Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Владимир ДРОЖЖИНОВ  Александр ШТРИК  17 декабря 2008

Информационная грамотность в информационном обществе (статья)

Ликбезы 20-х годов XX века  сменила компьютерная грамотность  (computer literacy) и соответствующая сертификацию в ЕС с выдачей «пользовательских прав». С приближением к информационной эпохи появилось понятие информационной грамотности (information literacy, IL).

Александр ШтрикВ самом общем смысле информационная грамотность является средством, позволяющим людям определять свои информационные потребности, локализовать и оценивать качество информации, накапливать и восстанавливать информацию, проводить эффективное и этически корректное использование информации, а также создавать другую информацию и обмениваться знаниями.

 

Информационную грамотность каждого отдельного гражданина можно рассматривать как базовый фундамент для достижения им личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. Навыки, определяемые информационной грамотностью, позволяют людям эффективно применять технологии пожизненного обучения, а также вносить свой вклад в развитие общественно полезных знаний.

 

Важную роль информационная грамотность играет в процессах выработки стратегии и тактики экономического и социального развития как  на международном, так и национальных уровнях. Более того, практика показывает, что информационную грамотность следует рассматривать не только с позиций уровня образования людей, но и в более широком контексте, охватывающем такие сферы жизни, как работа, гражданское общество, здравоохранение, уровень благосостояния и многие другие. В свою очередь такой широкий диапазон контекстов содержит вызов как для выработки политики насаждения, так и для разработки индикаторов информационной грамотности1.

 

Информационная грамотность является критически важным инструментом для здравоохранения и создания комфортных условий жизни людей. При этом в сфере здравоохранения следует рассматривать две различных области, где использование информации и информационных технологий является важным. Первая область – это профессиональная деятельность специалистов, работающих в области медицины и здравоохранения. Использование ими онлайнового доступа к современным достижениям медицины и к конкретным данным о пациентах позволяет повысить как уровень информированности самих специалистов, так  и, соответственно, уровень качества здравоохранения в целом. Вторая область – это реализация прав граждан на получение информации о здоровье и об условиях жизни. Это особенно важно для бедных и слаборазвитых стран, где уровень базовой грамотности населения остается низким, а доступ к соответствующей информации ограничен из-за неразвитости инфраструктуры связи , особенно на селе.

 

Информационная грамотность является весьма существенным элементом для функционирования гражданского общества, в которое входит практически все население страны. В первую очередь здесь идет речь о доступе граждан к нужной им информации, об их участии в политической деятельности, о возможности обращения к органам власти федерального и местных уровней и т.д. В то же время развитие демократических институтов тесно сопряжено в проблемами обеспечения общественной и национальной безопасности. Эти аспекты также должны быть учтены при формировании целей и критериев информационной грамотности путем соответствующего планирования, разъяснения целей и поддержания сотрудничества между странами.

 

Владимир ДрожжиновСтандарты информационной грамотности в сфере образования были созданы как средство организации соответствующих работ и демонстрации важности индикаторов информационной грамотности для этой сферы. Все опубликованные стандарты имеют единую базовую основу. В качестве родовой конструкции эти стандарты ориентированы на приложения экономического сектора и пожизненного обучения, которые по мнению разработчиков стандартов играют ключевую роль в процессах подготовки людей к участию в гражданском обществе и в развитии или поддержании трудовой занятости. Первые стандарты информационной грамотности были разработаны применительно к обучению в школах. Более поздние стандарты ориентированы на специфику и требования учреждений высшего образования. Во всех этих стандартах устанавливается необходимость определения информационных потребностей и использования средств локализации информации, ее оценки, хранения, восстановления и применения, а также передачи новых знаний.

 

Информационная грамотность в трудовых процессах и в экономической деятельности является центральным понятием для организации обучения и для выявления уровня конкурентности отдельных фирм и стран в пределах глобальной знание-орентированной экономики. Как показывает практика, зачастую управление знаниями в коммерческих фирмах не связывают с повышением их конкурентоспособности на рынке. Чтобы ясно понимать важность информационной грамотности для экономического роста необходимо различать распределение обычной информации и использование информации, защищенной патентами или правом собственности, для создания новых знаний. Обычное распределение информации между людьми зависит от соответствующей инфраструктуры распределения и в основном не повышает ценность распределяемой информации. Однако, когда информация защищена патентами и используется в инновационной деятельности, например, для создания новых изделий или процессов, тогда такая информация может оказаться для кого-то  слишком дорогой , чтобы использовать ее в конкурентной борьбе.
 

Информационная грамотность предполагает владения следующими навыками:

  • выявление информационных потребностей;
  • локализация и оценка качества информации;
  • накопление и восстановление информации;
  • эффективное и этически корректное использование информации;
  • использование информации для создания и распространения знаний.

См. также статью В.Дрожжинова и А.Штрика
"ИКТ как поддержка деятельности законодательной власти"

1Ralph Catts and Jesus Lau. Towards Information Literacy Indicators.  Conceptual framework paper, UNESCO: Paris, 2008.

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!