Rambler's Top100
 
 
Все новости Новости отрасли

Совет по открытым данным обсудил раскрытие информации в транспортной сфере

25 мая 2017

Минтрансу следует разработать регламент, обязывающий регионы публиковать открытые данные для разработчиков, считают в Совете по открытым данным. Стимулировать нужно и раскрытие данных Росгидромета с метеостанций.

Электронные сервисы и мобильные приложения в сфере транспорта должны быть доступны не только жителям столицы, но и населению всей страны; пока в этой части Россия «находится в каменном веке», считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, возглавляющий Совет по открытым данным Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Для этого Минтрансу следует разработать регламент, обязывающий регионы публиковать открытые данные для разработчиков. Эта работа должна быть подкреплена поручением Правительства РФ. Стимулировать нужно и раскрытие данных Росгидромета с метеостанций — пока ведомство не спешит делиться ими. Эти вопросы обсуждались 24 мая на заседании Совета по открытым данным.

По состоянию на 22 мая 2017 года на официальном интернет-сайте Минтранса в разделе «Открытые данные» опубликовано 35 наборов, общее количество просмотров — более 235 тыс. До конца года министерство планирует разместить ещё два набора и готово продолжить эту работу в 2018 и 2019 году. По итогам исследования работы с открытыми данными министерств и ведомств, результаты которого планируется представить в июне на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, Минтранс набрал 34,4 балла из 100 возможных при среднем балле 30,3, что свидетельствует о достаточно качественной организации работы. В то же время министерству, по мнению членов совета, нужно наладить взаимодействие с подведомственными структурами и с региональными органами власти по раскрытию информации. Если в столице транспортные приложения и сервисы развиты не хуже, чем в мировых столицах, то в регионах ситуация прямо противоположная.

Михаил Абызов рассказал, что пару недель назад в соответствии с поручением Председателя Правительства заместители руководителей министерств и руководители ведомств проходили стажировку в Сингапуре, где ознакомились, в том числе, с зарубежными практиками работы с открытыми данными в транспортной сфере.

Могу сказать, что мы в этой части с точки зрения скоординированной государственной политики и понимания того, куда мы движемся, находимся в каменном веке и отстаём радикально. То, что есть в Москве, происходит вопреки, а не благодаря, и никакого отношения к федеральному правительству по большому счёту не имеет. Нам нужны открытые данные в каждом регионе Российской Федерации, чтобы человек мог ими пользоваться, чтобы можно было радикально сократить затраты и оптимизировать систему управления транспортным хозяйством в отдельно взятом регионе или субъекте. Министерство должно взять стандарты, подготовить регламент и рекомендовать его регионам. У вас есть субсидии, есть проект "Безопасные и качественные дороги", вы можете при выделении денег из федерального бюджета обязать любой регион раскрывать информацию о деятельности транспортного комплекса. Потому что это их обязанность перед налогоплательщиками. Подготовьте соответствующее поручение Правительства за подписью Дворковича. Чтобы у нас страна на одном уровне развития находилась. Жители Челябинска тоже хотят знать расписание движения общественного транспорта», — сказал Михаил Абызов.

В качестве позитивного опыта использования Big Data и открытых данных в Сингапуре он привёл метод борьбы с пробками, когда перемещения людей в час пик отслеживаются с помощью датчиков сотовых операторов, что позволяет в будущем перераспределить потоки. Министр призвал провести анализ лучших международных практик и обзор приложений, чтобы сделать выводы о том, кому и для чего нужны те или иные открытые данные. Он также поручил проработать вопрос взаимосвязи ведомственных планов мероприятий по открытым данным с государственными информационными системами, чтобы понять, есть ли возможность получения данных из этих систем.

Подведомственное Минтрансу Федеральное дорожное агентство по состоянию на 19 мая 2017 года опубликовало на своём сайте в разделе «Открытые данные» 150 наборов открытых данных, количество просмотров превысило 40 тыс. По рекомендации Совета по открытым данным, а также по результатам анализа обращений пользователей в формате открытых данных ведомство разместило информацию о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог общего пользования федерального значения, сведения об автомобильных дорогах общего пользования, переданных в управление ГК «Автодор», данные о ключевых объектах социальной инфраструктуры, планы ремонтных работ. По итогам исследования работы с открытыми данными ведомство набрало 39,6 баллов. Михаил Абызов, в свою очередь, отметил важность раскрытия информации о дорожно-транспортных происшествиях.

Росжелдором опубликовано 7 наборов открытых данных, в том числе наименования терорганов и подведомственных организаций, портов, железнодорожных станций. Оценка по итогам исследования — 18,2 балла. По словам Михаила Абызова, вопросы взаимодействия в части открытых данных необходимо отразить в плане совместной работы РЖД и Экспертного совета при Правительстве, который планируется подписать в ближайшее время.

Росморречфлот разместил 54 набора данных, еще 28 дополнительных наборов планируется раскрыть в этом году. Ведомство получило 33 балла по итогам исследования.

Ространснадзор опубликовал 8 первоочередных наборов данных, в 2017 году планируется увеличить их число до 23. Ведомство, в частности, намерено разместить в формате открытых данных информацию об отнесении поднадзорных субъектов к категориям риска. Это предусмотрено приоритетной программой по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которую курирует Михаил Абызов.

Одна из задач реформы контрольно-надзорной деятельности — задача по информатизации, этому посвящён отдельный проект. Нам надо в рамках этого проекта иметь более детальный план не только по раскрытию информации в формате открытых данных. Там должен появляться и кросс-модальный функционал, и пользовательские профили, и Big Data как инструмент принятия решений», — подчеркнул Михаил Абызов.

Совет по открытым данным также рассмотрел вопрос размещения в форме открытых данных информации для сельхозтоваропроизводителей и предоставления доступа к данным с автоматических метеостанций Росгидромета. По словам директора Департамента развития и управления государственными информационными ресурсами Минсельхоза Игорь Козубенко, плотную работу удалось наладить с ФТС, ФНС и Росстатом. Взаимодействие с Росгидрометом, по его словам, нельзя назвать конструктивным.

Росгидромет считает, что его данные являются очень сложными и требуют дополнительной проработки. И предоставлять хозяйствующим субъектам эти данные, по их мнению, не совсем целесообразно, потому что это приведёт к неправильным управленческим решениям. Мы с этой позицией не совсем согласны. Сегодня хозяйствующие субъекты покупают за счёт своих средств импортные метеостанции, чтобы получить банальный набор данных о влажности и температуре воздуха. Хотелось бы попросить вас помочь нам побороться с Росгидрометом, потому что это один из первичных источников, который необходим сегодня для снижения затрат сельхозтоваропроизводителей», — сказал представитель Минсельхоза.

Михаил Абызов поручил провести через 2-3 недели совещание с участием представителей Высшей школы экономики и Экспертного совета при Правительстве для обсуждения всего спектра вопросов, связанных с информатизацией Минсельхоза. В их числе — завершение формирования банка данных по землям, в том числе со сбором информации о качестве почв, а также дистанционное зондирование земли. Поручения по дистанционному зондированию земли были даны Правительством ещё в 2013 году, они разрабатывались с участием Экспертного совета при Правительстве. Однако за 4 года практически никаких сдвигов, по словам Михаила Абызова, в этой части не произошло, точные данные Россия продолжает покупать за границей. На днях эта тема вновь была поднята на высшем уровне.

Что касается данных Росгидромета, то ранее министр неоднократно выступал с критикой в адрес ведомства из-за нежелания раскрывать наборы данных. В отрасль метеостатистики вкладываются миллионы рублей, но граждане не получают от этих вложений никакой отдачи и вынуждены пользоваться данными зарубежных метеослужб. Росгидромет не даёт развивать удобные сервисы и приложения, а в результате то, что собирается и хранится за счёт средств налогоплательщиков, перепродаётся им второй раз.

Я могу вам сказать сразу: что значит "бороться"? Невменяемые в Росгидромете сидят, и закончится это плохо для них как для управленцев. С ними бороться бессмысленно, их нужно только менять... Давайте прорабатывать не с Росгидрометом, а с Минприроды. Будем по-другому с ними выстраивать отношения», — сказал министр.

Также Совет по открытым данным рассмотрел вопросы публикации открытых данных Росалкогольрегулирования. Ведомством опубликованы сведения об объёмах производства, розничной продаже отдельных видов алкогольной продукции — всего 24 набора.

В целом Михаил Абызов отметил существенное повышение качества приложений и сервисов, создаваемых на основе открытых данных. Об этом, по его словам, свидетельствуют итоги второго Всероссийского конкурса «Открытые данные Российской Федерации», которые подвели в конце апреля. Главная задача — сформировать среду, в рамках которой создатели программных продуктов могли бы использовать открытые данные для создания сервисов, улучшающих качество жизни и условия ведения бизнеса.

Министр также сообщил, что Открытое правительство совместно с Минэкономразвития намерено развивать и наращивать компетенции в сфере работы с открытыми данными. В министерстве, по его словам, необходимо сформировать системный бэк-офис на долгосрочную перспективу, совместив эту работу с рядом перспективных направлений, в частности по развитию цифровой экономики. Формат работы Совета по открытым данным при этом не изменится. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.