Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Чистое небо для грузовых беспилотников

14 мая 2018

Дроны для грузоперевозок – перспективная сфера применения беспилотных летательных аппаратов, внутри которой проходят массовые пилотные испытания по всему миру.

В течение 2018-2019 годов регуляторы отдельных стран начнут полноценно допускать грузовые дроны разных категорий для доставки товаров на коммерческой основе, что повлечет за собой стремительный рост предложений.
В эту отрасль вкладываются многие ритейл-компании и грузоотправители (например, Amazon, Alibaba, DHL, FedEx, швейцарская почта, производители пиццы и т. д.). Тем не менее, грузовые беспилотные летательные аппараты (БЛА) – отрасль, которая за редким исключением некоторых стран (например, Африки и Китая), еще не начала полноценную реализацию.

Дроны для доставки – самый молодой зарождающийся сегмент БЛА, ввод которого в  активную фазу коммерческой эксплуатации  задерживает как отсутствие на рынке отработанных моделей гражданского назначения, пригодных для использования при доставке габаритных и тяжелых грузов на требуемое расстояние, так и существующие технологические и регулятивные барьеры.

Многие компании провели тестовые испытания, но по различным причинам, главным образом, законодательным, связанным с рисками для общества (как и вся беспилотная сфера в наши дни), не могут приступить к коммерческой эксплуатации.

Ситуацию сдерживает, например, фактор отсутствия сильных батарей, которые были бы способны обеспечить длительную и тяжеловесную перевозку, чтобы дрон успел вернуться «обратно домой».

Перед компаниями, которые планируют использовать в собственной логистике ГБЛА для перевозки грузов, стоит задача комплексной оценки сравнительных преимуществ и ограничений, рисков и экономической эффективности создания инфраструктуры и транспортировки инновационным способом  в сравнении с традиционными видами транспорта.

Мировой рынок грузовых дронов (ГБЛА)

Коммерческий рынок дронов различного применения сформировался только в последние 2-3 года (в то время как дроны военного назначения используются уже продолжительное время). Активное применение получили дроны для фото-видеосъемок, картографии (геодезии), мониторинга (видеонаблюдения), агробизнеса, СМИ и медиа и пр.

Мировой рынок грузовых БЛА и коммерческих услуг на их основе для транспортировки грузов находится на раннем этапе коммерческого развития. Однако, по оценке J’son & Partners Consulting к 2020 году на долю ГБЛА будет приходиться уже до 9,5% от общего объема мирового рынка коммерческих БЛА (% от количества проданных дронов). В стоимостном выражении это порядка $1,4 млрд к 2020 году. Мировой рынок услуг на базе ГБЛА к 2020 году превысит рынок продаж дронов в несколько раз.

По оценке J’son & Partners Consulting более половины иностранных предложений грузовых дронов в мире уже готовы к коммерческой продаже (56% в продаже, 44% в разработке).

По прогнозу российской Ассоциации «АЭРОНЕТ» на период до 2035 года доставка дронами в городах будет приносить до 55% всех доходов компаний/операторов, эксплуатирующих ГБЛА (45% - доставка в сельской местности).

В структуре портфелей ГБЛА иностранных производителей преобладают мультикоптеры, на долю которых приходится более половины всех предложений (55%). На втором месте – дроны-планеры (31%). Малоразмерные мультикоптеры являются в настоящий момент основным предложением на рынке в силу их более низкой стоимости и приемлемой дальности полета и грузоподъемности для транспортировки небольших грузов.

Общая тенденция рынка – все большее использование в качестве ГБЛА конвертопланов, объединяющих в себе летные качества и экономичность планеров, а также маневренность и способность на вертикальный взлет и посадку от мультикоптеров. В целом рынок БЛА совершил переход от этапа изучения технологий к коммерческой эксплуатации и внедрению готовых продуктов и в настоящий момент находится на этапе стремительного роста.

Технические характеристики предлагаемых на рынке ГБЛА могут сильно варьироваться даже внутри аналогичных типов БЛА. Разброс значений дальности полета, грузоподъемности и стоимости аппаратов может достигать кратных значений.

Законодательные сдерживающие факторы и драйверы развития

Основным сдерживающим фактором развития перевозок грузов с помощью ГБЛА во всем мире является авиационное законодательство, которое пока, зачастую, не разрешает оказывать коммерческие услуги по доставке дронами, либо сильно затрудняет их. Поэтому значительная часть реализуемых проектов не публична и реализуется в скрытом или экспериментальном режимах, а ГБЛА производятся под заказ и потребности каждого конкретного заказчика.

Вместе с тем, за прошедшие два года (2016-2017 гг.) в мире наблюдается позитивная динамика в разработке и утверждении нормативных актов, регулирующих коммерческое использование ГБЛА.

Один из последних таких практических шагов, направленных на решение регуляторных вопросов,  пришел из США. 3 мая крупнейший американский военно-промышленных холдинг Raytheon объявил, что был выбран ключевым партнером NUAIR Alliance (Northeast UAS Airspace Integration Research Alliance) при создании первого и самого масштабного в США воздушно коридора для тестирования БЛА. Тестовая зона протяженностью 80 км к Западу от Griffiss International Airport (штат Нью-Йорк) стала одной из 7 подобных площадок для тестирования БЛА, одобренных Федеральной авиационной администрацией США (FAA). Коридор позволит исследовать БЛА и системы контроля воздушного движения в условиях, максимально приближенным к реальным.

Как отмечается в пресс-релизе компании, NUAIR Alliance выбрал Raytheon благодаря его передовым разработкам в области управления воздушным движением, в особенности – программно-определяемому маломощному радару AESA площадью 1 кв. м (Active Electronically Scanned Array). Множество небольших модулей AESA можно размещать на вышках сотовой связи или крышах зданий, объединяя в сеть, - такая система может отслеживать даже самые низколетящие и малоразмерные цели, что недоступно для больших РЛС традиционной схемы.

Raytheon будет помогать NUAIR Alliance в разработке, создании и техническом обслуживании подобной системы контроля и управления воздушным трафиком нового поколения, оптимизированным под БЛА. Как ожидается, полученные данные позволят индустрии и регулятору найти оптимальное решение и, в конечном итоге, будут способствовать скорейшему началу коммерческого использования БЛА в США.

Консультанты J’son & Partners Consulting прогнозируют, что в ближашие два года сотни компаний начнут предлагать модели ГБЛА и услуги по транспортировке самых разнообразных грузов – от легких посылок весом 1-2 кг, до транспортировки контейнеров весом в сотни и тысячи килограмм на большие расстояния.

Несмотря на то, что основное число производителей (и производимых моделей БЛА) осуществляют свою деятельность в США, Китае и Европе, современным центром оказания услуг на базе ГБЛА является Африка.

В Руанде и Танзании развернуты самые крупные (и пока единственные) в мире сети доставки дронами компаний Zipline и Matternet, грузовые БЛА которых доставляют гуманитарную помощь, запасы крови, медикаменты из центрального склада на территории всей страны, совершая десятки и даже сотни вылетов в день.

Успех дронов в Африке и других странах, которые не являются производителями и законодателями дронов связан, в том числе с тем, что в этих странах плохо развито или ограничено другое транспортное сообщение (как, например, вертолеты в Африке крайне дороги для местного населения, поэтому дроны для них  - единственный способ оперативной доставки).

Следует отметить, что Zipline и  Matternet – американские компании (со штаб квартирой в Сан-Франциско), которые развернули проект в Африке не случайно, а потому что им разрешило правительство Танзании. Компании отлаживают бизнес-процессы, и как только будет дано разрешение в США – они смогут быстро развернуть массовую экспансию в США. Помимо этого они развивают проекты в Европе и ОАЭ; Amazon тестирует доставку отправлений в собственных целях, почтовые организации ряда европейских стран ведут пилотные проекты по доставке отправлений.

Российский рынок грузовых дронов (ГБЛА)


По оценке J’son & Partners Consulting, на российском рынке ГБЛА большая часть продукции отечественного производства находится в стадии разработок и тестирования образцов (60%) и только 40% моделей готовы к коммерческой продаже. В структуре портфелей ГБЛА российских производителей преобладают мультикоптеры, на долю которых приходится более половины всех предложений грузовых дронов.

При этом большинство компаний нацелены на продажи на внешних рынках, так как встречают законодательный барьер, а также пока не находят платежеспособный спрос на рынке России.

В случае оперативной гармонизации законодательства, способствующей развитию hi-tech рынков России в целом, и рынка БЛА в частности, по оценке J’son & Partners Consulting, к 2021 году объем продаж ГБЛА разных моделей на российском рынкеможет составить $45 млн или порядка 1500 единиц. Это 200-кратный рост к текущему уровню.

С учетом существующего запроса высших органов государственной власти Российской Федерации на технологический прорыв в стране по различным отраслевым направлениям, а также с учетом национальных территориальных особенностей (удаленные труднодоступные территории, разветвленная сеть компаний с активами, расположенными в условиях ограниченного транспортного сообщения), разворот законодательства в сторону разрешительного в сфере применения грузовых дронов может создать основу для развития одного из перспективных быстрорастущих отечественных высокотехнологичных рынков с экспортным потенциалом и минимизировать отставание от мировых рынков.

При этом в связи с политикой импортозамещения и законодательными инициативами в области обеспечения ~ 50% выручки предприятиями ОПК в перспективе нескольких лет от производства продукции гражданского назначения, ожидается активное развитие коммерческих предложений ГБЛА на базе дронов военного назначения.

Однако для организации полноценной доставки грузов посредством ГБЛА необходимо устранение целого спектра барьеров. Например, необходимость централизованной системы управления полетами ГБЛА, профилактика столкновений в воздухе и безопасность, проблемы пропускной способности каналов связи, трудность модификации БЛА для переноса тяжелых грузов, сложности использования в районах с суровым климатом и многие другие.

Помимо технологических и законодательных барьеров, российские производители и разработчики сталкиваются с экономическими факторами, делающими производство дронов в России невыгодным в сравнении с импортом готовых зарубежных аналогов. Что в совокупности с нехваткой венчурного финансирования и прямых инвестиций на отечественном рынке, требуемых на проведение технологических НИОКР для достижения лидерства на конкурентном рынке мировых производителей, а также учитывая кризисное финансовое и геополитическое время, представляет собой угрозу технологического отставания и утраты конкурентоспособности российских дронов без активной законодательной поддержки и экономических стимулов для производителей на динамически растущем рынке.
 

Источник: J’son & Partners Consulting

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.