Rambler's Top100
Все новости Новости компаний
Нина ШТАЛТОВНАЯ 18 ноября 2016

Период рецессии пройден?

Основные финансовые показатели МТС в III квартале и за девять месяцев 2016 г., кроме консолидированной выручки девяти месяцев, снизились. 

Но в компании указывают, что это снижение меньше, чем у конкурентов.

В третьем квартале 2016 года консолидированная выручка группы МТС впервые за практически пять лет снизилась – на 1,3% до 112,2 млрд руб. Выручка за девять месяцев 2016 г. выросла на 2,8% до 324,1 млрд руб.

Скорректированная OIBDA группы МТС в третьем квартале 2016 г. уменьшилась на 5,1% до 45,7 млрд руб., за девять месяцев 2016 года – на 4,6% до 127,5 млрд руб. Консолидированная чистая прибыль тоже сократилась: в третьем квартале – на 12,8% до 12,6 млрд руб.; за девять месяцев – на 14,7% до 36,1 млрд руб.

Андрей Дубовсков, президент Группы МТС

Андрей Дубовсков, президент Группы МТС, объявляя финрезультаты третьего квартала и девяти месяцев, объяснил уход показателей в минус в первую очередь снижением дохода от услуг роуминга: «Третий квартал – самый роуминговый, это время отпусков и путешествий». А ситуация в экономике заставляет абонентов сокращать пользование связью за пределами домашнего региона или вовсе отказываться от поездок. Из-за ухудшения политической обстановки закрылись целые туристические направления, такие как Тунис или Турция. В результате по сравнению с третьим кварталом 2015 г. объем роумингового трафика в третьем квартале 2016 г. уменьшился почти на треть. А этот показатель, в свою очередь, на треть меньше показателя предыдущего, 2014 г. Вторым по значимости фактором стал меньший вклад украинской выручки в рублевом выражении, несмотря на 11%-ный прирост в гривнах, что обусловлено укреплением рубля. Свою лепту внесло и расширение розничной монобрендовой сети оператора: за год было построено более 1300 новых торговых точек.

Однако никакого пессимизма в МТС не испытывают: абонентская база растет устойчиво и достигла 108,8 млн пользователей (годовой прирост – 2,5%), а по доходам и OIBDA оператор опережает основных конкурентов. Как подсчитали в компании, в России разрыв по доходам с «МегаФоном» и «ВымпелКомом» за девять месяцев 2016 г. составил 65,4 млрд и 92,6 млрд руб. соответственно, а разрыв по OIBDA – 28,7 млрд и 43,1 млрд руб.

Выручка МТС в России от продаж оборудования в третьем квартале 2016 года выросла на 8% до 13,6 млрд руб., а за девять месяцев – на 31,7% до 34,9 млрд руб. Благодаря приобретению «Энвижн Групп» выручка от услуг системной интеграции увеличилась за третий квартал в 4,4 раза (до 1,1 млрд руб.), а за девять месяцев – более чем в 20 раз (до 4,8 млрд руб.).

В фиксированном бизнесе также наблюдается слабый рост: в конце третьего квартала, по данным «Директ Инфо» и iKS Consulting, доля МТС на массовом рынке ШПД в Москве составила 32,6%, а на массовом рынке платного ТВ – 28,6% (в первом квартале 2016 г. –31,5% и 26,1% соответственно). Главный драйвер фиксированного бизнеса – развитие проекта GPON и сервисов платного ТВ.

Выручка от украинского бизнеса в третьем квартале 2016 года увеличилась на 11,2% до 2,9 млрд гривен, а за девять месяцев – на 9,8% до 8,4 млрд гривен. Такой рост обусловлен повышением выручки от услуг передачи данных во вновь построенных 3G-сетях.

Кроме того, как ожидает Андрей Дубовсков, падение доходов от роуминга в дальнейшем будет замедляться: среди пользователей этого вида услуг остались в основном heavy users, состоятельные абоненты, которые продолжат путешествовать и пользоваться связью в поездках. Развертывание ритейловой сети тоже перестанет оказывать давление на показатели оператора: к концу третьего квартала в ней насчитывалось практически 6 тыс. салонов, она достигла намеченного объема и дальше наращиваться не будет.

Капитальные затраты в 2016 г. компания намеревается сократить до примерно 85 млрд руб. (по сравнению с 96,1 млрд руб. в 2015 году), тем более что годовая норма строительства в натуральном выражении выполнена еще в сентябре-октябре: проект по развертыванию сети GPON в Москве завершен, сети LTE развернуты во всех регионах присутствия МТС в России и запланированное количество базовых станций установлено.

В третьем квартале МТС завершила процесс структурной трансформации, отказавшись от «забюрократизированной и затратной», по выражению Дубовского, макрорегиональной структуры в пользу кластерной модели, в которой в один кластер объединяются регионы с примерно одинаковой рыночной ситуацией. Это позволило компании существенно сократить управленческий аппарат на уровне макрорегионов (речь идет о более чем сотне человек) и упростить управление региональным бизнесом.

Все это дало Андрею Дубовскому основания заявить, что период рецессии пройден. Как ожидается, рост выручки Группы МТС в 2016 году составит 2–3% с учетом выхода из Узбекистана и деконсолидации результатов работы этой зарубежной компании в третьем квартале. Основные драйверы роста – увеличение абонентской базы в России, повышение потребления мобильного интернета и устойчивый рост числа дата-пользователей в России и на Украине, а также увеличение доли МТС на рынках услуг ШПД и платного ТВ в Москве.

Однако скорректированная OIBDA прогнозируется на уровне -4% вследствие конкурентного давления в ритейле и усилий компании сохранить свою рыночную долю, а также влияющих на рентабельность макроэкономических и нерыночных факторов. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.