Rambler's Top100
Статьи
21 октября 2008

Теория относительностиСм.также "ИКС" №10'2008

Перед федеральным законодательством все операторы равны: любой, даже если он предоставляет услугу одному абоненту, должен иметь лицензию, получать плату за услугу, платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Нет такого термина – «малый оператор». Это все придумки аналитиков и журналистов – считают эксперты. Читайте полную версию Дискуссионного клуба региональных операторов из темы номера «ИКС» №10`2008 «Регионалы, улица ваша!». Часть I.

Но – «все так говорят», поэтому и мы позволили себе использовать (в кавычках) слова «большой оператор», «малый оператор» в анонсе темы «ИКС» №10'2008 «Регионалы, улица ваша!». Такое противопоставление вызвало отторжение игроков телеком-рынка: «Я не могу передать нашему гендиректору ваш анонс с вопросами, где нас называют ‘малыми’! Мы предоставляем услуги ШПД очень крупным клиентам по четырем технологиям, построили две WiMAX-сети… И о какой борьбе вы говорите?! Мы со всеми поддерживаем деловые, прагматичные отношения». Ни в коей мере не желая обидеть оператора, действительно входящего в топ-лист лидеров в своей области в ЦФО, мы лишь хотели, чтобы он поделился весьма успешным опытом развития бизнеса в условиях высококонкурентного рынка. Ведь в кулуарах межоператорские отношения характеризовались им же отнюдь не такими белыми и пушистыми.

А вот самый крупный оператор на севере Красноярского края «Норильск-Телеком» – (см. «Игроки рынка») не стесняется своего регионального статуса и в вопросе «Может ли малый стать большим?» увидел не обидное для себя словосочетание, а возможную бизнес-модель потенциала роста.

 

«ИКС»: Вы согласны, что каждый «малый» оператор может стать «большим»? Что для этого нужно?


А.Ю. РокотянА.Ю. Рокотян, первый заместитель генерального директора, «Норильск-Телеком»: Суть вопроса – как правильно организовать бизнес, чтобы компания росла. С этой точки зрения потенциал роста есть даже у небольшой телеком-компании. Для этого нужны правильная стратегия развития (в том числе точное позиционирование при выборе клиентской базы, подходящий набор продуктов, выбор географии работы) и ресурсы, позволяющие ее реализовать, в первую очередь – человеческие (команда специалистов разного профиля, объединенных общей целью и стратегией) и финансовые. Техника сейчас относительно доступна, были бы деньги и профессионалы, понимающие, как ее правильно использовать.

Основные проблемы здесь связаны с выбором стратегии и созданием команды. В итоге, конечно, не каждому небольшому оператору суждено вырасти…




Л.В. ЗайцеваЛ.В. Зайцева, генеральный директор, «Брайтком»:
Да! Любой может стать «большим»! Что для этого нужно?.. Прочитав книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому», я запомнила его рекомендацию «Сначала кто, потом что…». У меня есть команда, и еще для роста нужны современные знания, адекватная стратегия, опыт.










И.Л. БондареваИ.Л. Бондарева, генеральный директор, «Омск-Инфо»:
Я много думала про себя: какие мы – большие, малые? Большим оператором я себя не считаю, но и малым нас тоже не назовешь: «Омск-Инфо» вошел, в одном ряду с тремя федеральными сетями, в пятерку ведущих компаний России, работающих в сегменте беспроводного широкополосного доступа. Так что, наверное, не маленькие. Но претензий на статус федеральной компании и планов проникновения в другие регионы у нас нет. Пока.








И. СекировИ. Секиров, начальник отдела продаж и маркетинга, «КБ «Искра»:
Все познается в сравнении: что такое малый и что – большой? Теоретически можно предположить, что маленький кампусный оператор – провайдер Интернет в десятке домов – может стать владельцем сети разветвленных магистральных каналов – конкурентом «Ростелекому» и «Транстелекому». Но для этого нужны деньги и время. Очень много денег и очень много времени.










С.А. ГунченкоС.А. Гунченко, генеральный директор «Контакт»:
Нет, не может «малый» стать «большим»: мы пробовали объединиться, но своя рубашка всегда ближе. Предприятия связи исчезают. Сейчас к нам в область приходят «Совинтел», ТТК – нам с ними конкурировать невозможно.

 










«ИКС»: Get big, get niche or get out. Становись большим, иди в нишу или уходи с рынка – что выбираете вы?


Л.В. Зайцева: Однозначно Get big – мы это поняли еще 10 лет назад. Еще раз про цитирую Джима Коллинза: «…если на корабле будут нужные люди, и они будут на нужных местах, а ненужные люди останутся на берегу, то мы как-нибудь разберемся, куда плыть, чтобы добраться туда, где нам будет хорошо». И хорошо может быть только в стабильной, крепко стоящей на ногах компании.


А.Ю. Рокотян: Что мы точно НЕ выбираем, так это уход с рынка.

В Норильске мы большие, и таковыми планируем оставаться. В Красноярске и Новосибирске – нишевые игроки. А в другие города края мы приходим с самыми современными услугами и предложениями – как крупная компания, имеющая определенные ресурсы и потенциал для того, чтобы и там занять серьезное положение.

Так что наш выбор – это успех в проектах, которые мы реализуем.
 

И. Бондарева: В нише мы вроде всегда были. С рынка не уйдем. Мы строим, увеличиваем мощность, базовую емкость. Я поняла: нужно быть профессионалом. Когда ты выходишь на профессиональный уровень, к тебе отношение совсем другое.

Когда мы готовили проект для инновационного конкурса в Новосибирске, я написала все, что было сделано компанией в бизнесе, в области социальных отношений, описала наши планы – получилось очень много. У нас отчетность прозрачная, все лицензии имеются, мы занимаемся научной деятельностью и социальными проектами, выигрываем гранты. С таким игроком бороться на рынке сложно.

Сможем ли мы стать большими? Все относительно. Относительно федеральных операторов мы мелкие. Но как для наших клиентов мы точно большие.
 

И. Секиров: Конечно, у московских компаний больше ресурсов, и в первую очередь финансовых, поэтому составить им конкуренцию на всем рынке мы вряд ли сможем. Скорее всего, мы выберем для себя несколько рыночных ниш, где и будем с ними конкурировать. Для этого у нас есть ресурсы, причем не только материальные: мы хорошо знаем своих клиентов, знаем их потребности и специфику работы, поэтому можем предложить оптимальное решение. Часто именно это играет важную роль.


С.А. Гунченко: Мы и хотели бы «стать большими»: пробовали взять кредит – не дают. В
1991 г., когда строили сеть для заводского поселка, 4 млн руб. нам дал завод, а Россельхозбанк предоставил кредит – это в годы «правового беспредела». Сегодня нормативное поле создано, но в законе написано одно, а в постановлении – другое.

Еще пять лет назад мы развивались, наращивали инфраструктуру, внедряли новые услуги. Сейчас нам остается только строить сети – для тех же «Совинтела», «Корбины», ТТК, которые приходят к нам со своими мощными ресурсами.

                                                                                 

Подготовила Ирина Богородицкая

 

Игроки рынка:


«Новая телефонная компания» работает в Приморском крае более 15 лет. Предоставляет услуги беспроводной радиотелефонной связи GSM-900/1800, местной телефонной, внутризоновой, услуги передачи голоса по сетям передачи данных, передачи данных, телематики, каналов связи. Все лицензии на указанные услуги имеет. Безлимитный доступ в Интернет внедрен в
2007 г. Услуги предоставляются в основном на собственных сетях, построенных на свои средства, пока ADSL/ADSL2+, в перспективе – другие проводные и беспроводные технологии.

Абонентская база – более 8 тыс. абонентов ШПД. Доля рынка в регионе – около 10% доли рынка г. Владивостока.

 

Группа компаний «Норильск-Телеком». Регион присутствия – Красноярский край (Норильск, Красноярск, еще 6 городов), Новосибирск.


ООО «Норильск-Телеком» организовано в
2004 г. на базе специализированных подразделений ГМК «Норильский никель». Эти подразделения ведут свою историю с начала освоения региона и возникновения Норильска, с 30-х годов.


В состав Группы входит 9 действующих операторских компаний. Кроме самого НТ, это несколько операторов кабельного телевидения в Красноярске и еще пяти городах края, небольшая телефонная компания в Железногорске (недалеко от Красноярска) и крупный новосибирский интернет-провайдер Academ.org.

Предоставляем услуги местной и внутризоновой телефонии, доступ в Интернет, каналы связи местные («последняя миля») и магистральные спутниковые, кабельное телевидение (традиционное аналоговое и IP-TV). Важная, хотя и не доминирующая, составляющая бизнеса – производственная связь для Заполярного филиала «Норильского никеля» и его структур.

«Норильск-Телеком» – нетипичная региональная компания, некий симбиоз ведомственного оператора с оператором сети связи общего пользования. Более того, в Норильском промышленном регионе НТ – доминирующий оператор фиксированной связи. Поэтому компания работает на собственной инфраструктуре, включающей кабельные сети на металлических и волоконно-оптических кабелях, оснащенные соответствующими системами передачи, телефонные станции, мультисервисную IP-сеть, средства спутниковой связи и т.п.

Самая современная составляющая сети компании – мультисервисная IP-MPLS со скоростью передачи в ядре 2,4 Гбит/с, на уровне доступа – 1 Гбит/с сеть на оборудовании Cisco. Сеть доводится до всех зданий в городе (Fiber-to-the-Building), абонентам доступно подключение Fast Ethernet. Кроме того, в качестве временного решения на этапе реализации FTTB используется и технология ADSL.

Дочерние компании НТ имеют собственную сетевую инфраструктуру. Кабельные компании при помощи «Норильск-Телекома» планируют строительство мультисервисных сетей в своих городах, а в Красноярске строительство такой сети выходит на завершающую стадию, уже начато предоставление услуг.

Абонентская база НТ в Норильском регионе – это около 80 тыс. задействованных номеров городской телефонной сети, около 10 тыс. широкополосных подключений к Интернет по технологиям Ethernet и ADSL, порядка 8 тыс. абонентов кабельного ТВ и более 200 абонентов IPTV (данные на лето 2008 г.). Это в городе населением примерно 180 тыс. чел.

По местной телефонии НТ – доминирующий оператор в городе, доля рынка превышает 90%. По широкополосному Интернету нашу долю рынка мы оцениваем свыше 50%, по кабельному телевидению – примерно в 40%.

Дочерние компании НТ в совокупности имеют порядка 120 тыс. подключений кабельного ТВ, самая крупная компания – «Астрон», один из ведущих операторов КТВ в Красноярске. Academ.org имеет порядка 10 тыс. пользователей Интернет в Академгородке Новосибирска.

 

ЗАО «Контакт» – оператор местной телефонной связи.

   Город: Тула и пригороды.

   Год образования: 1991. В 1993 г. введена в эксплуатацию первая собственная АТС-75 на 1000 телефонных номеров.

   Основная деятельность: проектирование, строительство и эксплуатация линейно-кабельных и станционных сооружений электросвязи.

   Лицензии: «Строительная деятельность» и «Предоставление услуг местной телефонной связи».

    Абонентская база по состоянию на 01.01.07: 2338 номеров для населения и 152 номера предприятия, всего 2490 абонентских линий.

    Штат: 40 человек.

 

«Брайтком» работает на рынке связи города Новосибирск более 14 лет. Мы предоставляем услуги телематики, передачи данных, местной телефонии. Доля рынка Новосибирска по разным услугам составляет 10–30%. Предоставляем безлимитный Интернет.

Сеть передачи данных у нас собственная, зона покрытия город Новосибирск, построена по беспроводной технологии.

Абонентская база: корпоративные клиенты (по всем видам услуг) более 3 тыс., частные клиенты по услуге «широкополосный доступ в Интернет» - более 100 жилых домов, по картам IP-телефонии – 30% рынка Новосибирск.

 

«КБ «Искра» – география работ охватывает всю Россию. Наши станции спутниковой связи расположены от Мурманска до Сахалина и от Диксона до Кызыла. Наша транспортная телекоммуникационная сеть охватывает весь Красноярск, а сеть фиксированной зоновой телефонной связи включает в себя точки присоединения во всех муниципальных районах Красноярского края.

История компании началась в 1954 году, когда приказом Министерства радиопромышленности был образован Красноярский завод телевизоров. В 1993 году в результате приватизации было создано ОАО «КБ «Искра».  Так что в 2009 году предприятие отметит свой 55-летний юбилей.

Мы оказываем следующие услуги:

  услуги местной телефонной связи;

  услуги телефонной связи с использованием таксофонов;

  услуги внутризоновой телефонной связи;

  услуги связи  в сети передачи данных и телематические услуги связи (в т.ч. Интернет);

  услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных (IP-телефония);

  услуги связи по предоставлению каналов связи;

  услуги по размещению и оперативному обслуживанию телекоммуникационного оборудования;

  услуги по предоставлению прямого провода (транзит);

  услуги по предоставлению в аренду телефонной канализации;

  сопроводительные работы (выдача технических условий, согласование проектов);

  предоставление абонентской линии для устройства охранной сигнализации;

  поставка оборудования;

  проекто-изыскательные и строительно-монтажные работы.


Мы в основном строим собственные сети, но иногда приходится брать каналы в аренду. Сети ОАО «КБ «Искра» построены с использованием технологий SDH и MPLS. Строительство ведется как на собственные средства, так и на кредитные. Сеть спутниковых станций обеспечивает возможность предоставления каналов связи в любых даже самых труднодоступных регионах. Сегодня в нашей сети эксплуатируется более 2,5 тыс. спутниковых станций.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!