Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2009
Владимир ДРОЖЖИНОВ  29 января 2009

е-правительство против коррупции

В Национальном плане противодействия коррупции (подписан Президентом РФ 31 июля 2008 г.), строго говоря, нет ни слова о применении для этого ИКТ, если не считать «электронных торгов в режиме онлайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд».

Владимир ДрожжиновВместе c тем ряд стран, на деле уже давно противодействующих коррупции, используют для этого не зависящие от сознания чиновников ИКТ и их вид – системы управления электронным документооборотом и записями, которые являются технологической основой документоносной инфраструктуры электронного правительства (рис. 1).

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сильно трансформировало взгляд на сферу государственной службы: изменило бизнес-модели деятельности госслужащих и ожидания граждан относительно качества и эффективности предоставления им государственной информации и услуг.

Обычно концепция e-правительства предполагает использование ИКТ для организации более эффективной работы правительства, межведомственного обмена информацией и электронного предоставления гражданам социальных услуг более высокого качества. Электронное правительство – это скорее непрерывный процесс реформирования правительства и извлечения из этого выгоды, чем просто применение специальных технологий.

Один российский исследователь отмечает*, что в современных организациях происходит трансформация контроля за их деятельностью, осуществляемого теперь с использованием информационных технологий. С внедрением информационных технологий контроль становится повсеместным. Существенные изменения происходят в функциональном разделении полномочий (по принятии и реализации государственных решений). Кроме того, электронное правительство предполагает принципиально более высокий уровень интеграции между всеми органами государственной власти, в том числе и органами различного уровня.

Определенную трансформацию претерпевает и характер взаимодействия государства с внешними контрагентами – гражданами и коммерческими организациями (бизнесом), основной формой которого является оказание государственных услуг. Перевод услуги в электронный вид предполагает не только ее информатизацию, но и реинжиниринг всего процесса ее оказания. Например, внедрение e-правительств в странах Азиатско-Тихоокеанского региона преследует сразу несколько целей. В Китае используют интернет-сайты для предоставления информации гражданам и гостям страны. В Индии больше внимания уделяется предоставлению услуг электронным способом, как правительственными службами, так и посредниками.

Стратегии

Использование e-правительства для борьбы с коррупцией – популярная тема исследования и планирования создания e-правительства в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На примере восьми проектов автоматизации административных процессов в госучреждениях Индии и опросов граждан и государственных служащих, задействованных в этих процессах, показано, что доля граждан (в процентах), которые обслуживались госслужащими в рамках автоматизированных процессов и с которых брались взятки, падает** (рис. 2).

Некоторые примеры применения приложений e-правительства для борьбы с коррупцией в странах Азиатско-Тихоокеанского региона*** свидетельствуют об эффективности нескольких стратегий такого применения:

Предотвращение: внедрение приложений e-правительства позволяет упростить правила и процедуры и перестроить процессы государственной службы. Использование компьютеров и проведение операций в реальном времени позволяет избавиться от бюрократической системы принятия решений, формализовать и стандартизировать методы предоставления услуг, ограничивая при этом возможности злоупотребления служебным положением и устраняя иные условия возникновения коррупции.

Правоприменение: компьютеризация административных процедур (регламентов деятельности) позволяет отслеживать выполнение принятых решений, создавая еще один сдерживающий фактор для коррупции. Если данные хранятся централизованно, в рамках процедуры проверки могут производиться независимые выборки.

Доступ к информации и наделение полномочиями: публикация правительственной информации в реальном времени повышает подотчетность правительства, так как у граждан появляются документальные подтверждения, способствующие обоснованности жалоб в случае коррупционных действий.

Повышение компетенции: для внедрения приложений e-правительства требуется расширение телекоммуникационной инфраструктуры, обучение кадров компьютерной грамотности и продвижение концепции добросовестного управления в массы.

Задачи

Меры по предотвращению коррупции могут быть дополнены работой по построению e-правительства, в рамках которой пересматриваются и уточняются административные процедуры и делопроизводство, создаются системы их поддержки, упрощающие, стандартизирующие и формализующие процессы предоставления услуг. Конечно, это должно сопровождаться реформами в сфере социального обслуживания, а также проведением разъяснительной работы с целью создания обстановки нетерпимости к коррупции и усиления влияния базовых ценностей, таких как честность.

Технологии e-правительства помогают отслеживать действия служащих и заставляют их следовать законам и правилам, регламентирующим степень ответственности и прозрачности, путем стандартизации методов сбора данных, отслеживания действий и принимаемых решений, а также разработки механизма обратной связи для жалоб граждан. Однако эти меры должны быть дополнены разработкой структур, законов и правил, которые бы защищали разоблачителей коррупционеров, создавали мощные препятствия на пути коррупционных действий и позволяли наказывать служащих, уличенных в коррупции.

Существует внутренняя иерархия задач, которые должны решаться с помощью приложений e-правительства в целях снижения уровня коррупции: разрешение самого доступа к информации; представление информации гражданам в виде, гарантирующем понятность правил и их применения при принятии конкретных решений; повышение степени подотчетности правительства гражданам путем отслеживания решений и действий, предпринимаемых конкретными государственными служащими.

Это были последовательные этапы данной иерархии задач. Их решение в комплексе помогает обуздать коррупцию. СМИ, стоящие на страже интересов общества, играют важную роль в предоставлении информации и побуждают к всенародному обсуждению важных вопросов, волнующих общество.

Для предоставления организациям и отдельным людям широких технических возможностей доступа к информации нужно физически построить соответствующую телекоммуникационную инфраструктуру, предоставить аппаратное и программное обеспечение для поддержки инициатив e-правительства. Денежные ресурсы необходимы для обучения всех участников процессов информационного взаимодействия, от руководящих сотрудников до клерков, а также граждан. Они должны овладеть работой с конкретными приложениями и повысить свою компьютерную грамотность в целом. Конкретной последовательности, в которой должны проводиться эти реформы, не существует. Зачастую они проводятся параллельно, в зависимости от исходных условий.

Что предстоит?

Для повышения роли e-правительства в борьбе с коррупцией следует:

Проинтегрировать приложения e-правительства с системой мер по борьбе с коррупцией. Пока же использование e-правительства для борьбы с коррупцией часто бывает случайным, не являющимся частью комплексной целевой программы.

Национальным лидерам выполнять свои политические обязательства. Даже применяя антикоррупционные стратегии совместно со стратегией e-правительства, нельзя быть уверенным, что коррупцию удастся обуздать. Преданность этому делу людей, принимающих политические решения и распределяющих денежные средства, – ключ к успеху всех государственных и муниципальных антикоррупционных программ.

Обеспечить поддержку e-правительства со стороны закона. Такое правительство может повысить прозрачность, благодаря тому что свободный доступ к государственной информации будет поддержан на законодательном уровне. Расширяя доступ граждан к информации, правительства также должны принимать во внимание проблему соблюдения государственной безопасности и тайны персональных данных.

Выбрать подходящие технологии для поддержки e-правительства. От правильного выбора подходящего оборудования и ПО зависит скорость внедрения технологий. Необходимо выделить средства и ресурсы для обслуживания систем, их модернизации и ремонта. Безопасность систем также является важным фактором предотвращения коррупции.

Гарантировать возможность межведомственного взаимодействия. При разработке национальной системы e-правительства именно оно может быть использовано как отправная точка для разрушения межведомственных барьеров, создания соответствующей системы межведомственного электронного документооборота и взаимодействия ведомств при предоставлении услуг гражданам в режиме одного окна.

Популяризировать доступ и использование государственной информации. Ключевыми задачами любого приложения e-правительства является обеспечение универсального доступа к информации, повышение компьютерной грамотности населения, мотивация участия в решении государственных вопросов.

Проводить общественные проверки на предмет выявления коррупции госслужащих и применения к ним соответствующих санкций. Парламентские проверки часто бывают поверхностными или не проводятся вовсе. Люди, ответственные за нецелевое использование или растрату средств, редко несут наказание, за исключением мер, принимаемых по политическим причинам.

Мониторить результативность e-правительства в борьбе с коррупцией. Систематические опросы граждан и других участников процесса помогут более четко установить влияние e-правительства на коррупцию, а также обеспечат столь ценную обратную связь, необходимую для выявления составляющих системы, требующих доработки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Солодов В.В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. полит. наук. М., 2007.

** Subhash Bhatnagar. Does eGovernment Reduce Corruption? Findings from Eight Indian Projects – http://web.worldbank.org

*** Fighting corruption with e-government applications. – APDIP e-Note 8/2006, 4 p.,
www.apdip.net/apdipenote/8.pdf/view



Электронный документооборот должен стать реальностью в 2010 г.

Об этом Президент РФ Дмитрий Медведев заявил на заседании президиума Государственного совета на тему «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в Петрозаводске 17 июля 2008 г. Говоря о нерешенных задачах, он отметил:

- Уже много лет, если иметь в виду быстроту сегодняшнего времени, мы говорим об электронном правительстве. Никто не спорит с самой идеей электронного правительства, все согласны с тем, что информационные технологии повышают и прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется.

- Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти, что естественным образом действительно способствовало бы устранению бюрократических препон и снижению коррупции.

- Нет реальных подвижек и во внедрении межведомственного электронного документооборота, и в формировании так называемых закупок в режиме онлайн.

- Нет единой системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет государственного бюджета.

- В области архивного дела работа требует немедленного реагирования, потому что ряд крупных хранилищ получили цифровые технологии. Но в целом, к сожалению, пока это очень унылая, заброшенная сфера.

- Совершенствование инфраструктуры связи – это наша общая задача.

- И, наконец, информационная безопасность. Всем пользователям мы должны обеспечивать и безопасный режим работы, и режим, который позволяет сохранять государственную тайну, коммерческую тайну и личную тайну.

- Особое внимание обращаю на электронный документооборот, на электронное правительство, на административные регламенты. Стыдно, но мы, развиваясь по другим направлениям, здесь просто реально отстаем.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!