Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2008
Галина БОЛЬШОВА  22 сентября 2008

О школьном Интернете не по программе, или По следам наших публикаций

Более полугода назад («ИКС» № 12'2007, с. 6–7) мы писали о сельской школе, на которой «поставили галочку» как на охваченной нацпроектом «Образование». С тех пор произошло немало событий, главное из которых – у школы наконец-то появился настоящий компьютерный класс. И все это время «ИКС» и его обозреватель не оставляли своим вниманием среднюю школу деревни Волок Андреапольского района Тверской области.

«Заграница нам поможет»

После публикации материала события стали развиваться стремительно. Все началось со звонка менеджера по корпоративному маркетингу и бренду НР в России Ирины Ефремовой, которая предложила подготовить от имени школы документы для получения гранта HP Educational Institutions Grant Initiative и прислать их в компанию до 31.01.08. Результаты присуждения (или неприсуждения) гранта, как пояснил отвечающий за «процесс» Карел Ваврушка, должны были стать известны 1 марта. Признаюсь, ни директор школы, ни учителя не верили в эту затею, но мы решили – пошлем. Документы и анкету, присланные из HP, надо было заполнить на «чистом английском языке», что учителям деревенской школы, где преподается немецкий, было явно не под силу. Пришлось помогать. Но к сроку успели – даже на две недели раньше послали и стали ждать. Наконец, к 8 Марта пришло письмо: грант дали! Поставку оборудования НР возложила на одного из своих партнеров – компанию Belmont.

Но, как это часто бывает с нежданными подарками, появились новые проблемы... На повестку дня встал вопрос об UPS, который в списке оборудования не значился. Да и откуда HP было знать о «нюансах» деревенского энергоснабжения? А там напряжение в сети «гуляет» от 180 до 260 В, что для хорошего оборудования, а особенно для точки доступа и проектора, чревато крахом.

Но вера в возможность добрых дел настолько окрепла, что мы дерзнули обратиться с просьбой к руководству компании Belmont подарить «нашей» школе нужный UPS. А заодно попросили (и откуда только прыть взялась?) не просто привезти, но и правильно подключить класс (что обязательства Belmont перед HP отнюдь не предусматривали). Представьте себе, они сказали: хорошо, сделаем (!).

Оборудование «ехало» до России не спеша, да и Microsoft не сразу поставила лицензионный Office (Vista была предустановлена), по-этому весь комплект собрался только к концу июля. А 8 августа два инженера из компании Belmont, Евгений Орлов и Николай Перевертень, погрузили «ящики» в «четверку» и отправились за
450 км от Москвы в деревню Волок Тверской области устанавливать компьютерный класс (время в пути туда и обратно – 11 часов, качество дорог – российское, стоимость бензина в оба конца – больше 1000 руб.).

Встречали оборудование всей школой: и учителя, и ученики с радостью кинулись помогать разгружать машину. Начали устанавливать оборудование. Учеников, чтоб не мешали, попросили выйти из класса, а один из них (по виду – второклассник) подошел к учителю информатики и спросил: «Мы завтра начнем все это учить?». И очень расстроился, услышав, что не завтра, а только с 1 сентября…

Модем преткновения

Вроде бы писать больше не о чем: распаковали, включили, всё работает... Работает, да не так, как задумывалось. Понятно: каждый компьютер в классе должен быть подключен к Интернету. Оказалось, что установленный в школе модем Huawei Eholife HG520 действительно был подсоединен к Интернету, но как?! Мало того, что соединение проводов держалось на честном слове, да еще и скрутка вместе с проводом лежала на полу. Школе не предоставили ни документации по подключению, ни договора с провайдером. Директору школы Наталье Геннадьевне Линус удалось разузнать в районном центре Андреаполе (
38 км от деревни) лишь номер телефона провайдера в Твери. А когда обнаружилось, что без знания пароля подключить точку доступа невозможно, стали звонить именно туда. Поднявшая трубку милая дама без обиняков заявила: раз подключается не один компьютер, а несколько, то и платить школа должна больше, несмотря на то что канал предоставлялся на условиях фиксированной пропускной способности (замерено: 12 кбит/c при перекачке файла – вместо обещанных нацпроектом 128 кбит/с). За технической поддержкой она отправила нас в другой город области – Нелидово, к некоему г-ну Смирнову, любезно дав его мобильный телефон. Абонент был недоступен всю пятницу с 14 до 19 часов (что неудивительно, особенно если учесть, что сотовая связь в регионе действует в райцентрах и вдоль магистрали Москва–Рига). Ждать понедельника мы не могли – ведь у всех нас работа в Москве…

Нет сомнений, что провайдер, Тверской филиал «ЦентрТелекома», осведомлен о состоянии телефонных линий в Андреапольском районе и сотовой связи в области. Тем не менее компания назначила «ответственного» за поддержку школ по проекту «Образование» не в ближайшем райцентре, а совсем в другом городе – Нелидово (более
100 км от деревни плюс разбитые дороги). Пришлось примириться с недоступностью техподдержки – хотя как знать, если бы через пару недель мы дозвонились, может, и не нужны были бы дальнейшие усилия.

Но специалисты потому и называются специалистами, что могут найти выход из самых разных (обойдемся без эпитетов) ситуаций. В качестве паллиативного варианта они подключили к пресловутому модему (попутно ликвидировав «сопли» – ведь дети могут задеть провода!) компьютер учителя (с док-станцией) и проектор. Но оставить класс без Сети не захотели. Решение родилось «по месту»: используя маршрутизатор и не обращаясь в «ТверьТелеком», подключить всех. Вопрос остался один: где в деревне взять маршрутизатор?

Пришлось отложить «запуск» еще на недельку и привлечь новых меценатов. Маршрутизатор Cisco CISCO871W-G-E-K9 компания Comрtek пожертвовала школе сразу после разъяснения ситуации и без каких-либо условий. Сотрудники компании Станислав Рыбалко и Марина Брюсова, которые взялись помочь нам, лишь спросили: когда вам его туда отвозить? В итоге всё успели до 1 сентября, а то, что пришлось еще раз съездить, – пустяки, о которых и говорить не стоит: всего-то
450 км туда и столько же обратно.

Сегодня компьютерный класс в Волокской средней школе установлен и подключен по всем правилам. Кстати, провода специалисты Belmont проложили так, чтобы они не мешали проходу в классе. Но сколько же потребовалось сил, чтобы преодолеть зачастую искусственно созданные трудности!..

Риторический вопрос: сколько еще в России школ, не имеющих хороших компьютеров, договоров с провайдерами и не знающих, куда обратиться за техподдержкой? И хватит ли на них всех «ИКС'ов», Belmont'ов, Comptek'ов и даже HP?

Комплект школьного компьютерного класса от HP 9 портативных компьютеров HP Compaq

 - 1 сверхлегкий ноутбук с док-станцией HP Compaq 
 - 10 адаптеров и 10 USB-мышей
 - 4 наладонника HP IPAQ 
 - 1 принтер/сканнер/копир/факс HP OfficeJet 
 - 1 точка доступа HP Wireless Access Point 
 - 1 коммутатор HP ProCurve Switch 408 
 - 1 цифровой проектор с экраном
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!