции автоматически фиксируется RFID-системой, что позволяет в любой момент времени понимать, где и какая продукция находится, сколько времени там пребывает.
3. Имеется возможность отслеживать металлические поддоны согласно заранее заданным маршрутам, в случае отклонения от них отправлять оповещение.

 Подобных RFID-проектов будет становиться все больше, так как скорость проникновения RFID-технологии в логистику увеличивается с каждым днем. На наш взгляд, в ближайшие 3–5 лет большинство компаний на рынке постарается применить данную технологию для решения различных задач логистики во многих отраслях. Мы считаем, что этот факт неизбежен, вопрос лишь во времени.

 В заключение хотелось бы сказать, что RFID-технология имеет большие перспективы и открывает огромные возможности, но следует быть аккуратными при выборе поставщика RFID-решений. Это имеет решающее значение для получения желаемого результата.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.