Rambler's Top100
Все новости Новости компаний

Чемпионат мира по программированию завершился триумфом российских участников

19 апреля 2018

Российские участники на чемпионате мира по спортивному программиро- ванию ICPC завоевали кубок мира и четыре медали из тринадцати, собрав больше наград, чем команды из других стран (участники из Китая и США получили по три медали, по одной – у Японии, Кореи и Литвы).

Россия продолжила семилетнюю беспроигрышную серию на самом масштабном и авторитетном чемпионате мира по спортивному программированию ICPC, финал которого завершился в Пекине. Победителем соревнований стал МГУ, на втором месте – МФТИ; чемпион 2017 года Университет ИТМО, в этот раз получивший бронзу, однако остается абсолютным рекордсменом мира по количеству побед с семью кубками.  

Олимпиада ICPC, проводившаяся в 42-й раз, собрала рекордное количество участников – в этом году на всех этапах турнира состязались около 50 000 студентов из почти 3100 университетов 111 стран. (Это в 4 раза больше, чем на традиционных Олимпийских играх – так, в Летней Олимпиаде в Рио участвовали 11 544 спортсмена). В финале крупнейшего мирового первенства соревновались 140 команд из 51 страны, из них 11 представляли Россию: четыре команды из Москвы, три из Санкт-Петербурга и по одной из Екатеринбурга, Новосибирска, Перми и Саратова. За Университет ИТМО выступали студенты кафедры компьютерных технологий Илья Збань и Иван Белоногов (первый курс магистратуры), которые в прошлом году принесли вузу седьмой кубок чемпионов ICPC в Рапид-Сити, а также студент второго курса бакалавриата кафедры КТ Михаил Путилин (второй курс бакалавриата), отправившийся в финал впервые. Готовил команду тренер-рекордсмен Андрей Станкевич, которому вуз обязан всеми семью чемпионскими титулами.

В этом году командам предстояло решить 11 задач за пять часов. Помимо кубка чемпионов, на ICPC разыгрывается по четыре комплекта медалей каждого достоинства: золотые, серебряные и бронзовые – ими награждаются первые 12 команд. Однако, поскольку 13 команд решило по 7 задач, в этот раз судьи решили присудить 13 медалей: пятая из бронзовых наград досталась Уральскому университету.

«Золото», помимо МГУ, получили МФТИ, Пекинский университет и Токийский университет. «Серебро» досталось Сеульскому университету, Университету Южного Уэльса, Университету Синьхуа и Шанхайскому транспортному университету. «Бронзу» завоевали Университет ИТМО, Университет Центральной Флориды, Массачусетский университет технологий, Вильнюсский университет и УрФУ.

«Результаты оказались весьма предсказуемы. Очень рады за заслуженную, а главное – долгожданную, победу команды МГУ. Они долго шли к этому успеху, пять раз занимая второе место», – комментирует Роман Елизаров, председатель жюри регионального полуфинала ICPC в Северной Евразии, тьютор Университета ИТМО. – В целом, команды из нашего региона, Северная Евразия, показали высокие результаты – пять медалей из тринадцати».

«Мы рады тому, что кубок ICPC вновь уезжает в Россию, – говорит Андрей Станкевич, тренер команды Университета ИТМО, чемпиона 2017 года. – Среди команд-победителей сюрпризов не было. Все золотые медалисты побеждали на Международной школьной олимпиаде по программированию (IOI), и все они рассматривались как претенденты на титул чемпиона. У команды ИТМО в середине соревнований, к сожалению, дела пошли не очень – в процессе скопилось несколько проблем, которые оказалось тяжело преодолеть. К счастью, большое количество тренировок позволило добиться стабильности, и даже из очень плохой ситуации команде удалось выйти с медалью».

Российские программисты участвуют в чемпионате с 1993 года и безоговорочно лидируют уже семь лет. С 2000 года команды из нашей страны побеждали в ICPC 13 раз. Последние шесть лет, с 2012 по 2017 год, кубок мира передавали друг другу две петербургские команды – Университет ИТМО и СПбГУ; мировым рекордсменом по количеству побед также остается российский Университет ИТМО, на счету у которого семь чемпионских кубков; на втором месте в мире – СПбГУ с четырьмя победами. У ближайших зарубежных соперников, американского Стэнфорда и китайского Университета Джао Тонг – по три чемпионских титула.

В ICPC соревнуются команды из трех студентов не старше 25 лет. К участию в чемпионате не допускаются студенты, дважды участвовавшие в мировом финале. В распоряжении команды – всего один компьютер, поэтому, помимо логики и умения работать в жестких временных рамках, конкурсанты должны проявить навыки взаимодействия в команде и грамотно распределить роли. Побеждает команда, которая правильно решила наибольшее количество задач и при этом показала наилучшее время; также учитывается количество сделанных попыток, или «посылок» (так называют решение задачи, отправленное на проверку на тестирующий сервер).

Каждое задание включает описание некой ситуации (легенду), примеры тестов и формальные ограничения. Участникам нужно «перевести» условия на язык математики, затем разработать алгоритм решения и написать код на одном из языков программирования, одобренных к использованию на чемпионате – Java, C, C ++, Python и Kotlin (последний был введен в качестве официального языка соревнований в этом году). Отправленное судьям решение проходит ряд проверок. Задача считается решенной, если программа выдала правильные ответы во всех тестах. Если программа выдала неправильный ответ или не уложилась в ограничения по времени или памяти, то сообщение об этом отправляется команде, после чего участники могут послать исправленную версию. За неудачные попытки командам начисляется штрафное время, которое учитывается при расчете итогового результата. За час до окончания соревнований турнирная таблица замораживается: команды видят только результаты собственных «посылок» и то, какие задачи попытались решить соперники.

Все призеры ICPC получают солидную денежную премию: команда чемпионов – 15 000 долларов США; команды, завоевавшие золотые медали – по 7500 долларов; серебряные призеры – по 6000 долларов, а команды, взявшие бронзу – по 3000.

Тысячи болельщиков по всему миру следили за ходом решающей битвы ACM ICPC по онлайн-трансляции, за организацию которой в этом году, как и ранее, отвечала техническая команда Университета ИТМО. По напряжению и накалу эмоций «прямой эфир» с Олимпиады по программированию мог поспорить с трансляциями крупнейших спортивных соревнований.

Видеостриминг с финала шел на Youtube, twitch (крупнейшей видеоплатформе для геймеров) и в ВК. Вещание сопровождалось комментарием на четырех языках (английский, китайский, испанский и русский). Зрители могли видеть как планы зала, где проходил турнир, так и картинку с вебкамер на компьютерах участников, скринкаст с экранов компьютеров, ход тестирования решений и вердикт судей. В прямом эфире шли интервью с экспертами и запись разборов заданий.

То, какая из команд будет показана на «втором экране», в каждый момент времени, определялось автоматическим голосованием: система фиксировала хэштеги с названиями команд в Twitter и ставила участников в очередь на трансляцию согласно количеству набранных ими твитов.

За ходом соревнования следили десять аналитиков – они в режиме реального времени наблюдали, какие задачи решают команды-лидеры, какие языки программирования выбирают участники, давали оценку происходящему и публиковали интересные новости.

Трансляция доступна в записи на сайте ICPCLive и на YouTube.

В 2019 году финал всемирной студенческой олимпиады по программированию пройдет в городе Кочин (Индия).

Российские команды, выступавшие в финале ICPC 2018:

  • Московский физико-технический университет,
  • Московский государственный университет,
  • Университет ИТМО,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Высшая школа экономики,
  • Московский авиационный институт,
  • Новосибирский государственный университет,
  • Пермский государственный университет,
  • Саратовский государственный университет,
  • Академический университет (Санкт-Петербург),
  • Уральский федеральный университет. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.