Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
Владимир ДЕМЧИШИН  09 декабря 2008

3G и мобильный WiMAX: станет ли Россия полем битвы?

В то время как в 2008 г. российские операторы приступили к массовому развертыванию сетей 3G в крупных городах, о себе заявили новые амбициозные игроки – операторы сетей мобильного WiMAX. Дойдет ли дело до «большой драки»?

В.Владимир Демчишин, «Современные Телекоммуникации» 3G в России: первые результаты

Сотовая связь 3G в 2008 г. развивалась по двум основным направлениям:

- Ввод в коммерческую эксплуатацию сетей 3G/UMTS (WCDMA/HSDPA) более чем в 25 крупных региональных центрах;

- Значительная активизация деятельности операторов сетей IMT МС 1X («Скай Линк» и др.) по внедрению на своих сетях технологий высокоскоростной передачи данных EV-DO Rev.0, EV-DO Rev.A.

Получив в апреле 2007 г. лицензии на предоставление услуг в сетях 3G/UMTS (WCDMA), МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» приступили к созданию новых сетей 3G на базе уже имеющейся в регионах инфраструктуры своих сетей сотовой связи GSM/GPRS/EDGE.

«МегаФон» первым в стране начал предоставлять коммерческие услуги 3G/UMTS (с поддержкой HSDPA), запустив в октябре 2007 г. сеть в Санкт-Петербурге, и на сегодняшний день он лидер по количеству таких сетей в России. Компания запустила в эксплуатацию 25 сетей 3G в России (по состоянию на октябрь 2008 г.), из них 10 – в коммерческую эксплуатацию (почти все регионы СЗФО и Дагестан). В других регионах РФ сети 3G пока находятся в опытно-коммерческой или тестовой эксплуатации.

МТС в мае 2008 г. ввела в коммерческую эксплуатацию свою первую сеть 3G/UMTS (с поддержкой HSDPA) – в Санкт-Петербурге. С июня по октябрь с.г. коммерческие сети 3G МТС появились еще в пяти городах – Казани, Новосибирске, Сочи, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Еще в двух городах – Норильске и Владивостоке – сети 3G введены в тестовую эксплуатацию.

«ВымпелКом» в сентябре 2008 г. ввел в коммерческую эксплуатацию первые сети 3G/UMTS (с поддержкой HSDPA) – в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Челябинске. Покрытие обеспечено как в центральных, так и в наиболее густо населенных частях городов; далее в течение года покрытие будет расширяться преимущественно в «спальных» районах. По состоянию на конец октября с.г. всего у оператора были введены в коммерческую эксплуатацию сети 3G в восьми регионах РФ, а в тестовую – в двух.

Сети сотовой связи на основе стандарта IMT MC-1Х EV-DO в России создает «Скай Линк» вместе с аффилированными структурами, а также ряд региональных операторов. На конец октября 2008 г. услуги передачи данных в режиме EV-DO Rev.0 были доступны абонентам «Скай Линка» в 30 субъектах РФ, а в режиме EV-DO Rev.A в 6 субъектах РФ – на территории Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской и Челябинской областей. «Скай Линк» продвигает услуги передачи данных в режиме EV-DO под торговой маркой Sky Turbo. Кроме того, по состоянию на октябрь 2008 г. услуги в коммерческих сетях IMT MC-1Х EV-DO Rev.0 предоставляли в пяти регионах России другие региональные операторы, не входящие в холдинг «Скай Линк».


Российский рынок услуг в сетях 3G/Advanced 3G пока находится на начальном этапе своего развития. При этом операторы делают ставку на услуги высокоскоростного интернет-доступа, мобильный Интернет и улучшение качества дополнительных услуг, уже доступных в действующих сетях 2,5G. Из инновационных услуг в сетях 3G/UMTS пока можно выделить только видеотелефонию. Операторы сетей EV-DO предлагают также видеонаблюдение и мобильное телевидение.

Но с точки зрения абонентов, ввод в эксплуатацию сетей 3G может быть интересен только тем, кто обладает телефоном или модемом 3G; находится на территории, охватываемой сетью (сетями) 3G и имеет финансовую возможность и желание (или необходимость) регулярно получать новый уровень обслуживания в сетях 3G. Однако эта категория абонентов пока весьма немногочисленна.

3G-конкуренция, 3G-перспективы

 
Четыре основных направления развития рынка услуг 3G в России

1. Реализация платформы по торговле мобильным контентом на базе собственных порталов

2. Расширение зоны национального и международного 3G-роуминга

3. Мобильная реклама

4.  Внедрение новых видов контент-услуг (мобильные платежи, LBS-услуги, мобильные социальные сети и т.д.).
На рынке сотовой связи в 2009 г. деятельность операторов «большой тройки» будет акцентирована на реализации лицензий на услуги 3G/UMTS. В соответствии с объявленными в 2008 г. (до начала кризиса) планами развития сетей 3G в 2008–2010 гг. компании планировали к концу 2009 г.:

- МТС – охватить новыми сетями 39–42 города (на октябрь 2008 г. коммерческие сети 3G действовали в 6 городах/6 регионах);

- «ВымпелКом» – развернуть сети в 70 городах (на октябрь 2008 г. коммерческие сети 3G действовали в 10 городах/8 регионах);

- «МегаФон» – построить сети в крупных городах 25 субъектов РФ (на октябрь 2008 г. коммерческие и опытно-коммерческие сети 3G действовали в 25 регионах России, в том числе в 10 из них – коммерческие сети);

- «Скай Линк» до конца 2009 г. планировал запуск сетей IMT MC 1X EV-DO Rev.A в коммерческую эксплуатацию во всех регионах своего присутствия (на конец октября 2008 г. сети EV-DO Rev.0 оператора действовали в 30 регионах РФ, сети EV-DO Rev.A – в шести регионах). Некоторые региональные операторы сетей IMT MC 1X объявили о внедрении режима EV-DO Rev.A в 2009 г.

Безусловно, до конца 2008 г. инвестиционные программы будут скорректированы и определены новые приоритеты развития, что сдвинет по времени выход операторов 3G в некоторые регионы РФ на более поздний срок и, возможно, уменьшит начальный масштаб региональных сетей 3G.

Реальная конкуренция между тремя операторами 3G/UMTS сегодня наблюдается в Санкт-Петербурге. В 2008–2010 гг. по мере ввода коммерческих сетей 3G/UMTS она будет распространяться и на другие крупные административные и промышленные центры в российских регионах.

Конкуренция в регионах присутствия в различных потребительских сегментах (физические лица, корпоративные клиенты) между операторами сотовых сетей 3G/UMTS и EV-DO ожидается в 2009 г.

Перспективы рынка услуг в сетях 3G/Advanced 3G российских операторов напрямую будут зависеть от ряда факторов:

- масштаба и темпов строительства региональных сетей 3G/Advanced 3G, т.е. успешного выполнения операторами планов развития (уточненных в 2008 г. в соответствии с последствиями финансового кризиса или ожиданиями этих последствий);

- выбранных маркетинговых стратегий сотовых операторов по продвижению на рынок услуг высокоскоростной передачи данных (тарифы на трафик передачи данных, различные пакетные предложения и пр.);

- уровня конкуренции между операторами 3G/Advanced 3G в российских регионах (номенклатура услуг, их качество, тарифы);

- стоимости терминального оборудования 3G/Advanced 3G (в том числе модемов) и возможности его льготного приобретения в составе пакетных предложений операторов;

- реализации новых бизнес-моделей сотрудничества между сотовыми операторами и контент- и сервис-провайдерами, повышающими мотивацию последних к разработке предложений для абонентов сетей 3G;


- активности по развертыванию сетей на основе технологии беспроводного широкополосного доступа (в первую очередь мобильного WiMAX) другими участниками рынка в регионах РФ.

Мобильный WiMAX стал действительно мобильным

В РФ понятием «WiMAX» зачастую обозначаются проекты, реализованные на оборудовании БШД, на самом деле являющемся оборудованием pre-WiMAX или «класса WiMAX», так как они построены на не сертифицированном WiMAX Forum оборудовании WiMAX, основные параметры которого не соответствуют спецификациям стандартов IEEE 802.16-2004 (фиксированный WiMAX) или IEEE 802.16e-2005 (мобильный WiMAX).

По данным компании «Современные Телекоммуникации», в России на основе технологии фиксированного WiMAX функционируют сети порядка 30 операторов, но только у шести из них сети введены в коммерческую эксплуатацию на сертифицированном WiMAX Forum оборудовании. Это компании МetroMax (Самара и область), «Новые телекоммуникации» (Рязань), «Энфорта», «ЦентрТелеком» (ЦФО), «АртНет» (Воронеж) и «АрктикРегионСвязь» (Чукотский АО).

 Рынок ждет от министерства:

- принятия законодательной базы о недискриминационном доступе к инфраструктуре объектов связи (последняя миля, здания, башни и пр.);

- развития законодательной базы с целью обеспечения операторской деятельности по предоставлению инфокоммуникационных услуг на базе мультисервисных сетей NGN типа triple play (упрощение лицензирования, упрощение процедур регистрации объектов связи и ввода их в эксплуатацию);

- упрощения процедуры получения разрешительных документов на частоты (решений ГКРЧ, разрешений на использование номиналов частот), которая после принятия нового закона «О связи» и подзаконных актов только усложнилась;

- разработки программного документа по вопросу внедрения цифрового телевидения в РФ;

- разработки нормативной правовой базы деятельности виртуальных операторов (VNO).
Участники российского рынка БШД невысоко оценивают перспективы рынка фиксированного WiMAX, поскольку рынок корпоративного БШД практически достиг насыщения, а сегмент физических лиц сильно ограничен платежеспособным спросом на дорогостоящее абонентское оборудование.

Перспективы развития рынка WiMAX в России теперь связаны с реализацией новых проектов различного масштаба на основе мобильного WiMAX, или универсального WiMAX, как его сейчас называют некоторые участники рынка.

Уходящий год характеризуется появлением реальных проектов в сегменте мобильного БШД: в сентябре 2008 г. объявлено о реализации масштабных проектов операторами «Скартел» (Москва и С.-Петербург) и «Комстар-ОТС» (Москва) на основе мобильного WiMAX и начале тестовой эксплуатации этих сетей. Проект «Скартел» (торговая марка Yota) является наиболее масштабным и предполагает полное покрытие Москвы и Санкт-Петербурга сетями WiMAX до конца 2008 г. (600 и 400 базовых станций соответственно). Правда, намеченный на конец 2008 г. запуск сетей в коммерческую эксплуатацию «Скартел» в ноябре перенес на 3 месяца, связав это с необходимостью улучшения качества покрытия. А «Комстар-ОТС» предполагает к концу этого года завершить строительство сети мобильного WiMAX в Москве и осуществить ее коммерческий запуск в начале 2009-го.

Более интенсивное развертывание сетей WiMAX, судя по планируемым проектам многих компаний, уже получивших разрешения на использование полос частот в диапазонах 2,5 ГГц и 3,5 ГГц, намечается на 2009 г. практически по всей территории РФ. Возможно появление еще нескольких новых игроков – в диапазоне 2,3 ГГц (по итогам конкурса).

Активизации деятельности операторов в сегменте БШД на основе мобильного, или универсального, WiMAX в 2009 г. будут способствовать:

- рост номенклатуры сертифицированного инфраструктурного и абонентского оборудования WiMAX в России, сертифицированного WiMAX Forum (во II квартале 2008 г. WiMAX Forum сертифицирует оборудование в диапазонах 2,3–2,4 ГГц и 2,5–2,7 ГГц, а в IV квартале 2008 г. планируется начать сертификацию оборудования в диапазоне 3,4–3,6 ГГц);

- заинтересованность операторов в реализации полученных в 2007–2008 гг. разрешений на использование полос частот в диапазоне 2,5–2,7 ГГц для сетей БШД стандарта WiMAX;

- предполагаемый в 2009 г. конкурс на использование полос частот в диапазоне 2,3–2,4 ГГц для сетей БШД стандарта WiMAX и высокий интерес участников рынка к этому конкурсу.

. . .

Операторов БШД, создающих самостоятельные региональные сети мобильного WiMAX, в перспективе можно рассматривать в качестве серьезных конкурентов операторам 3G в части технологичности услуг. Однако реальный уровень конкуренции со стороны операторов сетей мобильного WiMAX во многом будет зависеть от успешного решения многих проблем. Территориально конкуренция c их стороны будет иметь преимущественно локальный характер и в ближайшие годы ограничится мегаполисами. А пока у сотовых операторов 3G есть значительное преимущество и во времени развертывания сетей, и в номенклатуре абонентских устройств.

Четыре основных направления развития рынка услуг 3G в России

 Реализация платформы по торговле мобильным контентом на базе собственных порталов

 Расширение зоны национального и международного 3G-роуминга

 Мобильная реклама

 Внедрение новых видов контент-услуг (мобильные платежи, LBS-услуги, мобильные социальные сети и т.д.).



Рынок ждет от министерства:

принятия законодательной базы о недискриминационном доступе к инфраструктуре объектов связи (последняя миля, здания, башни и пр.);

развития законодательной базы с целью обеспечения операторской деятельности по предоставлению инфокоммуникационных услуг на базе мультисервисных сетей NGN типа triple play (упрощение лицензирования, упрощение процедур регистрации объектов связи и ввода их в эксплуатацию);

упрощения процедуры получения разрешительных документов на частоты (решений ГКРЧ, разрешений на использование номиналов частот), которая после принятия нового закона «О связи» и подзаконных актов только усложнилась;

разработки программного документа по вопросу внедрения цифрового телевидения в РФ;

разработки нормативной правовой базы деятельности виртуальных операторов (VNO).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!