Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2009 |
Галина БОЛЬШОВА  | 29 января 2009 |
Глоток воздуха
Так можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию на рынке профессиональной мобильной радиосвязи после почти трех лет стагнации, спровоцированной желанием Мининформсвязи (так называлось ведомство в то время) построить «ТЕТРА всея Руси».
Последние год-два положение с выделением частот для ПМР ощутимо улучшилось. Говоря об улучшении, мы берем за точку отсчета полный коллапс рынка в 2004–2006 гг., когда по выражению одного из авторов нашего журнала (см. «ИКС» № 9’2006, с. 31) рынок ПМР был подобен больному, который «еще не умер, но и признаков активной жизни давно уже не подает».Мы опросили нескольких игроков этого рынка – системных интеграторов, строящих ПМР-системы, и пользователей из крупных производственных компаний разных сфер народного хозяйства (от энергетики и транспорта до нефтегазовой отрасли). Ответить на наши вопросы они согласились только на условиях анонимности.
Цифра или аналог?
Сегодня разрешения на использование частот выдаются и для аналоговых, и для цифровых сетей. Все наши респонденты отмечали относительную легкость получения частот, добавляя, однако, что «все равно сначала строим, потом получаем частоты», поскольку срок их выделения – от 8–10 месяцев до года. Причина такой «легкости» – использование обобщенных решений ГКРЧ, которые еще пару лет назад задействовать вообще не удавалось, особенно в диапазоне 410 МГц. За счет этого время оформления разрешений и сократилось до тех самых 8–10 месяцев.
Что еще важно для потребителей? То, что сегодня нет дискриминации со стороны Минкомсвязи в отношении выделения частот на аналоговые системы. «Проталкивание» цифровой TETRA-системы не привело наш ПМР-рынок к полной цифровизации по ряду причин. Первая – дороговизна оборудования TETRA, как инфраструктурного, так и абонентского, по сравнению с аналоговым, работающим по протоколу МРТ 1327. Вторая причина – нежелание подчиняться «принудительной коллективизации» и вступать в проект «ТЕТРАРУС», где ответственности за непредоставление канала в аварийной ситуации (при пожаре, аварии на нефтепроводе и т.п.) оператор не несет. И, наконец, вся та богатая функциональность, которую предлагает стандарт TETRA, не востребована пользователями в полном объеме. Для решения текущих и даже будущих производственных задач им хватает аналоговых «МРТ-ишных» систем.
Будет ли у российских ПМР-сетей широкая полоса?
Сегодня ресурсы сетям ПМР выделяются в диапазонах 380–400 МГц (для служб общественной безопасности), а также, согласно обобщенному Решению ГКРЧ от 26.06.2006, в полосах 412–417/422–427 МГц и 457,4–459/467,4–469 МГц. И хотя Решением последние участки выделены для TETRA-систем, в них технически можно строить любые системы связи, как стандарта TETRA или APCO 25, так и полноценные конвенциональные или транкинговые системы.
Что же касается широкополосной TETRA-системы, т.е. стандарта TETRA-2, то в диапазоне 400 МГц, предназначенном для узкополосных систем, выделение широкой полосы хотя бы в 60–100 кГц нереально. Кстати, передавать видеоизображение можно и по узкополосному каналу, а доступ к базам данных эффективнее реализовывать с помощью GPRS или широкополосных систем в другом (не в 400 МГц) частотном диапазоне.
По мнению некоторых пользователей, с развитием сетей 3G сети ПМР просто «рассосутся», если появятся адекватные по стоимости средства защиты радиоканала. И тогда вопросы частотного обеспечения ПМР-систем умрут сами собой.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!