Rambler's Top100
Все новости Новости компаний

Рынок облачных услуг для малого и среднего бизнеса в России за 2 года вырос в 4 раза

21 октября 2015

В ближайшие 3 года среднегодовые темпы роста составят 20%, и к 2018 г. рынок достигнет 151 млрд рублей ($2.8 млрд), что переведет его в категорию стабилизирующихся рынков с 40-75% долей проникновения услуг.

Odin выпускает новое исследование российского рынка облачных услуг для компаний малого и среднего бизнеса (СМБ) – Odin SMB Cloud Insights.
  • По данным исследования, совокупный объем этого рынка в России за последние два года вырос в рублевом эквиваленте более чем в 4 раза и достиг к настоящему моменту 88 млрд рублей (или $1.6 млрд). В ближайшие 3 года среднегодовые темпы роста составят 20%, и к 2018 году рынок достигнет 151 млрд рублей ($2.8 млрд), что переводит его в категорию стабилизирующихся рынков с 40-75% долей проникновения услуг.

Как и в предыдущие годы, отчет Odin SMB Cloud Insights разделяет рынок облачных сервисов на четыре сегмента:

1) На первом месте по-прежнему остаются услуги IaaS (инфраструктура как сервис), в то время как в исследовании 2-х летней давности к 2016 году компания прогнозировала лидерство SaaS-сервисам (облачным бизнес-приложениям). Объем IaaS-рынка в 2015 году в России почти в два раза превысил ранее сделанные прогнозы и составил 33 млрд рублей. К 2018 году эти услуги останутся на первом месте в общем объеме облачных сервисов, а рынок IaaS будет расти со среднегодовыми темпами роста в 20% и достигнет 56 млрд рублей ($1,047 млн).

2) Уверенное второе место на облачном рынке занимают облачные бизнес-приложения (SaaS-услуги) с текущим объемом рынка в 25 млрд рублей ($572 млн). Этот сегмент вырос более чем в 3 раза с 7,4 млрд руб. в 2013 году и будет демонстрировать самые быстрые среднегодовые темпы роста в 26%. К 2018 году его объем достигнет 51 млрд рублей ($945 млн) и почти сравняется в денежном выражении с IaaS-рынком. При этом самыми продаваемыми сервисами все эти 3 года останутся сегодняшние лидеры рейтинга - системы хранения и обмена файлами и онлайн-системы резервного копирования.

3) Рынок решений для коммуникаций и совместной работы не только оправдал предсказанные ему самые быстрые темпы роста по сравнению с другими типами услуг - 63% в год, но и превзошел их. С 2013 по 2015 годы этот сегмент вырос почти в 19 раз с 1,1 млрд руб. до 19 млрд рублей ($359 млн). Хотя среднегодовые темпы роста замедлятся до 14%, к 2018 году Odin прогнозирует его объем на уровне 28 млрд рублей ($531 млн). В лидерах останутся инструменты мгновенной коммуникации, такие как Skype, кроме того, вырастет количество компаний, использующих виртуальные АТС, в основном (69%) за счет тех, кто мигрирует в облака с внутренних серверов, а также за счет новых участников рынка.

4) Рынок веб-присутствия и веб-приложений вырос более чем в 2,5 раза - с 4,2 млрд в 2013 году руб. до 11 млрд рублей ($206 млн) к 2015 году. В России теперь уже у более чем одного миллиона СМБ есть свой веб-сайт (у 82% средних компаний, у 73% малого бизнеса и у 47% микро-компаний). Лишь 12% из этих сайтов поддерживаются на внутренних серверах фирм, и 19% из них планируют переехать в облака в ближайшие три года. Все остальные фирмы пользуются услугами хостинговых компаний. К 2018 году ожидается рост рынка до 16 млрд рублей ($301 млн) со среднегодовым темпом роста в 14%. Наиболее привлекательной нишей для хостеров станут услуги мобильной оптимизации веб-сайтов - лишь 34% из них оптимизировны под использование с мобильных устройств.

Одним из самых главных факторов для выбора облачных услуг становится их стоимость, а опасения за безопасность облачных данных снижаются (с 60% в 2013 году до 42% в текущем). Рынок продолжит развиваться за счет компаний малого и среднего бизнеса, которые намерены мигрировать в облака, а также за счет дальнейшего развития СМБ в России. Сервис-провайдеры будут способствовать его развитию, если будут предлагать прозрачное ценообразование, высокую безопасность, квалифицированную поддержку пользователей.

Павел Ершов, вице-президент Odin, отмечает: «Мы наконец-то дождались предсказанного аналитиками три года назад бурного роста российского рынка облачных сервисов. Сегодня это один из самых высоких темпов роста на глобальном рынке, которые позволили облачному рынку России перейти из категории развивающихся рынков в категорию зрелых и стабилизирующихся. С момента, как мы выпустили в 2013 году предыдущий отчет по России, рынок облачных услуг продолжал уверенно расти. Да, с одной стороны страна переживала довольно нестабильную экономическую ситуацию, с другой стороны, ряд стимулирующих законов, переход как глобальных игроков, так и целых секторов локального рынка ПО в облака, а также активизация малого и среднего бизнеса в стране дали в итоге очень позитивный результат».

Более детальные выводы исследования

Инфраструктура как услуга (IaaS)
  • Причины, по которым компании СМБ воздерживаются от приобретения IaaS-сервисов в России: 42% беспокоятся о безопасности данных, 27% недовольны высокой стоимостью услуг, 24% вынуждены использовать уже закупленное оборудование.
  • Основные причины, по которым выбирают поставщика IaaS-услуг: 38% - по стоимости, 25% - легкости работы с сервисом, 20% - безопасности, 11% - уже покупали у него, 10% - возможность быстро заключить или расширить контракт.
  • 61% СМБ готовы доплачивать ежемесячно 1000 рублей за более высокую доступность сервисов. 52% заплатят ту же сумму за безлимитную систему хранения.
  • Самые популярные сервисы, которые покупают в дополнение к основным IaaS-услугам: резервное копирование, контрольная панель управления, безопасность, LAMP, платформы разработки.
Веб-присутствие и веб-приложения

  • Ключевые факторы при выборе веб-хостера – это стоимость услуг (69%), профессиональная техподдержка и удобство использования (37%), возможность быстро масштабировать ресурсы (23%), безопасность (19%), существующие взаимоотношения (18%), ценность бренда (7%).    Дизайн 67% веб-сайтов создавал дизайнер в штате компании, причем 24% из них – с помощью систем/конструкторов сайтов.
  • Лишь 34% веб-сайтов оптимизированы под просмотр с мобильных устройств, что свидетельствует о большом заделе для роста этого сегмента. 41% можно увидеть на экране мобильного устройства без оптимизации, а 25% сайтов можно посмотреть только на компьютере.
  • У кого покупают дополнительные услуги: 66% - у веб-хостера (48% сразу в пакете услуг, 18% - уже после первоначальной покупки хостинга), 28% - напрямую у разработчика соответствующего приложения, у другого провайдера – 6%.
  • Самые популярные дополнительные услуги: SEO-оптимизация, системы управления контентом, резервное копирование, инструменты сайтостроения.
Облачные бизнес-приложения (SaaS)

  • В отличие от всех других типов облачных услуг, стоимость приложения для СМБ-компаний гораздо менее важный фактор выбора, чем его функциональность и возможности. Больше всего влияют на выбор приложения: функциональность – 45%, соответствие бизнес-потребностям – 25%, цена – 23%, удобство работы – 6%.
  • Лишь 14% компаний покупают приложение сразу, не пользуясь его триальным периодом. При этом 78% приложений покупаются не в пакете сервисов, а по отдельности. Это говорит о том, что наличие пробного периода важнее, чем предоставление пакетных бизнес-приложений. Чтобы такие пакеты хорошо продавались, в них должна быть ценовая прозрачность и лучшие в своем классе сервисы.
  • Самые популярные бизнес-приложения: облачное хранение и обмен файлами, резервное копирование, онлайн-бухгалтерия, системы оплаты и HR, CRM, VDI.
Решения для коммуникаций и совместной работы

  • Лишь 39% респондентов пользуются услугами бесплатных почтовых сервисов, 37% - услугами сервис-провайдеров, 8% - держат свой почтовый сервер. Переход на платные решения коммуникаций обусловлен следующими причинами: 43% компаний озабочены проблемами безопасности, 21% не согласны с соотношением цены и качества, 21% хотят, чтобы их почта выглядела профессионально и обладала собственным доменным именем.
  • Ключевые почтовые функции, которые нужны клиентам – безопасность, возможность архивации и совместное ведение календаря.
  • 72% СМБ в России не пользуются никакими облачными голосовыми услугами, 22% пользуются своими АТС, и лишь 6% покупают такие услуги в облаке. Основные барьеры для покупки таких сервисов – это стоимость (39%), отсутствие информации о возможностях сервисов такого рода (32%), технические ограничения (24%) и беспокойство о безопасности данных (17%). Основные функции, необходимые для бизнеса: интеграция с мобильными устройствами сотрудников, системы мгновенной передачи сообщений, возможность передачи голоса по Wi-Fi и доступ к единому номеру.

Информация об исследовании:

Исследование Odin SMB Cloud Insight проводится уже пятый год. В 2015 году было опрошено 400 российских компаний с целью выяснить, как изменились их потребности в ИТ за минувшие два года и как они используют облачные услуги сейчас. Опрашиваемые компании были разделены на три группы: микрокомпании (от 1 до 9 сотрудников), малые (10-49) и средние (50-250). Полную версию исследования можно скачать здесь .

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

2.11 13:32 Лира Андреевна Николаева :
Рынок облачных услуг стал все более популярен. Владельцы бизнеса, вне зависимости от его размеров и рода деятельности переходят на виртуальную атс, так это самое лучшее и выгодное решение связи. К, примеру, наша фирма давно уже отказалась от аналоговой связи и перешла на виртуальную атс от WestCall (westvirt.ru), ведь связь отличная, многофункциональная и стоит копейки.