Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2008
16 сентября 2008

Деньги найдутся

Неожиданное приобретение Google компании «Бегун» изменило расстановку сил на рынке интернет-поиска. Теперь с американским гигантом конкурирует только «Яндекс».

В июле Google купила у Rambler за $140 млн подразделение продажи контекстной рекламы – компанию «Бегун». В результате на российском рынке контекстной рекламы остались лишь два крупных игрока – «Яндекс» и Google.

В финансовом плане сделка для Rambler оказалась удачной. Напомним, что в 2005 г. Rambler приобрела 25%+1 акцию «Бегуна» у инвестиционной компании «Финам» и заключила опцион на приобретение еще 25% акций; в августе 2007 г. опцион был реализован за $18 млн. Структура сделки: Rambler выкупает у «Финама» оставшиеся 49,9% «Бегуна», а затем продает 100% акций Google. Соответственно, из $140 млн на долю Rambler придется лишь половина. Чистая прибыль от сделки – примерно $50 млн – почти совпадает с оборотом Rambler за прошлый год и в девять раз превышает чистую прибыль группы за тот же период.

Таким образом, перепродажа интернет-активов существенно выгоднее для Rambler, чем основная деятельность. На «Бегуна» приходилось около трети оборота Rambler. Рентабельность по EBITDA «Бегуна» была выше соответствующего показателя всей компании: примерно 30% против 20%. Теперь Rambler планирует сдвинуть вектор развития бизнеса в сторону портального на-правления, для чего, например, приобрела популярный ресурс price.ru.

В структуре акционеров Mail.ru, еще одного лидера российского интернет-рынка, в июле также произошли изменения: фонд Digital Sky Technology увеличил свою долю до 50,5%. Продавец – фонд Tiger Management (владеет 2,2% китайского Baidu) – до сделки контролировал 27% акций Mail.ru.

Появились слухи, что пакет акций «Яндекса» может приобрести А. Усманов. «Яндекс» и Mail.ru давно поговаривают о проведении IPO, но сейчас эти планы отложены. Mail.ru сообщает, что акционер успешно продал пакет ценных бумаг и публичное размещение акций перенесено на
2009 г.

Mail.ru – довольно маленькая для IPO компания, даже по меркам технологического сектора. В
2007 г. ее выручка составила $56 млн. С учетом хорошего спроса в России на качественные интернет-активы нет смысла продавать свои акции на фондовом рынке и в дальнейшем поддерживать статус публичной фирмы. Гораздо выгоднее (с учетом текущей ситуации на рынке IPO, особенно в технологическом секторе) продать пакет акций.

С проведением IPO котировки Rambler за короткий срок удвоились, но после покупки 45% «Проф-Медиа» в
2006 г. они неуклонно снижаются и уже достигли цены размещения. Ликвидность по сделкам крайне низка. То же можно сказать и еще об одном отечественном эмитенте – «Ситрониксе». Практика показывает, что удержать на хорошем уровне темпы роста после IPO – сложная задача. Дешевле продать пакет акций «стратегу» внутри страны.

Зачем «Яндексу» ставить под удар внешних факторов свой успешный бизнес? Конфликт в Южной Осетии и ситуация вокруг «Мечела» показали, что российский фондовый рынок не является эталоном устойчивости. Если в начале
2008 г. многие инвестбанки говорили о 3 тыс. пунктов по индексу РТС, то сейчас рассуждают о том, станет ли отметка 1,5 тыс. пунктов «дном» или рынок и далее будет падать. Дешевеющая нефть и подскочившие после «дела Мечела» политические риски тянут вниз весь рынок.

Фаза быстрого роста российского интернет-рынка продлится еще несколько лет, и возможность «откэшиться» сохранится. Не исключено, что «Яндекс» пойдет на частное размещение или перенесет сроки IPO. Для успешной конкуренции с Google не обязательно создавать публичную компанию: при текущем уровне цен на нефть деньги для финансирования интернет-сектора в России найдутся. Поэтому в ближайшее время можно ожидать сохранения непубличного статуса поисковиков.
height="124">
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!