Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2008
Сергей ДМИТРИЕВ  16 октября 2008

По широкой региональной полосе. Кто первым пришел

Кто первым пришел – тот и победит в конкурентной борьбе. При условии, что предложит современные услуги, которые к тому же будут востребованы потребителем, считает генеральный директор компании «Мультирегион» Сергей ДМИТРИЕВ.

Сергей Дмитриев, МультирегионСегодня все идут в регионы. Традиционная телефония: «Связьинвест» (он уже там), «Комстар», «Голден Телеком»; холдинги кабельного телевидения – к ним мы относим и себя; магистральные операторы, объявившие о планах работы с конечным потребителем; местные операторы и т.д. В этой богатой палитре вряд ли имеет смысл разделять федеральных и столичных игроков, поскольку про нас в регионах говорят: «Московские пришли!» (не вижу в этом ничего плохого, если есть технологии, опыт, финансы и все это останется в регионе в виде сетей, которые мы с собой не заберем).

Я не очень люблю название «первый общефедеральный оператор», но мы действительно первые по географическому охвату – присутствуем во всех округах, в том числе на Дальнем Востоке, куда другие крупные операторы пока не очень заглядывают. Но когда меня спрашивают: «В столицу не собираетесь?» – я киваю на название: «Мультирегион». И еще мы прекрасно понимаем, что в Москве добиться лидерства в области телевидения и Интернета для нас если и возможно, то безумными вложениями. Сорить деньгами я не хочу. Хотя темпы роста «Мультирегиона» за 2007 г. по телевидению порядка 80%, по Интернету 180% – и то и другое выше, чем по отрасли (40–50%), а ARGU (общая сумма денег, поделенная на общее число абонентов) более $10. Это лучший показатель по кабельным холдингам: $6–7 – телевидение и примерно $20 – Интернет. Однако мы хотим развиваться быстрее, и для этого в течение полугода намерены увеличить уставный капитал как минимум в два раза и привлечь западные финансовые ресурсы. Речь идет о продаже миноритарного пакета – мы рассчитываем на инвестиции в размере $100 млн.

Основы конкуренции

Строить или покупать – перед этой дилеммой встает каждый оператор, выходящий на новый рынок. У обеих бизнес-моделей свои плюсы и минусы: хорошо, конечно, купить красивую сеть и чтобы она сразу заработала, но…

Региональные компании озадачены другим. Идет процесс глобализации, и оставаться лидером в городе, куда приходят «Корбина», «ТрансТелеКом», «Ростелеком», «Синтерра», где присутствует МРК, трудно. Даже у очень хорошей региональной сети ресурсы – финансовые, технические, организационные – ограничены. Грамотный владелец смотрит вперед и рассуждает: лучше я буду владеть частью, но она будет расти, чем иметь все и бороться против монстров, причем не факт, что выиграю. Нередко руководители приобретаемых нами компаний становятся нашими сособственниками, а значит, они заинтересованы в росте компании – хотя контрольный пакет, конечно, у нас. Логика простая: рост и защита бизнеса в условиях обострения конкуренции. Мы готовы работать с любой компанией. Но – мы не приобретаем распределительные сети (12–20 каналов, ТВ в одну сторону и никаких обратных каналов).

«Мультирегион» известен своими покупками – сейчас холдинг работает в 38 городах. Однако не меньшую долю нашего бизнеса составляют стартапы: соотношение приобретенных компаний и вновь созданных 50:50.

Затраты на строительство сетей в разных городах разные. Например, в Волгограде, который вытянулся вдоль реки на
110 км, волокна надо много. А бывают очень компактные территории. По нашим нормативам мы должны уложиться в $30 на квартиру: это стоимость головной станции, проектирование, волокно, домовая разводка, оборудование.

Кто первым пришел и кто первым предложил современные услуги – в такой плоскости сегодня лежит вопрос конкуренции, т.е. большую роль играет маркетинг, выявление потребностей абонентов. Если они захотят видео по запросу и услуга будет окупаться (т.е. услугами сети, на которую нам придется потратить, грубо говоря, $100–200 тыс., будет пользоваться не один человек с абонентской платой $10–20 в месяц), мы ее тут же запустим.

Конкуренция выходит на уровень контента (я имею в виду контент не телевизионный – количество программ, а разумные тарифы на доступ в Интернет, новые услуги цифрового ТВ, новые каналы, удобство формирования каналов, в том числе по заказу) и обслуживания. Специалист техподдержки пришел к вам не рано утром, когда ему удобно, а поздно вечером, когда удобно вам? Пустячок, а приятно. Это и есть основа конкуренции.

Где финансовые стимулы?

Все кричат: цифровое телевидение, IPTV!.. Ругают аналоговое телевидение: прошлый век. А кто кричит? Те, у кого другого выхода нет. «Связьинвест», которому, чтобы предоставить телевидение своим абонентам, вообще надо строить другую сеть. Однако МРК используют то, что есть, и это правильное решение. Но самые большие крикуны, понятно, производители оборудования.

Мы же работаем с реальным потребителем, который рассуждает так: зачем мне тратить десять тысяч на цифровое ТВ, если меня вполне устраивает аналоговое... Все сети «Мультирегиона» готовы к запуску цифрового ТВ, а запускаем мы его там, где есть платежеспособный спрос. Сейчас это 5 городов, а через пару месяцев, возможно, будут все 38. Решать абоненту.

Я ответственно заявляю, что рентабельность цифрового ТВ в России сейчас крайне низкая. Там, где мы предоставляем цифровое ТВ, проникновение составляет 2–3%, максимум 7% емкости сети. А аналоговое телевидение окупается, если проникновение 30–35%. Вот когда проникновение цифрового ТВ дойдет до 10%, тут же все переключим. Сеть, в которую 90% затрат на цифровое ТВ уже заложено, готова к тому, чтобы переход с аналогового ТВ на цифровое осуществить быстро и без проблем. Останется лишь запустить один блок на головной станции и установить модемы у абонента.

А многие забывают о том, что, чтобы давать качественное IPTV, надо грамотно выстроить сеть: довести необходимое количество волокна, установить нужное оборудование, корректно его подключить.

Если абонент что-то у нас попросит, мы ему тут же дадим. Я не безумный мечтатель. Да, цифровое ТВ и IPTV – это будущее, но говорить о преимуществах и только я не готов. Я говорю о бизнесе. Если эти преимущества сегодня дают нам деньги – у нас будет 100%-ный охват.

Через несколько лет подрастет поколение, которому телевидение совсем не нужно – оно живет в Интернете. Став с возрастом консервативнее, эти digital natives захотят интерактива, персонального ТВ – только тогда будет настоящее IPTV. Но это, опять же, ниша – не массовый продукт. Есть и другая ниша, которую образует другое поколение: женщины сегодня среднего возраста, а завтра бабушки, которым нужен совсем другой контент – сериалы… Это тоже востребовано.

Театров не будет, телевидения не будет, будет один Интернет?.. Да будет все! Технически занять нишу IPTV или цифрового телевидения для «Мультирегиона» труда не составит. Но мы это сделаем только тогда, когда заработают финансовые стимулы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!