Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Кризис – время выдохнуть

01 июля 2015

Похоже, ни одному региону в кризис не удалось избежать сокращения бюджета на информатизацию. Разные субъекты находят разные выходы из ситуации. В Татарстане, как рассказал замминистра информатизации и связи республики Анатолий Геллер, взяли тайм-аут с задачей оптимизации.

Анатолий Геллер, замминистра информатизации и связи Республики Татарстан

– Анатолий Яковлевич, как правительство Республики Татарстан реструктурировало ИТ-расходы?

– Мы приняли, на наш взгляд, очень осторожное решение. Мы сохранили бюджеты на те жизненно важные для республики услуги, которые уже функционируют (например в сфере ЖКХ) и приостановили финансирование по менее важным проектам. У нас многое сделано, недавно прошла универсиада, которая стимулировала достаточно ИТ-проектов.

В настоящее время бюджет развития сокращен значительно, бюджет содержания информационных технологий остался неизменным.

Так что мы имеем возможность выдохнуть и взять небольшую паузу. И подумать, как оптимизироваться, скорректировать избыточное развитие, исключить дублирование функций. Иными словами, провести антикризисные мероприятия. Скажем, некоторые функции информационных систем здравоохранения и образования, создававшихся примерно в одно время, как мы поняли по опыту, дублируют друг друга и могут быть совмещены.

Мы несколько раньше других регионов начали информатизацию и автоматизацию, сегодня раньше других начинаем оптимизацию и модернизацию. Но это общий путь, который пройдут в итоге все.

– Каковы пропорции расходов на ПО и «железо» в общих расходах республики на ИТ?

– Мы уходим от необходимости нести расходы на железо. Мы покупаем услугу. Хороший пример – видеомониторинг для МВД: мы не покупаем камеру и провод, мы покупаем картинку по IP-адресу. Так называемая SaaS-модель.

Мы сокращаем «железную» часть. Например, покупаем услугу хранения информации у ЦОДа, который находится в одном из наших ИТ-парков. Мы давно ушли от серверов в министерствах, от локальных дорогих систем.  Мы не стремимся покупать сервера. Зачем? Чтобы через три года их обновлять? Содержать персонал?

Мы централизуем информационные системы, вычислительные мощности, уходим в виртуальное пространство. Как модно (но неправильно!) сейчас говорить, мы уходим в облакоJ.

Нам уже неинтересно, сколько стоит железо. Нам интересна услуга в чистом виде. В случае значимой услуги мы ставим компании-поставщику дополнительное условие: пусть программное обеспечение будет развернуто в железе, например, в дата-центре города Казани, в ИТ-парке города Казани, в республиканском ЦОДе, который принадлежит государству и в отказоустойчивости которого мы уверены. Что касается других услуг, нам не важно, где располагается производящее их оборудование (главное – на территории России). Если услуга предоставляется безотказно, то какая нам разница, где и как она «производится». Хоть лопатами пусть интернет грузят и ведрами носят:).

– Как вы, основываясь на опыте Татарстана, расцениваете эффективность государственно-частного партнерства на ниве информатизации?

– Татарстан – своеобразная республика со своеобразным опытом, собственной сетевой компанией, собственными генерирующими мощностями.

Что такое ГЧП – формально не однозначный вопрос. Мы призываем прийти частный бизнес в Татарстан, чтобы он начал работать, а мы создадим для него условия. Это ГЧП? Возможно. Государство дает полномочия, а частник приносит с собой активы.

Поясню на примере упорядочения кабельной канализации. В Казань пришел оператор связи из другого региона с намерением строить в нашем городе оптическую сеть, прокладывать канализацию. Пришел к руководству города практически «с улицы» и сказал: помогите. Мы предложили ему работать в тех районах, где кабельной канализации, с нашей точки зрения, построено  недостаточно. Он попросил помощи с получением ордеров, в работе с муницепалитетом, с управляющими компаниями, по земле которых пройдет новая канализация. Мы согласились оказать помощь, но при условии, что этот оператор регистрируется как налоговый резидент Республики Татарстан. Мы ему помогаем, он строит информационную инфраструктуру нашего города, платит налоги в бюджет республики. Это ГЧП или не ГЧП? По факту – ГЧП, по форме – нет.

Важнее создать условия для работы частного бизнеса, а ГЧП, на мой взгляд, вынужденная форма, когда нет возможностей, нет ресурсов. 

– В Челябинской области, например, взяли на вооружение форму ГЧП, которая не предусматривает финансового участия госструктур, а дает бизнесу, так сказать, административное покровительство.

– Вы знаете, я считаю, что так и должно быть. Эффективный бизнес – это бизнес без государства. Практика показывает, что чем больше государства в бизнесе, тем менее он эффективен.

Беседовала Наталия Кий

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.