Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2007
Константин АНКИЛОВ  14 октября 2007

Челябинск – стахановец широкополосья

Челябинск, металлургический и машиностроительный центр страны, редко упоминается в числе крупнейших региональных телекоммуникационных рынков. И напрасно: по объему доходов отрасли связи он не сильно уступает многим центрам федеральных округов.

Объем телекоммуникационного рынка Челябинской области в I квартале нынешнего года превысил $127 млн и при сохранении текущей динамики роста (21%) по итогам года преодолеет полумиллиардный рубеж. Это лишь на четверть меньше, чем в Новосибирской и Ростовской областях, и больше, чем, например, в Хабаровском крае.

Челябинцы никогда, видно, не любили особенно хвастаться своими свершениями. Целые картинные галереи в местных пещерах каменного века куда менее известны, чем их европейские и даже африканские аналоги. Уже во времена строительства египетских пирамид местные жители мирно трудились в так называемых протогородах, в то время как в соседних землях люд был по большей части дик и практически наг. Создав передовую цивилизацию бронзового века, челябинцы и по сей день умело используют в хозяйстве и медь, и прочие металлы.

Неслучайно на услуги связи, доставляемые по проводу, приходится почти две трети челябинского телекоммуникационного рынка - заметно больше, чем в других регионах, где обычно 40-50% занимает сотовая связь. При этом нельзя сказать, что сотовые операторы не стараются: мобильный телефон есть у каждого челябинца. Лишь каждый четвертый верен местному «Уралсвязьинформу», немногим меньшее число отдает предпочтение Tele2, почти половина выбрали МТС и «ВымпелКом», а оставшиеся привержены «МегаФону».

Зато «Уралсвязьинформ» берет реванш на рынке фиксированной телефонии - в его активе 88% пользователей. Самые заметные из других игроков - ведомственные операторы, а на потребительском рынке - «ЮжноУральская телефонная компания». Целый ряд операторов работает в корпоративном сегменте. Самый видный из них - «КомЛайн», принадлежащий «Синтерре». Однако в общую картину челябинского телефонного сектора рынка эти компании добавляют лишь несколько процентов.

В сфере доступа в Интернет традиционный оператор щедрее поделился долей рынка с другими игроками, чем в телефонии. В целом он занимает аккурат половину интернет-рынка. «Уралсвязьинформ» особенно популярен у корпоративных пользователей, где получает две трети доходов, а в потребительском секторе на его долю пришлось лишь 19% доходов.Бо'льшая же часть принадлежит местной «Интерсвязи».

По уровню охвата населения широкополосным Интернетом Челябинск - один из лидеров. Число широкополосных пользователей здесь перевалило за 60 тыс., что ставит область на седьмое место среди регионов страны. Соответственно, доминирование коммутируемого доступа здесь давно в прошлом. На dialup челябинцы тратят меньше, чем на DSL или Ethernet. Доля коммутируемого доступа продолжит таять, и борьба развернется в основном между этими двумя широкополосными технологиями. Впрочем, нельзя не упомянуть об операторах кабельного телевидения - «Эр-Телеком» и МКС тоже намерены побороться за абонентов.
***
Вот так, на поверку Челябинск оказывается одним из самых серьезных телекоммуникационных рынков страны. По мере насыщения столичных рынков рост отрасли все больше смещается в регионы, подобные Челябинской области, где операторы могут получить и признание пользователей, и немалый доход.

Дежурный по рубрике К. АНКИЛОВ, аналитик агентства «iKS-Консалтинг»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!