Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2008 |
Сергей Иванович СТАСЕВИЧ  | 09 декабря 2008 |
Мобильные егеря занялись ритейлом
Мобильные операторы в России все активнее интересуются рынком мобильного ритейла. С чем связано это, одно из наиболее серьезных изменений на рынке мобильной связи с момента ввода в эксплуатацию стандарта GPRS и введения оплаты через мобильные терминалы, анализирует старший консультант компании Teradata Сергей СТАСЕВИЧ.
Мобильный ритейл как объект охотыНа российском рынке мобильных телекоммуникаций грядут серьезные изменения. Долгое время муссировались слухи о покупке крупнейшего сотового ритейлера «Евросеть» структурами, аффилированными с АФК «Система», владеющей ОАО «МТС» и ЗАО «Скай Линк». Этого не произошло. В октябре 2008 г. «ВымпелКом» приобрел 50% –1 акция «Евросети». «ВТБ Капитал» завершает сделку по покупке 15%-ного пакета акций второго по величине сотового ритейла «Связной», который, в свою очередь, приобретает своего конкурента – сеть «Цифроград», третьего игрока на рынке сотового ритейла, – с возможностью расширения пакета до 100%. Эта покупка могла быть также совершена в интересах одного из сотовых операторов.
«МегаФон» и МТС, очевидно, последуют примеру «ВымпелКома» и будут тоже развивать сотовый ритейл. В России сложилось равновесие на сотовом рынке (олигополия), и разрушать его никто не будет, так как согласно экономической теории при нарушении равновесия «плохо будет всем». И данный сценарий уже реализуется. В октябре 2008 г. совет директоров «МегаФона» одобрил покупку миноритарной доли четвертого по величине сотового ритейлера «Диксис». МТС заключила соглашение о партнерстве с сетью «Беталинк» и ведет переговоры о партнерстве с сетью «Телефон.ру».
Председатель совета директоров «Евросети» Е. Чичваркин считает, что до конца года в стране не останется ни одного независимого ритейлера и крупные компании, скорее всего, продадут значительные пакеты акций сотовым операторам.
Ясно, что покупка ритейлеров не принесет баснословных прибылей сотовым операторам. Маржинальность ритейлеров настолько мала по сравнению с маржинальностью операторов, что последние даже не хотят консолидировать данную деятельность в свою финансовую отчетность, чтобы ее не ухудшать.
Но если не прибыльность, то что может дать мобильному оператору покупка ритейлера?
Сокращение издержек?..
Операторы в условиях насыщенности рынка начали бороться за снижение расходов, и в первую очередь на маркетинг. Тысячи салонов по всей стране позволяют проводить маркетинговые кампании при минимуме рекламы на ТВ и в других СМИ. Появление нового канала для продвижения продуктов позволит значительно сократить маркетинговые бюджеты.
Далее, издержки по приему платежей. Как известно, сегодня около 60% оплат услуг сотовой связи осуществляется через ритейлеров. Расходы на оплату комиссионных ритейлерам составляют десятки миллионов долларов в год, и уменьшение данной суммы может быть одной из причин интереса мобильных операторов к рынку ритейла. Операторы в последнее время активизируют работу с банками в ожидании роста данного сегмента оплаты услуг сотовой связи с нынешних 2,5% до 10% в 2012 г. Так, в октябре «ВымпелКом» совместно с Visa запустил услугу «Мобильный платеж», позволяющую абонентам пополнять баланс с мобильника при помощи банковской карты, а в будущем – покупать билеты в кино, оплачивать услуги ЖКХ и т.д. МТС тоже предоставляет услуги, позволяющие владельцам банковских карт Visa и MasterCard оплачивать счет, а также услуги интернет-провайдеров, телевидения и ЖКХ при помощи телефона и банковской карты. Однако, несмотря на ожидающийся рост доли оплаты услуг через банки, оплата услуг через ритейлеров еще очень долгое время будет в России преобладать.
Лояльность клиента?..
Как известно, рынок сотовой связи уже прошел точку насыщения, уровень проникновения превышает 140%. И сейчас конкурентное преимущество оператора обеспечивается не приростом абонентской базы, а способностью оператора удержать наиболее ценных клиентов.
Кроме того, активность на телеком-поле компаний, изначально считавшихся «чистыми» интернет-игроками (Google, Yahoo, и др.), заставляет сотовых операторов быть ближе к клиентам, чтобы окончательно не превратиться в «трубу для перекачки трафика».
Возможно, мы скоро увидим, например, дотированные или даже раздаваемые бесплатно телефонные аппараты в целях повышения лояльности клиентов, как это делается практически на всех западных рынках. С учетом российской специфики, конечно. Первой ласточкой у нас стал iPhone 3G, продаваемый сегодня в рассрочку и со скидкой. Клиент, правда, платит всю сумму сразу, но б'ольшая ее часть уходит на оплату сервисов по передаче данных, а не самого устройства. Такой вот вынужденный препейд. Но это уже чисто российское изобретение и от него никуда не уйдешь, так как даже в случае принятия закона «О внесении изменений в ФЗ «О связи» (отклонен Госдумой РФ в октябре 2008 г. и отправлен на доработку), предполагающего введение контроля за идентификационными номерами сотовых телефонов (IMEI), операторам не удастся обезопасить себя с финансовой точки зрения в силу относительной легкости «перепрошивки» IMEI.
А могут ли операторы уже сегодня стать клиентоориентированными? Что для этого требуется? В первую очередь доскональное, всеобъемлющее знание своего клиента и его потребностей. Причем информация (чем ее больше, тем лучше) должна быть собрана в одном месте, доступна всем заинтересованным подразделениям и непротиворечива. Большое внимание должно уделяться и качеству данных. Учитывая происходящий в последние годы процесс миграции биллинговых систем у многих операторов, трудно рассчитывать на наличие длительной истории их взаимодействия с клиентами. Но ведь когда-то надо начинать.
Биллинг – только вершина айсберга, так называемый положительный опыт клиента, т.е. положительно завершенные клиентом действия. А как насчет отрицательного опыта? Кто из операторов может похвастаться, что знает, сколько безуспешных попыток вызовов делали клиенты и когда? Какие модели телефонов они при этом использовали? А ведь все это отражается на лояльности клиентов. Сейчас переток абонентов между операторами сдерживает отсутствие в нашей стране Mobile Number Portability (смена оператора с сохранением номера). Однако, возможно, уже в 2009 г. этот барьер на пути смены операторов для деловой аудитории будет устранен, и тогда роль отрицательного опыта еще более возрастет.
Для знания своего клиента оператору важна и нейтральная информация, т.е. информация, возникающая при пассивном поведении клиента. Оператор должен понимать, какие модели поведения характерны для клиентов. Где они наиболее часто регистрируются в сети? Какие страны и сети активно посещают? В какие сезоны? Имея ответы на эти вопросы, можно оптимально планировать развитие сети и роуминговых соглашений, а также развитие сервисов, что особенно актуально с учетом сокращения среднего времени их жизни до 1–2 лет.
Кроме того, необходима не только информация о доходах, которые клиент генерирует для оператора, но и во что оператору обходится получение этих доходов. Таким образом, приходим к понятию реальной ценности клиента. И это еще не все. Предположим, оператор знает доходы и расходы по каждому клиенту. Однако простое их суммирование не определяет ценности клиента, так как доходы и расходы возникают в разные моменты и при различных тарифах, соответственно, их ценность также различна.
Реальная ценность клиента важна для оператора при планировании маркетинговых мероприятий. Например, при всех монетарных взаимоотношениях с клиентом можно использовать этот параметр и дозировать «клиентскую выгоду» в зависимости от его значения.
Мы рассмотрели лишь одну часть понимания клиента – информацию о клиенте. Однако значение имеет не только сама информация, но и время ее получения. С развитием конвергенции телеком-услуг и переходом к IP-сетям возрастает количество данных, обрабатываемых оператором, и очень важно получить доступ к данным для анализа как можно ближе по времени к факту события. Если, например, гендиректор крупного клиента не сможет выполнить вызов по причине «сеть занята», то чем быстрее оператор получит информацию для анализа и корректировки, тем лояльнее к нему будет клиент.
Другой пример – введение нового сервиса. Если клиент три раза неудачно попробовал новый сервис (например, что-то на сети 3G), он, скорее всего, откажется от его использования вообще. Но если бы ситуация отслеживалась в реальном или почти в реальном времени и CSR практически сразу перезвонил и объяснил клиенту, как пользоваться услугой, клиент с удовольствием продолжил бы пользоваться ею. Что в итоге отразилось бы на доходах оператора.
При переходе в ритейловый бизнес сотовые операторы должны также знать, какие модели мобильных телефонов наиболее прибыльны. На основании IMEI в CDR можно, например, определить доход на каждую модель телефона и учитывать это при формировании ассортимента трубок. Наличие информации о несостоявшихся соединениях в разрезе моделей телефонов позволит отказаться от неудачных моделей.
Для реализации по-настоящему клиентоориентированного подхода российским сотовым операторам не нужно изобретать велосипед. Многие зарубежные операторы прошли этот этап 3–5 лет назад, когда рынки в этих странах преодолели порог насыщения и было законодательно закреплено и реализовано требование Mobile Number Portability. Восемь из 10 крупнейших мировых мобильных операторов выбрали и используют решения Teradata, мирового лидера в области аналитических хранилищ данных. Teradata постоянно развивает и расширяет свою продуктовую линейку. Так, в октябре 2008 г. было объявлено о выходе продукта Teradata Extreme Data Appliance 1550, который позволяет хранить в аналитическом хранилище до 50 Петабайт данных. Таким образом, расширяя горизонты анализа информации практически до бесконечности, нужно лишь обобщить имеющийся опыт и адаптировать существующие алгоритмы и подходы к российским условиям.
. . .
Будем надеяться, что интерес российских сотовых операторов к ритейлеровым сетям вызван не только сокращением издержек; для них это существенный шаг вперед в развитии взаимоотношений с клиентами. От развития этих отношений в конечном счете выиграют все – и клиенты, и операторы. Клиенты – за счет удобства и возможности получения более выгодных пакетных предложений (оборудование + сервис) от одного поставщика, а операторы – станут на шаг ближе к клиенту и получат дополнительные рычаги воздействия на него.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!