Rambler's Top100
Статьи
Максим ЗАХАРЕНКО  05 марта 2019

Облачная трансформация участников ИT-рынка

Для облачных интеграторов и аутсорсеров важно уметь интегрировать и совмещать ИT-ресурсы в офисе и облаке, а также качественно и эффективно распределять ресурсы по нескольким облачным платформам с сохранением их логической целостности.

В жернова трансформационного процесса, при котором каждый вендор сам становится провайдером тех или иных сервисов, а традиционные проекты, основанные на купле-продаже оборудования и ПО, стремительно заменяются различными подписными моделями попали, конечно, и традиционные партнеры: реселлеры, интеграторы, ИT-аутсорсеры и разработчики. Особенно тяжелые времена они переживают прямо сейчас, когда вендоры уже «заставляют» продавать облака и подписки, а со стороны клиентов устойчивого и понятного партнерам спроса пока нет.

Главная проблема трансформации партнеров в том, что они привыкли существовать реактивно, т.е. следовать за клиентским спросом, находя свои ниши в уже существующем рынке. Предвосхитить что-либо, сделать предложение по улучшению и повышению эффективности процессов у клиентов – это умеет делать меньшинство. Многие по-прежнему отталкиваются от возможностей распространяемого софта или устройства.

Клиенты, конечно, тоже трансформируются, но, во-первых, медленно, а во-вторых, немного не в ту сторону. Они всё меньше хотят покупать очередную «железку» или систему. Их цель – решить бизнес-задачу: повысить лояльность клиентов и скорость реакции на запросы, уменьшить складские остатки и т.д. И их всё меньше интересует способ реализации этого решения.

Разрыв между умениями традиционных партнеров и решением высокоуровневых бизнес-задач стремительно увеличивается. С одной стороны, это беда традиционных партнеров, а с другой – огромные возможности для новых облачных партнеров. Таких новых партнеров вендоры называют по-разному: managed service provider, value added provider, cloud native developer. Например нам, «Облакотеке», ближе партнеры, которых мы называем облачными интеграторами или облачными аутсорсерами. Это компании, профессионалы ИT-рынка, которые размещают и обслуживают ИT-ресурсы своих клиентов в облаке.

Для них прежде всего важно знать реальные возможности облачных платформ – ориентироваться в сервисах в пределах своих компетенций и следить за их развитием. Важно уметь интегрировать и совмещать ИT-ресурсы в офисе и облаке (гибридные сценарии), а также качественно и эффективно распределять ресурсы по нескольким облачным платформам с сохранением их логической целостности (мультиклауд).

Облако дает компаниям среднего и, особенно, малого бизнеса то, что практически никогда не наблюдается при традиционном размещении ИT-инфраструктуры в офисе, а именно – обеспечение комплексной безопасности и качества ИT-сервисов. Я имею в виду систему гарантированного резервного копирования с контролем наличия резервных копий, мониторинг параметров качества (доступность, производительность), выявление узких мест и прогнозирование исчерпания ресурсов, сетевую безопасность, когда мощное эффективное средство безопасности работает в мультитенантном режиме и доступно любому клиенту. Теоретически это можно сделать и в офисе, но на практике таких случаев почти нет, потому что выходит слишком дорого и громоздко.

Очень важно понимание существующего пользовательского опыта. Далеко не все пользователи клиентов готовы менять интерфейс знакомых систем, поэтому перевод на новые замечательные аналогичные SaaS-решения может встретить сопротивление. Здесь нужно действовать пошагово: сначала перенести систему в облако «как есть», с получением части облачных преимуществ, а потом заниматься модернизацией прикладной системы.

Облачные платформы не только помогают цифровизации клиентских систем, но и меняют процессы в деятельности самого партнера. Это, как и везде, происходит за счет возможности автоматизации рутинных процессов: развертывания, настройки, мониторинга, управления. Многие облачные платформы предоставляют API для программного управления ресурсами и пользователями клиента. Если раньше партнер мог обслуживать текущим составом сотрудников десятки клиентов в их офисах в своем регионе, то при миграции клиентских ИТ-ресурсов в облако количество клиентов увеличивается на порядок, равно как их географическое распределение, при том же составе сотрудников, а при внедрении комплексной автоматизации они, вообще говоря, не ограничены.

Служба и система поддержки клиентов становятся одними из важнейших направлений. Довольно быстро возникает потребность в режиме 24x7, SLA на реакцию и решение задач, процедуры исчерпания инцидентов. Да, в это приходится вкладываться, но без такой службы обеспечить качество сервиса, адекватное сегодняшнему и тем более завтрашнему дню, будет затруднительно. Хорошо, что у некоторых облачных вендоров появились такие предложения, как «Первая линия как сервис» и «Техническая поддержка как сервис».

Зачастую партнер может реализовать только часть облачного проекта. Например, у него хорошая составляющая оказания ИT-сервиса, но нет экспертизы по ИБ. «Облакотека» давно видит эту проблему и строит экосистему, в которой партнеры объединяются в разных комбинациях для реализации проекта для конечного клиента. Это и передача лидов, и дробление проектов, и субподрядные отношения, в целом построенные так, что клиент получает комплексный гарантированный сервис из «одного окна». Очень непростая, но действительно нужная задача. Поскольку облака дают партнеру практически неограниченный набор инструментов для решения любых задач клиента, то возможности ограничены только видением партнером этих возможностей. Это облачное видение и есть главное качество облачного партнера.

Максим Захаренко, генеральный директор, «Облакотека»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!