Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2007
Андрей АРТЕМЬЕВ  16 сентября 2007

Нюхать шашлык – не значит его есть

О WiMAX-иллюзиях и их побочных эффектах Благодаря массированной рекламной кампании, сопровождавшей разработку технологии WiMAX, у российских операторов сложилось несколько неадекватное восприятие ситуации на рынке. К сожалению, очень многие из тех, кто сейчас ориентируется на WiMAX, не понимают двух моментов. Во-первых

О WiMAX-иллюзиях и их побочных эффектах

Благодаря массированной рекламной кампании, сопровождавшей разработку технологии WiMAX, у российских операторов сложилось несколько неадекватное восприятие ситуации на рынке. К сожалению, очень многие из тех, кто сейчас ориентируется на WiMAX, не понимают двух моментов. Во-первых, настоящее WiMAX-оборудование (с сертификатом совместимости WMF) будет доступно далеко не во всех диапазонах, а во-вторых, в тех диапазонах, где оно ожидается в обозримом будущем, частотного ресурса в нашей стране, как правило, уже нет.

Иллюзия первая – диапазон настоящего WiMAX.


Как известно, ресурс диапазона 3,5 ГГц, на который рассчитано существующее оборудование с наклейкой «Сертифицировано WiMAX Forum», практически исчерпан. И вероятность того, что кто-то (без каких-то политических влияний) сможет получить в этом диапазоне хоть какие-то номиналы, практически близка к нулю.Основная масса BWA-сетей, развертываемых сейчас (в том числе 90% сетей, создаваемых компанией «Авалком»), строится в диапазоне 5,3 ГГц, который пока в принципе не рассматривается WMF. Конечно же, ряд поставщиков, активно работающих на российском рынке, кулуарно заявляют, что в данном диапазоне тоже будет производиться оборудование, но из-за отсутствия диапазона 5,3 ГГц в сертификационных профилях WMF такое оборудование будет внутрифирменным (proprietary). Иными словами, это будут те же относительно закрытые решения от того или иного производителя, которые мы имели до наступления эры WiMAX.Поэтому и основная идея WMF – совместимость оборудования разных производителей для нашего рынка, скорее всего, не воплотится, так как оборудование нестандартного для WiMAX диапазона 5,3 ГГц сертифицироваться не будет. А если и будет, то, судя по темпам прошедших сертификационных испытаний, «не в этой жизни».

Иллюзия вторая – стандарт WiMAX как таковой
.

Здесь ситуация напоминает притчу о Ходже Насреддине: нюхать шашлык – не значит его есть.Как известно, WiMAX начался с технологии 802.16a, считавшейся до какого-то времени настоящим WiMAX, к которому все стремились. Когда кто-то из производителей уже вплотную подошел к его реализации, WMF сказал: нет, стандарт «a» – ерунда, вот «d» – то что надо, и появился 802.16d. Сразу же часть производителей побежала к «d». Но как только они нача ли «добегать» до «d», WMF провозгласил: «d» уже неактуален, будем делать стандарт «e». И если в стандарте «a» существует массовое серийное оборудование, то активного продвижения на рынок оборудования «d» вряд ли можно ожидать – все уже побежали «соответствовать» «е». А пока все бегут, на горизонте появляются анонсы оборудования стандарта 802.16m, который суть «e», расширенный по скоростям. Поэтому развитие WiMAX в исполнении WMF больше напоминает бег белки в колесе или скорее барбоса, который пытается поймать свой хвост.

Иллюзия третья – повсеместный мобильный WiMAX.


Легковерие привело к тому, что сегодня большинство крупных операторов национального масштаба («Голден Телеком», РТКОММ, «ТрансТелеКом» и др.) видят «свой хлеб» именно в мобильном WiMAX, коммерческий выпуск которого обещан не раньше 2008 г. И не все понимают, что даже если сейчас оплатить контракт с производителем, завтра «железо» не появится.От этой иллюзии возникают побочные эффекты. Как-то: чтобы обеспечить реальный мобильный WiMAX по всей Руси великой, нужен сквозной диапазон. Для мобильной версии – это 2,5–2,7 ГГц и все тот же 3,5 ГГц. Но WMF отодвинул диапазон 2,5–2,7 ГГц на «третью волну» сертификации (как неактуальный для основных рынков Европы и Америки), которая планируется уже во втором десятилетии 21-го века (в Европе диапазон 2,5 ГГц практически везде закрыт и используется под цифровое ТВ).Правда есть еще «привечаемый» WMF корейский Wi-Bro с его диапазоном 2,3–2,4 ГГц. Но как бы Wi-Bro ни был хорош и отработан, национальные российские операторы опасаются ориентироваться на него из-за малого количества поставщиков оборудования и проблематичности роуминга с WiMAX, который развивается в Европе и Америке.Других действительно массовых коммерческих решений стандартной технологии BWA, совместимых между собой, пока нет. Поэтому говорить, что ожидается бурный рост WiMAX-рынка в России, наверное, неправильно. Хотя бы по той причине, что нет ресурса, на котором можно добиться массовости. Это в первую очередь касается фиксированного WiMAX. А с мобильным ситуация еще хуже. Для него количество доступных частотных диапазонов гораздо меньше.Кроме того, мобильный WiMAX по карману только «монстрам» с немалым бюджетом. Региональным операторам«малышам» воплотить технологию мобильного WiMAX на своей сети будет не под силу, не говоря уже о сомнительной целесообразности «предприятия» в целом (нужен ли роуминг в пределах одного города?). Причина проста: для обеспечения качественной мобильности необходимо очень плотное покрытие территории с многократным перекрытием сот, т.е. большое количестве базовых станций и немалые вложения в инфраструктуру – БС надо соединять и замыкать на сеть управления услугами и роумингом. Да и программно-аппаратная база сети услуг и роуминга стоит немалых денег.

Иллюзия четвертая – дешевый абонентский терминал
.

Что это такое? В первую очередь это маломощные устройства типа USB- и/или PCMCIA-карт, подключаемые к компьютеру либо вставляемые в него. Причем в данном случае хотелось бы сделать акцент не на слове «дешевые», а на слове «маломощные». А невысокая мощность терминалов предопределяет необходимость увеличения количества БС, требуемых для надежного покрытия территории, т.е. влечет за собой рост расходов на каналы связи между ними и т.д. К сожалению, сейчас мало кто из операторов реально оценивает данный аспект. В результате может возникнуть ситуация, когда абонент сможет купить дешевый абонентский терминал, а оператор подключить этого абонента уже не сможет…Но вот парадокс. Если производитель ничего не говорит о том, что занимается WiMAX-технологией, он сразу переходит в поставщики «десятого порядка» и как серьезный игрок на рынке не рассматривается. Такая же ситуация и у операторов: не заявляющий о строительстве сети WiMAX становится изгоем. Трудно решить, что это – дань моде или массовый гипноз: покупая себе модный сюртук с закрытыми глазами, оператор не задумывается, как он будет в нем выглядеть.Не лучше ли строить традиционные сети широкополосного радиодоступа на уже технологически отработанном оборудовании? Да, на фоне WiMAX, оно имеет определенные минусы в части обещанных совместимости и цен. Но по реальной функциональности оно гораздо сильнее. А обещания… На мой взгляд, лучше синица в руках.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!