Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  07 апреля 2008

Mobile 2.0 – платформа для интерактивного контента (статья)

Надежды на интерактивность и вообще на 3G-услуги связывают с Mobile 2.0. Однако Mobile 2.0 – это не более чем концепция, обозначение для определенного набора свойств.

Не стоит уделять много внимания термину, считает Д. Намиот, технический директор компании AbavaNet. Лучше сосредоточиться на контенте. Д. НАМИОТ

– Какие сервисы Mobile 2.0 предполагают интерактивность?

– Все. Более того, интерактивными могут быть сервисы, которые и не преподносятся как Mobile 2.0. Говоря о Mobile 2.0, мы говорим, скорее, либо о наполнении сервисов (контента) самими пользователями, либо о задействовании различных форм представления информации. Например, для сервиса мобильных уведомлений (http://alert.linkstore.ru) управление (формирование групп для рассылки) осуществляется через веб, а использование сервиса целиком базируется на IVR и т.д.

Сервисы должны генерировать трафик

– Давайте на конкретном примере проследим, как формируется контент. Что нужно, чтобы абоненты «ВымпелКома», МТС, «МегаФона» могли получать на своем мобильном телефоне, например, аудиовыпуски свежих номеров «ИКС» :) ?

– Такие аудиовыпуски (анонсы публикаций журнала), в первую очередь, должны быть, конечно, созданы. Идея сервиса, который используется в настоящий момент, например, газетой «Ведомости», состоит в том, чтобы предоставить доступ по телефону к уже размещенному в сети голосовому контенту. Если аудиофайлы где-то существуют, то их можно будет прослушать простым звонком.

Например, сервис позволяет прослушивать таким образом подкасты. Подкасты существуют сами по себе, независимо от сервиса. Пользователь может загружать их, прослушивать на mp3-плейере или еще как-то, а телекоммуникационный сервис просто предоставляет еще один канал доступа. Его достоинством является простота – прослушивать аудиофайлы можно с помощью любого мобильного телефона, на любом тарифном плане и т.д. Достаточно просто позвонить. 

– Движение должно идти от а) издателя; б) поставщика технологии; в) оператора; г) контент-провайдера?

– От издателя, т.е. от владельца контента. Он прежде всего заинтересован в том, чтобы предоставлять своим читателям все возможные способы доступа к своему контенту. А это просто еще один способ доступа, который для кого-то может оказаться удобным.

Еще одним «двигателем», теоретически, должны быть операторы, поскольку одна из характеристик Mobile 2.0 – ориентация на стимулирование трафика в сети (в противовес эксклюзивности контента). Сервисы на самом деле являются трафикогенерирующими. Никакого эксклюзива в прослушивании существующих в сети файлов, естественно, нет. Зато таких файлов очень много. Потенциальные пользователи могут сгенерировать много минут голосового трафика для оператора, что, естественно, должно быть интересно именно оператору (или виртуальному оператору, если бы таковые были).

– «Открытая информация о пользователях (где вы есть) и сервисах (где они расположены)» предполагает реализацию технологий LBS. С кем вы сотрудничаете в этом направлении? Кто из российских сотовых операторов дальше других прошел в этом направлении?

– Нам трудно сказать, кто из операторов куда продвинулся с этой услугой. Сторонний разработчик (каковым мы являемся) ни у одного из операторов не может каким-то открытым (публично заявленным) способом получить доступ к соответствующим API. Вы не найдете такого рода информации на сайтах операторов и т.п. Поэтому то, что мы предлагаем, никак не привязано к операторам.

Кстати, мы осваиваем программирование на платформе Android от Google. Там для LBS, насколько можно понять, вообще нет операторов – либо GPS, либо Cell Id, но все непосредственно на телефоне.

– В чем суть GeoSMS-проекта?

– Это одна из первых наших попыток предложить услуги на основе LBS. Здесь используется информация о местоположении, заявленная самим пользователем. Это как микроблогинг или мобильные объявления, которые можно публиковать по SMS. Используется обычный номер (не премиум-SMS!), какой-либо регистрации не требуется. Любой пользователь сети может опубликовать объявление, указав его адрес. Последующие объявления с того же самого номера будут автоматически привязываться к данному адресу (пока адрес не будет изменен). Используя открытый API от Google Maps, можно автоматически проводить так называемый геокодинг для поступивших объявлений, иными словами получать географические координаты для объявлений. Это позволяет автоматически привязать их к карте, а также показывать заинтересованным пользователям (уже через WAP-сайт) тексты объявлений в указанной ими области (местные новости).

– Как решается вопрос с разделением доходов между оператором («АудиоТЕЛЕ») и сервис-провайдером (AbavaNet?)?

– Нам кажется, что мы нашли довольно интересную модель сотрудничества. AbavaNet получает оплату от «АудиоТЕЛЕ» в случае использования сервисов другими компаниями. То есть это открывает возможность для коммерческого использования сервисов любыми заинтересованными сторонами. Сервисные компоненты есть в таком виде просто часть телекоммуникационной платформы, которую предоставляет компания «АудиоТЕЛЕ». Любой сайт может, например, запустить у себя наш сервис голосовых комментариев и заключить при этом соглашение о разделе оплаты трафика непосредственно с компанией «АудиоТЕЛЕ».

– Чтобы воспользоваться голосовыми SMS, приходится набирать код сервиса и сервисный номер…

– Лишний код, согласен, неудобен. Но это проблема не только нашей услуги – хотя в данном случае он никак не связан с услугами.

Все объясняется просто: на одном и том же номере запущено много разных сервисов – нами и другими разработчиками: чтобы они обходились абоненту дешевле. А среди них есть и такие сервисы, где пользователь сам создает себе новый сервис, аудиоссылки например. Вот для того, чтобы различать имеющиеся на одном номере сервисы, и появился код сервиса. Если когда-нибудь будут отдельные номера – то не будет и кодов для сервисов, естественно.

– И наоборот – голосовой контент в Интернете. Как определяется пользовательская база, например, услуги «Живой звук в блоге»?

– Это сервис, который позволяет публиковать сообщения в блогах голосом. Сервис использует тот факт, что современные платформы ведения блогов имеют открытый API. Используя этот API и можно, с помощью телекоммуникационной платформы, публиковать звонки (записанные голосовые сообщения). Примеры такого использования API на сегодняшний день реализованы для наиболее популярных в России блог-платформ: livejournal.com (Живой журнал – ЖЖ) и liveinternet.ru. Так, например, пользователи ЖЖ могут посредством простого звонка публиковать голосовые сообщения в своих журналах или сообществах, на которые они подписаны. В блоге будет опубликован mp3-файл, который может быть прослушан непосредственно с веб-сайта (http://voicelj.linkstore.ru).

База таких услуг сегодня довольно маленькая. Возможно, одна из причин этого – малая осведомленность о сервисе и полное отсутствие рекламы. Пользователи, скорее, пробуют сервис, чем пользуются регулярно. Кстати, еще одна из причин, если судить по отзывам, – тотальное недоверие к термину “короткий номер”. Многие сразу же начинают подозревать какое-то мошенничество и т.п. Даже при том, что сейчас этот сервис запущен на одном из самых дешевых голосовых номеров (10 руб. минута – постинг в блоги по SMS может быть дороже). Можно сказать, что термин “короткий номер” и все, что с ним связано, до некоторой степени испорчен всевозможными сервисами “для взрослых”, загрузками “картинок” и т.п.

Кстати, подобного рода услуга (постинг в блоги) есть пример возможного трафикогенератора для оператора связи.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!