Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 9 2007 | ![]() |
![]() |
Ваагн Артаваздович МАРТИРОСЯН  | 16 сентября 2007 |
Как заработать на социальных проектах
О противоречиях между коммерческим интересом и социальной нагрузкой компаний холдинга «Связьинвест» сказано немало. Но в социальном бремени есть своя выгода – закрепление позиции на рынке и локализация пользовательского спроса. Так что не все измеряется деньгами, говорит гендиректор ОАО «ЦентрТелеком» В. МАРТИРОСЯН.

- Любой бизнес должен быть социально ответственным. А телекоммуникационный иным и быть не может: операторы по роду своей деятельности обеспечивают людей связью, приобщают к новым технологиям. Информационное общество, к которому мы идем, меняет качество жизни, подходы к организации труда и быта. ИКТ-отрасль сама по себе является драйвером развития социума.
- Что заставляет телекомкомпании делать прямые инвестиции в социальную сферу?
- Прежде всего это необходимость формирования спроса, воспитания потребителя. Внедрение ИКТ в повседневную жизнь способствует росту спроса на высококачественные услуги связи. Подчеркиваю - высококачественные. Никто не хочет оплачивать баснословные счета за «падающий» Интернет через dial up, предпочитая xDSL-технологии. Чтобы работать на опережение, мы стремимся лучше понимать абонента. Причем понимать не только «здесь и сейчас», но и «завтра, через год, через два». Так что социальные проекты можно расценивать как инструмент не только воспитания спроса, но и формирования и совершенствования предложения.
- Много еще школ вам осталось подключить к Интернету?
- Я очень рад, что государство начало работу в этом направлении, потому что сила общества в его интеллекте, а интеллект создается подрастающим поколением. И если общество задумалось об этом на государственном уровне, это надо только поддерживать.
Подключением общеобразовательных учреждений (ОУ) к Интернету мы занимаемся в рамках подписанного с компанией «РТКомм.РУ» договора на организацию каналов связи до школ на скорости не ниже 128 кбит/с. При этом используются в основном каналы xDSL, а также беспроводной доступ (140 ОУ) и доступ с использованием земных станций спутниковой связи технологии VSAT (271 ОУ). Всего «ЦентрТелеком» обязан подключить к Интернету 11 076 ОУ, и в августе этого года мы полностью завершили нашу часть нацпроекта «Образование» в регионах ЦФО. Общий объем капвложений «ЦентрТелекома» по этому направлению в 2007 г. составил 431,5 млн руб.
- Говорят, участвовать в проектах, финансируемых из бюджета, выгодно?
- Развитие инфраструктуры связи в регионах присутствия - наша прямая обязанность. Мы всегда занимались строительством, поддержкой, реконструкцией и модернизацией сетей - вне зависимости от госпрограмм. Участие в нацпроекте «Образование» гарантирует компании стабильные платежи в рамках договора с компа--нией «РТКомм.РУ». Но все расходы они, естественно, не покрывают: мы делаем дополнительные вложения.
- В чем тогда ваш коммерческий интерес? Ведь цель любого акционерного общества - получение прибыли. Этого ждут акционеры.
- Говорить, что социальные проекты бесплатны, нельзя. Пусть не всегда рентабельные, они позволяют расширить присутствие компании в целевом сегменте рынка, заменить в филиалах аналоговые системы передачи цифровыми, но главное - создают задел для развития. Это инвестиции в будущий трафик. Приобщаясь к информационным технологиям, люди начинают пользоваться ими не только в школе или на работе, но и дома. А дома - это уже бизнес, причем высокорентабельный. Так что проекты «Образование», «Здоровье» и другие в конечном итоге формируют спрос на наши услуги. У нас появляются клиенты, использующие, например, телемедицину в коммерческих системах. В результате развиваются приложения, которые нуждаются в телекоммуникациях. А мы стимулируем их развитие.
Телекоммуникационный бизнес вообще должен быть ориентирован на разные приложения: логистические системы, банки, торговые сети, образовательные системы, в том числе дистанционное обучение. В этом случае компания лучше продает свои продукты.
- В каких единицах измеряется груз социальной ответственности?
- Эти средства составляют весомую долю в расходах компании. Объем инвестиционной программы «ЦентрТелекома» в 2007 г. запланирован на уровне 5 512 млн руб., из которых 431,5 млрд руб. направлены на реализацию нацпроекта «Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям РФ», а 1 430,8 млн руб. - на проект «Универсальная услуга связи». В соответствии с бюджетом ОАО «ЦентрТелеком» данные проекты финансируются за счет собственных средств.
- Остается ли место для иных видов инвестиций в социум?
- Благотворительность - это абсолютно другая сфера деятельности, и ее финансирование осуществляется вне инвестиционного плана - из специального социального бюджета. Механизм оказания помощи предельно прозрачный. На постоянной основе действует комиссия, коллегиально рассматривающая поступающие в компанию обращения. Ее рекомендации учитываются правлением ОАО «ЦентрТелеком», которое выносит окончательное решение. На протяжении многих лет мы поддерживаем детские дома, строим церкви, оказываем адресную помощь в регионах присутствия компании, участвуем в проектах Российского фонда истории связи. Но делать громкие заявления или проводить масштабные акции для привлечения внимания общественности к этому направлению нашей работы мы не хотим, поскольку это противоречит самому принципу благотворительности и этике ведения бизнеса.
- Тем не менее социальная активность компании способствует улучшению имиджа?..
- Говорить о том, что, устанавливая универсальные таксофоны, помогая детским домам, мы ориентируемся на получение каких бы то ни было дивидендов, неверно по сути. Для роста компании существуют другие рычаги - финансовые, экономические, хозяйственные. Ведь не все измеряется деньгами. Обеспечивая доступ в Интернет для школьников, мы помогаем им войти в мир, узнать о новых достижениях человечества, определиться с будущей профессией, стать лучше, добрее, человечнее. Или другой пример: мы стремимся принимать участие в развитии российского спорта. Ведь спорт - это здоровье нации. А с другой стороны, чем больше будет в России здоровых и грамотных профессионалов - тем больше в конечном итоге будет пользователей инфокоммуникационных технологий. Все можно свести к бизнесу. Но наша цель - способствовать повышению качества жизни в регионах ЦФО и внести достойный вклад в создание современного цивилизованного информационного общества.-
Социальные проекты «ЦентрТелекома»:
сельская связь, универсальная услуга связи, связь для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, доступ в Интернет образовательным учреждениям. Проблема с заявками на установку телефона участникам войны была решена в преддверии 60-летия Победы. Поступающие сегодня заявления удовлетворяются не позднее пяти месяцев в сельской местности и трех - в городах. В рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» планируется увеличить пропускную способность сети связи удаленных населенных пунктов за счет перевода на цифровые системы передачи информации. До конца 2008 г. в рамках проекта «Универсальная услуга связи» на территории ЦФО будет установлено 34 934 таксофона.