Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2009
Андрей Александрович МЕШКОВ  Павел СУРОВЦЕВ  07 апреля 2009

Дневник одного биллинга

Да будет вам известно, что АСР записывает не только счета, но и свои впечатления о прожитых днях, о чем свидетельствует обнаруженная в недрах «АРКТЕЛ» электронная рукопись. Решившись обнародовать сей документ, сотрудники компании сочли необходимым внести свои комментарии.

Созданная в 1999 г. компания «АРКТЕЛ» начинала свою деятельность с оказания агентских услуг между абонентом и оператором связи. Сегодня «АРКТЕЛ» – оператор связи, предоставляющий широкий спектр телекоммуникационных услуг. С развитием компании развивались и ее биллинговые системы, но первой была АСР InterBill производства Niklaus. Итак:

П я т ь   д н е й   из дневника «ИнтерБилла» – первой биллинговой системы компании «АРКТЕЛ»

День первый

Ну вот, не успел я родиться, как Они начали взвешивать меня, обмерять, что-то утверждать и согласовывать. Сразу видно: я у Них – важная особа. А еще хорошо, что у Них мало услуг, для которых нужны будут расчеты: я простой и со мной легко – мечта оператора…

Я родился. День прошел спокойно.

Комментарий. В начале
2001 г. в задачи системы InterBill входили учет клиентов и расчет оплаты за оказание услуг связи, выгрузка отчетных данных в бухгалтерскую систему. Блокирование и разблокирование карт осуществлялись вручную; для доступа к станции использовалась модемная связь, а команды для станции формировались специальными самописными программами.

День второй

Я в ужасе: поток телефонных переговоров все время растет, а Мои беспокоят меня ежесекундно. Тут можно и ошибку допустить.

Нет, я так не играю: мало того, что заставляют пахать круглые сутки, еще и нагрузку увеличили. А дай-ка я Им устрою Blue Screen of Death. Ага, попались!

Что-то слишком быстро прибежали и все починили. Скукота. Рабочее состояние отличное, сценарии выполняются оперативно.

Комментарий. В конце
2001 г. в «АРКТЕЛ» работало уже три платформы: «Ольга», РИНО и ДИСА – их обслуживала система InterBill. Все платформы осуществляли поддержку услуги дальней связи по телефонным картам.

День третий

Сегодня у меня день рождения, и Мои решили сделать мне подарок – подключить дебетовую систему. Могли бы и предупредить, я бы хоть подготовился! Угостил даму чаем… с плюшками.

Весь день провели в знакомстве, с ней не соскучишься. Она добрая и заботливая. Не тормозит и много считает. Ощущение такое, что всю жизнь мы знакомы были.

Комментарий. В
2002 г. эта система работала на платформах РИНО и «Ольга» и выполняла простые биллинговые задачи: открытие и закрытие телефонных карт осуществлялось прямыми SQL-запросами в базу данных. Если для предоставления услуг одиночным клиентам она еще подходила, то для массового управления телефонными картами пригодной не была.

День четвертый

Мои снова выставляли счета и копались в моих базах данных. Они проделывают это со мною дважды в месяц и почему-то всегда ночью, вообще с Ними не выспишься. Я снова сформировал Им детализацию разговоров и удивился, как же много люди наболтали, будто им заняться больше нечем.

Это было до обеда, а потом… Не-е-ет, что это? Кто эти люди? Что они от меня хотят?

Они снова меня измеряли и чего-то обсуждали. Стало как-то не по себе. Умелые ручки Моих покопались во всем, заставив меня смутиться. Дебетовая система молчит, тоже ничего не понимает.

Интересно-интересно, Мои решили познакомить меня с другом. Зовут его RINO Billing, а для друзей – просто «Супер-Рино».

По такому случаю выпили, закусили, дальше ничего не помню...

Комментарий. В начале
2003 г. практически все процессы, ранее требовавшие низкоуровневых операций, были автоматизированы. Специалистами «АРКТЕЛ» было написано приложение RINO Billing, которое выполняло практически все операции по управлению клиентскими данными и телефонными картами, осуществляло подготовку и печать детализаций счетов клиентов, формировало сводный файл, делало расчет разнородных отчетов. Написанное шесть лет назад приложение используется до сих пор: настолько оно полно отвечало поставленным задачам, что и по сей день остается актуальным.

День пятый

Полдня болела голова. Изредка промелькивали смутные воспоминания вчерашнего вечера.

Оказывается, Мои решили расширить мой функционал в связи с вводом новых услуг и желанием расширить мои возможности.

Дебетовая система радуется больше всех, потому что теперь, вдвоем, мы на многое способны. Но почему голова болит только у меня?!

Комментарий. В 2004–2005 гг. аналогичное программное обеспечение было написано для платформы «Экселент», а в 2007–2008 гг. – для платформы «Протей».

Дневник обнаружили и прокомментировали Андрей Мешков и Павел Суровцев, компания «АРКТЕЛ»

Послесловие

В течение восьми лет, с начала существования «АРКТЕЛ», в компании использовались самописные биллинговые системы. По мере появления новых услуг, тарифных планов и способов оплаты (аутсорсинговый call-центр, «МультиНомер» и безлимитные тарифные планы) эти системы совершенствовались: добавлялись новые подсистемы, автоматизировались некоторые процессы. Так, для реализации клиентоориентированного подхода «АРКТЕЛ» создал CRM-систему собственной разработки на базе системы биллинга. Для тарификации и биллинга услуги «МультиНомер» была проведена модернизация системы биллинга и обеспечена интеграция этой системы и интеллектуальной платформы, на которой реализована данная услуга. Реализация биллинга безлимитных тарифных планов потребовала еще одной модернизации. Для аутсорсингового call-центра была разработана собственная биллинговая система.

В
2006 г. началось внедрение системы биллинга CBOSS, которое завершилось в
2008 г. Менее чем за два года был осуществлен переход от самописных систем «АРКТЕЛ» к системе CBOSS. Новая система содержит ряд модулей, обеспечивающих работу с корпоративными клиентами, абонентское обслуживание, сверку счетов и обслуживание операторов связи (в том числе МГ/МН), автоматическую загрузку и обновление тарифных планов, расчет себестоимости телефонного соединения. Эти модули интегрированы с бухгалтерской системой, системой управления маршрутизацией трафика и коммутационным оборудованием «АРКТЕЛ».

На завершающей стадии находятся проекты по биллингу услуги 8-800 и междугородной и международной связи для физических лиц по кодам выбора оператора. Проходит этап интеграции биллинга с платежными системами партнеров «АРКТЕЛ», разрабатываются новые возможности по развитию системы взаимоотношений с клиентами. Биллинг услуг неразрывно связан с бизнесом компании: с развитием бизнеса приводятся в соответствие все его составляющие, в том числе биллинговая система.

…А InterBill ушел в прошлое. В память о нем остались лишь дневниковые записи, которые мы посчитали возможным опубликовать.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!