Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Российская торговля пока не в "облаках"
23 мая 2017 |
Облачные платформы для цифровой и омниканальной коммерции в России пока явление нечастое, но зато вспомогательные облачные сервисы в нашей стране развиты очень хорошо.
Облачные платформы для цифровой (электронной) и омниканальной коммерции (то есть продажи с использованием как онлайн канала продаж, так и офлайн-магазинов) появились как развитие обычных систем управления сайтом (content management systems, CMS) для интернет-магазинов, но предоставляемых не в виде требующего инсталляции «коробочного» ПО, а в виде облачного сервиса по модели SaaS.
Бурное расширение функциональных возможностей этих облачных сервисов, а также выход на рынок новых игроков привело к тому, что в настоящее время платформы омниканальной коммерции представляют из себя полнофункциональные сервисы автоматизации торговли.
Такие сервисы интегрированы со всеми глобальными системами электронных платежей, обеспечивают требуемый для проведения платежей уровень безопасности, и представляют из себя готовый комплекс приложений, реализующих блок коммерческих процессов торгового предприятия.
Как говорится в отчете "Цифровизация бизнес-процессов для малого бизнеса в торговле: облачные и web-сервисы, доступные в России", подготовленном компанией J’son & Partners Consulting, тенденцией последних двух-трех лет является то, что облачные платформы омниканальной коммерции начинают покрывать функционал всех остальных процессов торгового предприятия: процессы бухгалтерского, налогового и управленческого учета, управление запасами, закупками и цепочками поставок, управление финансами, управление кадрами.
При этом сервисы, «выросшие» из облачных систем управления сайтами, в основном развивают такой функционал, интегрируя через API соответствующие облачные сервисы партнеров.
Цифровизация малого бизнеса в сфере торговли на примере США
В авангарде процесса цифровизации торговли – малый бизнес в США. По данным статистики, количество малых предприятий, осуществляющих цифровую и/или омниканальную (комбинированную - офлайн и онлайн) торговлю превышает 28 млн юрлиц, что в 15 раз больше чем общее количество всех юрлиц в России.
В распоряжении этих предприятий – как средства облачной автоматизации отдельных видов бизнес-процессов, так и комплексные облачные платформы для электронной и омниканальной торговли, имеющие миллионы предприятий-пользователей по всему миру, и предлагающие широкую функциональность, практически полностью закрывающую потребности в средствах автоматизации любого предприятия сферы торговли и услуг.
Использование облачных сервисов следует рассматривать не только как возможность для малого и микропредприятия получить доступ к «продвинутым» средствам автоматизации бизнес-процессов, ранее недоступным им по причине размера разовых затрат на инсталляцию, на порядок и более превышающих финансовые возможности предприятий такого размера в части затрат на ИТ, но и как возможность построить принципиально иной, существенно более эффективный бизнес, интегрированный в бурно развивающийся глобальный цифровой/облачный бизнес.
Такие платформы формируют вокруг себя быстрорастущие экосистемы разработчиков, обогащающих своими специализированными разработками и без того довольно широкую базовую функциональность облачных платформ электронной и омниканальной торговли. Облачные SaaS-платформы для электронной и омниканальной торговли даже в базовых тарифных планах предлагают высокий уровень информационной безопасности (Level 1 по PCI DSS 3.1), обеспечивают защиту от DDOS-атак, а доступность своих облачных сервисов обеспечивают на уровне 99,99% при безлимитной пропускной способности и наличии технической поддержки, работающей в режиме 24x7, то есть фактически предлагают уровень обслуживания, превосходящий по своим характеристикам то, что может предложить лучшая внутренняя ИТ-служба крупной корпорации.
Автоматизация бизнес-процессов в малом бизнесе в России
Предложение локализованных облачных сервисов для торговли в России, к сожалению, значительно отстает от проникновения подобных сервисов в развитых странах.
В России массово применяются пока лишь вспомогательные облачные сервисы. Это web-сервисы подачи отчетности и обмена электронными документами и данными, в том числе юридически значимыми, и в существенно меньшей степени - офисные SaaS-приложения (MicrosoftOffice и аналоги), облачные CRM и приложения для организации работы территориально-распределенного персонала, не «привязанного» к конкретному месту в офисе.
Однако даже это ограниченное предложение позволяет десятикратно окупить платежи за эти сервисы за счет снижения затрат на ИТ и телеком-услуги, и создает предпосылки для перехода к сквозной автоматизации основных бизнес-процессов торгового предприятия. Под сквозной подразумевается бесшовная автоматизация без разрывов, требующих ручной выгрузки данных из одной ИТ-системы и загрузки в другую. Такие сквозные цепочки автоматизированных бизнес-процессов позволяют решать задачу оптимизации работы предприятия как единого целого: оптимизировать запасы на складах под сделанные заказы и прогнозируемый спрос, оптимизировать процессы доставки, закупок у поставщиков, предотвратить появление «кассовых разрывов» и максимально эффективно использовать средства на счетах и заемное финансирование. Наиболее продвинутые сервисы позволяют осуществлять такое оптимизационное управление в режиме близком к режиму реального времени и с использованием средств предиктивной (упреждающей) аналитики.
Такой подход к управлению бизнес-процессами торгового предприятия позволяет, в частности, реализовать модель DropShop, при которой заказанный покупателем товар доставляется напрямую покупателю от производителя, минуя склады и торговые точки торговой компании. Это позволяет на порядок (в 10 раз) снизить затраты на продажу единицы стоимости товара.
Пусть и в ограниченном виде, но уже сейчас в России торговым предприятиям доступны локализованные облачные сервисы, автоматизирующие отдельные функции (например, товарного и складского учета), которые движутся в сторону автоматизации различных частей сквозного процесса, например, оптимизации текущих продаж и запасов на складах. При этом большинство предлагаемых в России облачных сервисов автоматизации отдельных функций уже имеют открытый интерфейс для интеграции с другими системами и сервисами (API), позволяющий на базе отдельных сервисов автоматизации процессов создавать бесшовные сквозные автоматизированные процессы – от автоматизации продаж до автоматизации закупок и цепочек поставок.
Корректное использование уже доступных в России облачных средств автоматизации позволяет малым торговым предприятиям России достичь того же уровня эффективности, что и у крупных торговых сетей, и даже превысить его. В ближайшие годы разнообразие и функциональные возможности этих сервисов будет быстро расти, тарифы – уравниваться, у большинства лидирующих провайдеров появится понятный SLA, соответствующий таковому для США и других развитых облачных рынков, а вокруг провайдеров в России будут развиваться экосистемы партнеров по внедрению таких сервисов, что существенно снизит риски малых предприятий-пользователей облачных сервисов, не имеющих опыта использования сложных средств автоматизации бизнес-процессов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Читайте также:
Малые операторы подключаются к системе «Антифрод» через облако
В Москве запущен пилотный проект «Умная аптека»
Спрос виртуальные рабочие места в облаке в России в 2023 году вырос в два раза
МТС запускает платформу для управления сетевой инфраструктурой
Equinix и NVIDIA запустили управляемый сервис искусственного интеллекта
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.