Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Суммарный вклад цифровой и мобильной экономики составил 4,35 трлн рублей

14 декабря 2017

Аналитики РАЭК оценили вклад цифровой экономики в экономику России в 2,1% ВВП, а вклад мобильной экономики - в 3,8% ВВП. Суммарный вклад 4,35 трлн рублей (5,06% ВВП).

13 декабря 2017 года на площадке МИА “Россия Сегодня” состоялась конференция “Рунет 2017: итоги года”, организованная Ассоциацией Электронных Коммуникаций (РАЭК). В рамках конференции обсудили результаты 8 ключевых исследований интернет-отрасли и визионерский HOT-list главных трендов 2018 года.

РАЭК выделяет следующие цифровые показатели по каждому из 7 Хабов экосистем цифровой экономики:
  • ХАБ 1 Государство и общество Аудитория Рунета: 87,7 млн. чел. (71% населения России). Впервые мобильная аудитория превысила десктопную
  • ХАБ 2 – Маркетинг и реклама: 172,2  млрд. руб в 2016. Рост в 2017 году + 17%
  • ХАБ 3 – Электронная коммерция: 1238  млрд. руб в 2016. Рост в 2017 +21%
  • ХАБ 4 – Инфраструктура и ПО: 44,1 млрд. руб в 2016. Рост в 2017 +32%
  • ХАБ 5 – Цифровой контент: 62,9 млрд. руб в 2016. Рост в 2017 +12%
  • ХАБ 6 – Кибербезопасность: 90 млн. новых вирусов появилось  в интернете в 2017 году; у 40% российских компаний нет стратегии информационной безопасности
  • ХАБ 7 – Кадры: количество людей, занятых в отрасли, включая самозанятых, составляет порядка 2,3 млн человек
По данным проведенного исследования, влияние интернет-рынков на экономику растёт на 11% в год, и к 2021 году вклад чистых интернет-рынков в ВВП составит 4,7%. РАЭК предсказывает, что к 2020 году доступ в интернет в РФ будут иметь до 85% россиян, а к 2021 году мобильная экономика станет больше, чем отрасль сельского хозяйства. Уже сегодня мобильная экономика – 11-я по размеру экономика России, и в ближайшие 5 прогнозируется ее рост на 10.7% в год.

Мобильная экономика в России 2017

Исследовательский проект “Мобильная экономика России” реализован впервые в 2017 году как часть международного исследования влияния мобильных технологий на экономику различных стран, а также как часть ежегодного исследования “Экосистема Цифровой экономики / Экономика Рунета 2017”.

В рамках конференции “Рунет 2017: итоги года” аналитический отдел РАЭК представил главные итоги исследования “Мобильная экономика в России 2017”:
  • 3,8% ВВП или $48,2 млрд. в 2016 году
  • Будет расти в среднем на 10.7% в год в ближайшие 5 лет
  • 4,7% ВВП к 2021 году
  • 1.2 млн рабочих мест - и еще 430 000 будет создано в течение следующих 5 лет
  • 0,54% ВВП приходится на малый бизнес в мобильной экономике
  • Косвенный вклад мобильной экономики в ВВП -1,76 трлн рублей

“Общий объем ВВП в 107 из 190 стран ниже, чем отдельно взятая мобильная интернет-экономика РФ. Размер больше, чем ВВП таких стран, как Беларусь, Литва, Словения”, - подчеркнул главный аналитик РАЭК Карен Казарян.

При этом РАЭК выделяет следующие особенности мобильной экономики России:
  • Мобильный трафик в РФ почти в 10 раз дешевле, чем в США, почти в 3 раза дешевле, чем в Германии, почти в 2 раза дешевле, чем в Южной Африке
  • Россия - 5 страна по количеству скачиваемых приложений
  • Доступность качественных кадров на внутреннем рынке



Sharing Economy Russia 2017/Экономика совместного потребления в России 2017

Sharing Economy 2017 - исследование экономики совместного потребления в России становится все более важным для России, особенно в парадигме перехода к цифровой экономике - направления, которое заметило и развивает государство. Компании, стартапы в данном сегменте появляются достаточно активно, это связано с тем, что цифровая и мобильная экономики все больше проникают в нашу повседневную жизнь.

“Экономика совместного потребления (ЭСП) – динамично развивающаяся в России социально-экономическая модель, уже сегодня вносящая серьезный вклад в развитие национальной и региональной экономик.  Исследование определяет компании сферы экономики совместного потребления (КСЭП) как онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям объединяться с целью совместного использования принадлежащих им ресурсов.  Компании ЭСП развивают собственную систему контроля качества услуг, основанную на доверии пользователей, их оценках друг друга: в частности, отзывам и системе рейтингов. Традиционные средства защиты прав потребителей замещаются механизмом, в котором пользователи сами оценивают и контролируют друг друга”, - комментирует Антон Губницин, PBN Hill+Knowlton Strategies.

Организаторы исследования - РАЭК, PBN Hill+Knowlton Strategies, Яндекс и AVITO выделяют следующие критерии отнесения к КСЭП:
  • Работает онлайн
  • Создает сообщество людей - пользователей и владельцев ресурсов
  • Предполагает пользование вместо покупки

“Экономика совместного потребления, ее сервисы не могут существовать без сообщества пользователей. Таким образом, платформы экономики совместного потребления становятся местом, где встречаются предложения и пользователи”, - отмечает Александр Горный, Mail.ru Group.

Компании ЭСП позволяют рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран мира, тем самым выполняя важную социальную функцию. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота. Остальное получают пользователи.

Пользователи ЭСП, как правило, получают дополнительный заработок (около 25% от годового дохода семьи), который в основном идет на покрытие расходов, связанных с содержанием имущества (топливо, оплата коммунальных услуг, страховка и т.п.) и выплату налогов.

Компании ЭСП позволяют экономить не только индивидуальным пользователям онлайн- сервисов, но и целым городам. Они помогают существенно разгрузить городскую инфраструктуру (в особенности транспортную), упростить доступ к целому ряду услуг и товаров.

Изменения, которые несет ЭСП:
  • создание цифровой экосистемы
  • снижение нагрузки на экологию
  • доверие к незнакомцу; феномен онлайн-репутации
  • изменение сознания людей – приоритет пользования над владением
  • развитие микропредпринимательства
Особое внимание исследование уделяет законодательной и регуляторной среде экономики совместного потребления в России.

Регулирование сектора ЭСП идет скорее «от частного к общему», т.е. через отрасли законодательства. Несмотря на всеобщий интерес к данной теме, сегодня консенсуса на тему того, что же понимается под экономикой совместного потребления в российском законодательстве, нет.

Важно отметить, что в законодательстве России встречается понятие «совместного использования» (когда имуществом владеют несколько собственников и пользуются им совместно), но оно не отражает сути ЭСП и неприменимо для новой социально-экономической модели. Таким образом, рамки использования в России модели экономики совместного потребления задаются конституционной нормой о праве граждан РФ пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом для осуществления не запрещенной законом деятельности.

В рамках конференции “Рунет 2017: итоги года” были представлены главные цифры исследования экономики совместного потребления в России:
  • $15 млрд. - объем мирового рынка ЭСП в 2013 году по оценкам PwC
  • €28 млрд. - объем транзакций ЭСП в 2016 году в Евросоюзе по данным Еврокомиссии
  • только €3,6 млрд. из €28 млрд.можно засчитать в доход самих компаний ЭСП, остальное заработали пользователи
  • $335 млрд. может достичь мировой объем ЭСП к 2025 году по прогнозам PwC
  • 190 млрд рублей- объем российского рынка
  • Основную долю участников сообществ пользователей ЭСП составляют люди в возрасте 25-44 лет
  • Более 80% пользователей считают, что ЭСП помогает экономить и заботиться об окружающей среде одновременно


Цифровая грамотность Россиян 2017

В рамках конференции “Рунет 2017: итоги года” РОЦИТ презентовали данные третьей волны всероссийского исследования “Индекс цифровой грамотности”.

“В этом году мы изменили методологию и собрали основные данные исследования путем всероссийского онлайн-опроса на нашей интерактивной платформе "Голос Рунета". Партнерами исследования в 2017 году  выступили такие организации, как Ростелеком (генеральный партнер), Координационный центр доменов .RU и .РФ (отраслевой партнер), РАЭК (отраслевой партнер), МГТС (партнер), ВЦИОМ (исследовательский партнер), НИУ ВШЭ (исследовательский партнер) и TNS (исследовательский партнер)”, - комментирует директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

Третья волна исследования продемонстрировала рост большинства измеряемых показателей. Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 5,7% и на данный момент составляет 5,99 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 4,17 до 6,41 пт. между федеральными округами.

В этом году регионы продемонстрировали более «ровные показатели». Разница между первым и последним местом значительно сократилась, что говорит об общем росте и уменьшении диспропорций. Мы видим сохранение позиций лидеров – это по-прежнему Центральный и Северо-Западный федеральные округа, которые демонстрируют высокие значения в первую очередь за счет данных Москвы и Санкт-Петербурга. Последние два места занимают Дальневосточный и Южный округа, причем последний заметно вырос и «подтянулся» к средним значениям.

Значения внутри субиндексов более разнообразны:
  • Первая тенденция связана со значительным ростом цифровых компетенций (+15,7%). В прошлой волне они с незначительным отрывом занимали третье место, а в этом году именно они получили самое высокое значение среди субиндексов - 6,84 пт. Здесь заметна тенденция роста практически всех компетенций – от проведения финансовых операций через интернет до производства мультимедийного контента.
  • Второй тренд связан со стабильным ростом цифровой безопасности во всех федеральных округах – этому уделяется большое влияние начиная с первой волны исследования, и за трехлетний срок заметна положительная тенденция развития. Во-первых, минимизируется разрыв между регионами, во-вторых, этот субиндекс перестал быть «слабым звеном» за счет повышения культуры при размещении материалов в сети и формированию негативного отношения к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению.
  • Субиндекс цифрового потребления растет не так быстро, но в данном случае это связано с первоначальной довольно высокой позицией. Уровень проникновения Интернета увеличивается незначительно, как и потребление социальных сетей. Основной драйвер развития в этой области – это потребление цифровых государственных услуг.


Экосистема онлайн-кинотеатров России 2017

Данное исследование было реализовано РАЭК совместно с онлайн-кинотеатром ОККО. Цели исследования - описать экосистему онлайн-видео в России, проследить динамику развития потребления онлайн-видео с 2010 по 2017 год, выявить ключевых игроков на рынке онлайн-кинотеатров и модели монетизации контента, изучить аудиторию и структуру потребления онлайн-видео в России, определить место российского рынка онлайн-видео в системе мирового видеопотребления и степень его влияния на экосистему цифровой экономики России.  

Итак, согласно результатам проведенного исследования, 13,64 млрд. руб. составит объем российского рынка онлайн-сервисов в 2017 году. Кроме того, 70% или 7,83 млрд. руб. выручки в 2016 году приходится на долю онлайн-кинотеатров.

Крупнейшие игроки рынка по итогам 2016 года:
  • ivi - 33% рынка
  • Okko - 16%
  • Megogo - 13%
  • Амедиатека - 8%
  • TVzavr - 5%
Аудитория онлайн-видео в России cоставила 69,3 млн. человек или 47% населения на конец 2016 года. Эксперты также отмечают рост аудитории легальных онлайн-кинотеатров России. Сегодня она составляет 39,6 млн человек, а в 2013 году она составляла 21,7 млн человек. В исследовании также сделан обзор регулирующей базы для онлайн-кинотеатров России.

“По итогам исследования был сделан вывод, что рынок онлайн-видеосервисов, работающих в легальном сегменте, в ближайшие годы имеет значительный потенциал развития на российском рынке, а также определены драйверы и ограничивающие факторы развития онлайн-кинотеатров и роста потребления легального видео”, - отметил Иван Гродецкий, Окко.

В рамках исследования были также определены драйверы и ограничивающие факторы данного сегменты цифровой экономики.

Драйверы:

  • Рост проникновения интернета, развитие сетей 3G и LTE, которые позволяют потреблять онлайн-видеоконтент максимально комфортно на высокой скорости без прерываний
  • Развитие платежных систем, которые позволяют приобретать платный контент удобным для пользователей способом
  • Повышение уровня сервиса онлайн-кинотеатров, увеличение количества контента
  • Низкое качество пиратских сервисов
  • Развитие новых технологий: VR, 4К и др.
  • Появление новых устройств, подходящих для просмотра онлайн-видео
  • Рост популярности телевизоров Smart TV, которые уже начали стремительно вытеснять обычные телевизоры
  • Рост вовлеченности пользователей к данному виду услуг благодаря возможности для пользователя самому выбирать контент по интересу, комментировать и обмениваться мнениями
  • Расширение географии предоставления услуг российскими видеосервисами
Ограничивающие факторы:

  • Недостаточный уровень цифровой грамотности пользователей
  • Сохранение высокого уровня нелегального потребления
  • Относительно высокая стоимость контента  и сервисов
  • Конкуренция со стороны других видов онлайн-развлечений и сервисов (игры, социальные сети  и т.д.)
  • Избыточное регулирование


IIoT в России 2017 // Экосистема индустриального интернета

“Исследование Экосистема индустриального интернета России 2017, проведенное РАЭК совместно с ПАО “Ростелеком”, представляет собой обзор текущего уровня развития индустриального Интернета вещей в России и в мире, а также рассматривает перспективы его развития. В исследовании дается описание экосистемы индустриального интернета вещей, выделяются ключевые игроки рынка и российские стартапы в области IIoT, описываются сферы применения технологий IIoT, выделяются ключевые проблемы безопасности, определяется место индустриального Интернета вещей в экономике России. В исследовании также представлены глоссарий отрасли IIoT, действующие стандарты и мнения экспертов относительно нынешнего состояния и перспектив развития индустриального Интернета вещей в России”, - отметила Мария Сайкина, РАЭК.

Главные цифры исследования:

  • 8,4 млрд. устройств, подключенных к сети интернет будет насчитываться в мире к концу 2017 года. $1,7 трлн. составит объем рынка Интернета вещей по итогам 2017 г.   против $1,4 трлн. в 2016.
  • 85 млрд. руб  - общий объем рынка Интернета вещей в России по итогам 2016 года.  
  • на 42% выросли расходы компаний на внедрение технологии IoT по сравнению с 2015 годом. 49 млрд. руб. - доля компаний, занимающихся адаптацией продуктов к задачам программных платформ, в 2017 году этот показатель вырастет до 80 млрд. руб.
  • 7,6 млрд руб.  - доходы российских операторов от обслуживания Интернета вещей в 2016 году, на 25% больше, чем в 2015 году.
  • Основным драйвером внедрения технологий Интернета вещей в России являются государственные предприятия.



Онлайн-угрозы, кибербуллинг и цифровая культура поведения

Исследование проведено РАЭК совместно с Фондом Развития Интернета (ФРИ) при поддержке Google. Цель исследования - изучение цифровой культуры и феномена киберагрессии в современном российском обществе. Результаты исследования основываются на интервью по специально разработанной анкете с представителями населения из 8 федеральных округов Российской Федерации в возрасте от 12 до 17 лет (1000 человек) и взрослых, имеющих детей в возрасте от 12 до 17 лет (1000 человек), а также группы молодежи в возрасте от 19 до 30 лет (500 человек).

Основные выводы исследования, представленные на конференции “Рунет 2017: итоги года”:

Опыт столкновения с коммуникационными рисками
  • Подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), 44 % получали агрессивные сообщения, жертвами груминга стали 48 %, 23% получали угрозы физической расправы.Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями или жертвами агрессивной коммуникации.В целом, среди возрастных групп с агрессивной коммуникацией и грумингом чаще всего сталкивается  молодежь.
  • Опыт столкновения с разными видами онлайн-агрессии
  • Флейминг, троллинг и хейтинг – самые распространенные виды онлайн-агрессии (12-13 лет – 47-54%, 14-17 лет – 63-69%). Старшие подростки чаще, чем все остальные, сталкиваются с онлайн-агрессией (троллинг – 65%, хейтинг – 69%, киберсталкинг – 44%, кибербуллинг – 42%).
Основные поводы для онлайн-агрессии
  • Внешность и личностные особенности занимают лидирующие позиции среди всех опрошенных возрастных групп. Старшие подростки: внешность – 64%, личностные особенности – 60%, увлечения и хобби – 50%, сексуальная ориентация и национальная принадлежность – по 44 %

Основные мотивы киберагрессоров
  • Развлечение и власть – мотивы, которые отметили все возрастные группы. У старших подростков: мотив развлечения выбрали 46%, власти – 40%, причинение вреда другому (намеренная агрессия) и выплеск негатива – 35%.
Предпочтение онлайн-агрессии оффлайн-агрессии

  • Подростки предпочитают вести себя агрессивно чаще онлайн, чем офлайн, поскольку в онлайн-пространстве их привлекает безнаказанность (46 %), анонимность (33 %), простота и скорость (39 %). 33% подростков отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно. 31% отметили страх наблюдения реакций другого.
К кому обращаются за поддержкой жертвы кибербуллинга?
  • Каждый 5 ребенок в возрасте 12-13 лет не обращается за помощью ни к кому, обратятся к родителям – 17%, к друзьям – 16%. Старшие подростки ищут поддержку у друзей (27%), в семье – 8%. Родители считают, что дети ни к кому не обратятся – 12 %, к друзьям – 11%, к родителям – 4%.
Кто может повлиять на повышение цифровой культуры и снижение онлайн-агрессии?
  • Все возрастные группы считают, что ответственность лежит на модераторах и администраторах сообществ. Родители: сами родители ответственны – 52%, модераторы – 50%, СМИ и блоггеры – 30% и 31% соответственно. Младшие подростки: родители – 33%, модераторы – 29%, сверстники – 22%, IT-компании – 21%, знаменитости и блоггеры – 19%. Старшие подростки: 31% - модераторы, 23% - сверстники, 21% - знаменитости, 19% - СМИ.

Ежеквартальный дайджест “Право и ИТ”

Экспертами РАЭК и Института исследований интернета был проведен анализ законопроектов, касающихся регулирования сети Интернет за 1 - 3 кварталы 2017 года. В мониторинге рассмотрены законопроекты, принятые Государственной Думой и проекты на рассмотрении и обновления статусов проектов, находящихся на рассмотрении за период 1 января - 15 октября 2017 года и внесенные за период 1 декабря 2016 года - 15 октября 2017 года.

Основные выводы по результатам мониторинга:
  • Большинство внесённых в конце 2016 – начале 2017 года законопроектов принято в весенне-летнюю сессию и подписано Президентом, включая законопроекты, где реакция отрасли была резко отрицательной. При этом если в первом квартале отмечалось резкое падение числа инициатив, то к третьему кварталу их стало больше, чем за весь 2016 год.
  • Ряд законопроектов, как с положительной, так и отрицательной для отрасли повесткой (на облегчение требований к малому и среднему бизнесу по контрольно-кассовой технике (4 шт.), законопроект об усилении ответственности за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, законопроект о соцсетях) не получили никакого движения с момента внесения депутатами. По всей видимости их следует воспринимать скорее в медийной плоскости.
  • За период июль – сентябрь 2017 года появилось большое количество правительственных законопроектов, что, вероятно связано окончанием срока работы правительства правительства и попыткой доделать то, что не получилось успеть сделать ранее.
  • Активно прорабатывается тема регулирования социальных сетей и других коммуникационных сервисов с точки зрения угрозы национальной безопасности.
  • Резкое снижение доли инициатив с положительной оценкой на фоне роста нейтральной – следствие недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли. Ярким примером подобного проекта может являться закон о телемедицине, и события, которые проходили в момент его принятия.
  • Значительная доля резонансных инициатив за этот период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.


Визионерский HOT-list 2018

Всего в HOT LIST 2018 вошли 10 компаний-лидеров по 10 направлениям:
  • Искусственный интеллект и Машинное обучение (AI and Machine Learning):  Deep Mind (USA)
  • Блокчейн и криптовалюты (Blockchain and Cryptocurrencies):  Waves (RUS)
  • Большие данные (Big Data):  Mail.ru Group (RUS)
  • Телемедицина (Telemedicine): Яндекс.Здоровье (RUS)
  • Дополненная и виртуальная реальность (AR/VR):  Oculus – Facebook/Samsung (USA / KOR)
  • Чат-Боты и Виртуальные помощники (Bots and Virtual Assistants): Яндекс (RUS)
  • Кибербезопасность (Cybersecurity):  Group IB (RUS)
  • Интернет вещей (IoT– Internet of Things): Samsung – Smart Things (KOR)
  • Компьютерное зрение (Computer Vision):  Cognitive Technologies (RUS)
  • Нейросети (Artificial Neural Networks): Google (USA)
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.