Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2008
Александра КРЫЛОВА  29 апреля 2008

А фонд и ныне там?

О нужности инвестиционного спецфонда для поддержки инновационных проектов в области ИКТ заговорили еще в 2005 г. В 2006 г. правительство приняло постановление «О создании ОАО «Российский инвестиционный фонд ИКТ», а в 2007 г. фонд был зарегистрирован Минюстом. В мае 2008 г. фонд должен был начать инвестиционную деятельность. Но не начал…

Причин тому – множество. Основная – руководство «Росинфокоминвеста» вдруг осознало, что времени, отведенного государству для участия в фонде, будет явно недостаточно. А без него фонд не расцветет. Г. Бунатян, гендиректор ОАО «Росинфокоминвест», убежден: «фонд должен состояться при любой погоде». И на круглом столе «"Росинфокоминвест" как этап формирования национальной инновационной системы» он предложил несколько сценариев на случай любого каприза небесной канцелярии.

Таких сценариев у «Росинфокоминвеста» три. Однако Постановлению Правительства от 9 августа 2006 г. № 476, в соответствии с которым и был создан «Рос-инфокоминвест», отвечает только один из них. Согласно ему в 2010 г. государство продает оставшийся у него к тому времени пакет (25% + 1 акция) частным инвесторам и выходит из фонда.

Второй сценарий – «промежуточный» – предполагает более долгий срок (5–7 лет) государственного участия в фонде, сопоставимый с инвестиционным циклом. А идея третьего точно выражена в многозначном словосочетании «вечнозеленый фонд», т.е. с неограниченным сроком участия государства. В этом случае доход государства при выходе из каждого успешного проекта реинвестируется. Таким образом, по мнению Г. Бунатяна, фонд превращается в постоянно действующий институт развития, имеющий постоянную инфраструктуру сопровождения и постоянно наращивающий капитализацию.

Идея приумножения государственных средств на-шла отражение и в инвестиционной стратегии «Росинфокоминвеста». Свою миссию идеологи «вечнозеленого фонда» видят в том, чтобы совместить его природу как института развития сферы ИКТ с обеспечением умеренных рисков, достаточной ликвидности и высокой доходности для клиентов.

Как считает Я. Миркин, директор Института финансовых рынков и прикладной экономики Финансовой академии при Правительстве РФ, добиться снижения риска можно, выбирая в качестве объектов инвестирования высокотехнологичные компании среднего размера, чей бизнес (в котором велика доля проектов в сфере ИКТ) растет в год не менее чем на 20%.

На первое место из объектов предпочтительного инвестирования Я. Миркин ставит компании, стремящиеся стать публичными и имеющие биржевой листинг (например, на ММВБ или РТС), аудит, публичную отчетность, позитивное финансовое состояние и, что немаловажно, инновационные проекты в своем портфеле. На второе – высокотехнологичные компании с выручкой от 0,1 до 1 млрд руб., также готовые получить публичный листинг. Все эти компании имеют форму открытых акционерных обществ, акции и облигации которых фонд должен приобретать в размере не менее 70% стоимости активов. Не очень значительную часть в портфеле «Росинфокоминвеста» могут составлять инвестиции в закрытые акционерные общества, предпочтительно «дочки» компаний средней капитализации, работающих в ИКТ.

Надо ли говорить, что подобный подход к инвестированию инновационных компаний фондом, основная задача которого обеспечить подъем российской отрасли ИКТ путем инвестирования в перспективные разработки и инновационные проекты на этапе старт-апов, вызывает вопросы? Например: разве фокус фонда на повышении доходов государства от вложенных средств не помешает ему выполнить основную миссию – стать опорой для авторов уникальных разработок, чьи компании пока пребывают на более ранних этапах развития? Да, действительно, по статистике только 10% проинвестированных венчурными фондами таких компаний достигают ликвидности, но они компенсируют инвесторам 90% всех потерянных средств. (Цифры взяты из презентации фонда «Росинфокоминвест» на его же сайте.)

А. Шаронов, управляющий директор Инвестиционной компании «Тройка Диалог» и член совета директоров «Росинфокоминвеста», считает попытку совместить задачи создания инфраструктуры поддержки инноваций и обеспечение доходов государства (права акционера «Росинфокоминвеста» от имени Российской Федерации осуществляет Мининформсвязи) изначально неправильной. «Государство должно сознательно минимизировать свою выгоду, чтобы привлечь частных инвесторов, стимулировать их работать там, где высоки риски, и на начальном этапе существования фонда, и по мере развития, когда частные инвесторы должны будут заместить в фонде государство», – говорит он.

Выразив несогласие со сценарием «вечнозеленого фонда», А. Шаронов сравнил создание инфраструктуры поддержки инноваций со строительством дороги. Подобно тому как после его завершения движение по дороге уже не требует прямого участия ее строителей, созданные государством финансово-инвестиционные инструменты поддержки инноваций могут использоваться бизнесом.

В защиту государственной принадлежности фонда выступил И. Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Государственной думы. По его убеждению, «Росинфокоминвест» должен способствовать осуществлению частных инвестиций в инновационную сферу, привлекать международные венчурные фонды в Россию, финансировать образовательные проекты и создавать все условия для возвращения на родину специалистов, с тем чтобы они возглавили молодые авторские коллективы.

А инноваторов в России немало. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), на рассмотрении которой, по словам ее президента О. Усковой, сегодня находится 12 тыс. инновационных проектов в области технологических разработок, объединяет 1400 авторских коллективов.

Казалось бы, предусмотренный постановлением правительства предельный размер средств, выделяемых Российским инвестиционным фондом информационно-коммуникационных технологий на осуществление одного инвестиционного проекта, не превышает 100 млн руб., или $3 млн, однако их ждут десятки молодых российских ИКТ-компаний. Задержки активной работы фонда уже обернулись для страны потерями – как времени, так и денег. Финансовые потери от срывов сроков реализации подготовленных венчурных разработок О. Ускова оценила в $3 млрд, имея в виду известные ей компании, которые, не дождавшись помощи от российского государства, вынуждены были обратиться к зарубежным инвесторам.

Между тем до начала инвестиционной деятельности «Росинфокоминвесту» предстоит еще получить лицензию на деятельность инвестиционного фонда в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) России, утвердить на совете директоров решение о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, провести регистрацию дополнительного выпуска акций в ФСФР, размесить акции путем открытой подписки, зарегистрировать отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг... А кроме того, представить доклад «О стратегии ОАО «Росинфокоминвест» (совершенствование механизмов привлечения инвестиций, критериев и процедур отбора инвестиционных проектов, мониторинга и оценки эффективности деятельности) в Правительство РФ», провести открытый конкурс и выбрать управляющую компанию, аудитора, спецдепозитарий, оценщика.

Помимо этого в ближайших планах руководителей и идеологов «Росинфокоминвеста» – добиться внесения изменений в Постановление Правительства от 9 августа 2006 г. № 476, касающихся сроков участия в фонде государства.

Так что коллективам инноваторов стоит запастись терпением и подождать. В лучшем случае – до августа 2008 г.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!