Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2009 |
Лилия ПАВЛОВА  | 07 апреля 2009 |
О биллинге кроме шуток
«Биллингисты» вендоров и операторов сошлись на этой площадке на равных – и по числу представленных участников, и по весовой категории аргументов. Главная тема – перемены на рынке, ведущие к АСР-переменам. И точка в дискуссии, очевидно, еще не поставлена…
Т е о р и я п е р е м е н: р е в о л ю ц и я? э в о л ю ц и я?..Какие общие подходы к модернизации биллинговых систем в операторских компаниях вы считаете целесообразными?
Михаил ХОМАРОВ, начальник службы разработки BSS, CBOSS: Есть два варианта – эволюционный и революционный. Первый предполагает: установку новых релизов АСР без остановки оказания критичных сервисов; установку новых компонентов без временн'ых затрат на интеграцию и активацию; реконфигурирование (кластеризация системы и т.д.) без остановки оказания критичных сервисов и обновления всей системы. Второй – установку новой АСР, если существующая неспособна эволюционировать. При этом стоит отметить, что в условиях секвестра вне зависимости от выбора между эволюционным и революционным путями модернизации бюджеты в целом возрастают: спрос на конвергентные решения; спрос на виртуальные решения и веб-сервисы; требования к оптимизации использования аппаратных ресурсов; требования к отказоустойчивости решений.
Александр КАЗАКОВ, руководитель департамента конфигурирования и развития биллинга и CRM, «ВымпелКом»: Конечно, необходимо следить за тенденциями развития биллинговой индустрии. Большим операторам нелегко провести революционные изменения в своих АСР, поэтому в ближайшем будущем изменения будут происходить по эволюционной схеме, тем более в условиях кризиса. Здесь главное – надежность предоставления услуги.
Даниэль РАГАН, директор по развитию бизнеса сетевой системной интеграции в России и СНГ, Alcatel-Lucent: Целесообразны использование промышленного биллингового ПО от глобального поставщика и интеграция этого ПО силами локального системного интегратора, который хорошо знаком с условиями работы оператора и его бизнес-процессами (что позволяет успешно выполнить все необходимые работы по миграции и интеграции); тесная интеграция конвергентного биллинга с CRM-системами и контакт-центрами.
Виктор Е. АВДЕЙ, исполнительный директор, «Интелайн Про Консалт»: Прежде чем вырабатывать какие-то общие подходы к модернизации биллинговых систем, надо четко усвоить, ради чего и для кого они создавались. В сегодняшней погоне за прибылью и в пылу конкурентной борьбы поставщики услуг забывают о пользователе, которому они предоставляют эти услуги. Есть, по-моему, прямая зависимость между количеством различных тарифов, предоставляемых различными операторами, и количеством разработанных и используемых биллинговых систем. Количество тарифов уже сейчас, наверное, превысило сотню, а то и две. Их названия не что иное, как маркетинговый ход. А все остальное от лукавого. Компании хочется получить максимальную прибыль, а пользователям – минимизировать затраты на предоставляемые услуги. Эти два противоречия идут, как говорится, рука об руку.
Дмитрий Богинский, руководитель дирекции программных решений, Inline Telecom Solutions: Среди подходов к модернизации биллинговых систем в операторских компаниях наиболее целесообразны: расширение мультисервисности (поддержка услуг triple play на всех уровнях); повышение лояльности клиентов (в том числе за счет систем самообслуживания абонентов); улучшение систем управления и мониторинга оборудования в реальном времени (в том числе и самой АСР); расширение поддержки контент-услуг; улучшение систем, отражающих движение денежных средств.
Татьяна ИЩЕНКО, руководитель группы учетно-расчетных систем, «Синтерра»: Хотелось бы получить от одного вендора «биллинговый конструктор» из модулей, реализующих различные модели расчета для разных типов трафика: отдельный модуль для IP-трафика, отдельный – для агрегированной информации от телефонии и другой – по детализированной информации от телефонии. За счет изначальной внутренней интеграции модулей можно добиться потрясающих результатов.
Юрий ГОДЫНА, руководитель департамента биллинга, «Мастертел»: Главное требование к данным системам, по-моему, – биллинг должен быть гибким и требовать внесения минимальных изменений в ПО при вводе новых услуг или изменении требований к их организации и процессу выставления счетов. Современные конвергентные биллинговые системы уже достаточно полно удовлетворяют этому требованию, особенно если они разрабатываются с учетом международных стандартов, например методологии NGOSS международной организации TMForum.
Олег ПАМПУЩЕНКО, директор по информационным системам и технологиям, АСВТ: Мне представляется, что оптимальный путь – это параллельное внедрение новой системы, причем с вводом на ее базе каких-то новых услуг и одновременный поэтапный перевод групп пользователей (по видам услуг, сервисов, технологий) из ранее действовавшей системы в новую систему.
Роланд СМЕТС, вице-президент по управлению развитием продуктов, Irdeto BSS: Существует целый перечень изменений, которые сегодня требуется внести в «традиционные» биллинговые системы. Для того чтобы решение могло развиваться параллельно с бизнесом, необходимо иметь функционал изменения правил и логики рабочих процессов. Для упрощения интеграции и управления решением следует придерживаться идеологии SOA. Для повышения конкурентоспособности нужна система пользовательского управления услугой, которая позволяла бы конечному потребителю (вне системы) производить необходимые настройки. Для удобства оператора решение должно иметь только одну базу данных (наличие нескольких хранилищ данных создает проблемы при необходимости получения полной информации о клиенте). Для удобства работы сотрудников отдела по обслуживанию клиентов требуется открытый внешний интерфейс (User Interfaces), чтобы все задачи можно было выполнять в одном окне пользовательского интерфейса. Системы биллинга должны обладать возможностью «принятия» финансовых транзакций от других биллинговых механизмов и таким образом обеспечивать открытое решение для конвергентного биллинга (иными словами, другие системы могут выполнять расчет по VoIP-услугам, но расходы заносятся в стандартную биллинговую систему кабельного оператора).
П р а к т и к а п е р е м е н: к т о и к а к м о д е р н и з и р у е т б и л л и н г?
Вопрос к операторам: какая биллинговая система используется в вашей компании и как часто возникает необходимость вносить в нее изменения?
Александр КАЗАКОВ: На данный момент в нашей компании внедрены и успешно используются три биллинговые системы: Amdocs Ensemble от американской компании Amdocs – для управления абонентской базой и расчетов postpaid-абонентов; Comverse RTBS от израильской компании Comverse – для real-time-расчетов prepaidабонентов и InterConnecT от английской компании INTEC – для расчета услуг межоператорского биллинга.
В 2008 г. в компании внедрены десятки изменений различного характера и объема, большинство из них – посредством системы гибких настроек. Конечно, без помощи вендора вносить принципиальные изменения с систему тяжело (речь не идет об изменении штатных настроек). И здесь мы используем две модели работы: по одной формируем заказы вендору и получаем новую функциональность «под ключ» как black box, по другой – необходимые нам изменения разрабатывает совместная команда из сотрудников вендора и «ВымпелКома».
Татьяна ИЩЕНКО: Мы используем биллинговую систему «Онима» разработки «Стек Софт», обеспечивающую расчет всех услуг, от аренды каналов связи и предоставления доступа в Интернет до телефонии и проектов системной интеграции. Но, безусловно, только ИС не может одинаково эффективно решать все задачи, поэтому мы считаем, что основа биллинга – это люди, которые нивелируют огрехи системы, работают с вендором, обеспечивают работы по сверке статистики, гарантирующие получение доходов.
Бизнес-процессы компании меняются постоянно; изменения поддерживаются службой бизнес-процессов. Совместно с вендором мы выработали регламент взаимодействия, определяющий полноту и скорость его реакции на наш запрос. По договору обязанность по доработке ИТ-систем возложена на производителя «Онимы». Наши сотрудники выполняют только администрирование системы и управление изменениями. В 2008 г. было внесено более 40 изменений.
Сергей АКСЕНОВ, зам. директора по ИТ, «АКАДО Телеком»: Мы тоже используем АСР «Онима» компании «Стек Софт» для расчетов по всем видам услуг, в том числе и по межоператорским расчетам. По мере ввода новых услуг производится адаптация системы, оперативно создаются новые формы отчетности. Часть этих задач мы решаем своими силами, часть – с помощью разработчика. Очень важно, что новые требования к системе, получаемые от различных подразделений нашей компании, учитываются разработчиком при выпуске новых релизов АСР.
Юрий ГОДЫНА: Мы используем АСР «Идеалекс», разработанную и развивающуюся с учетом требований «Мастертел». В 2008 г. изменения в биллинговую часть не вносились, так как она изначально позволяла подстраиваться под меняющиеся рыночные условия путем корректировки настроек. Изменения коснулись в основном аналитической части системы, что особенно актуально стало в конце 2008 г. Мировая экономическая система проявила нестабильность – потребовалось более оперативно получать информацию из АСР и иметь возможность разностороннего ее анализа. (Вендор АСР «Идеалекс» – компания «Балмер Системс», которая, как и «Мастертел», входит в холдинг «Прайм Бизнес Групп», что позволяет максимально быстро решать поставленные задачи, сводя время реакции к минимуму. – Ред.).
Андрей МЕШКОВ, директор по информационным технологиям, «АРКТЕЛ»: Для расчетов с клиентами и операторами связи во всех филиалах «АРКТЕЛ» используется централизованное решение от компании CBOSS. Система CBOssbcc служит для биллинга услуг связи интеллектуальной сети, местной, междугородной и международной связи, услуг доступа к сети Интернет и передачи данных.
Для расчета с операторами служит решение CBOSSinterconnect. Оно используется для биллинга услуг по инициированию и завершению на местном, внутризоновом и МГ/МН-уровне, а также для сверки со счетами провайдеров. Система обладает модулем по расчету себестоимости телефонных соединений, что позволяет выбирать оптимальные маршруты трафика и предоставлять абонентам более выгодные тарифные планы.
Олег ПАМПУЩЕНКО: Доработки происходят достаточно часто, однако это не связано с изменением каких-то программных процедур расчетов. В основном это происходит из-за бесконечного количества изменений, вносимых в нормативные документы по вопросам оформления бухгалтерских документов (счетов, счетов-фактур и др.). Это вызывает необходимость замены выходных форм, сводок, отчетов и др.
Был проблемный период в 2006 г., связанный с изменением принципа взаиморасчетов между операторами, вводом новых Правил оказания услуг связи и новых Правил присоединения сетей операторов, возникновением агентских отношений с операторами междугородной связи. Несмотря на то что нам предстояло внести массу изменений в сами принципы расчета и организацию этой работы в условиях непрекращающегося процесса оказания услуг связи абонентам, мы смогли сделать это, получив существенный опыт и некоторый толчок к совершенствованию взаиморасчетов с операторами и абонентами.
Сергей НЕСТЕРОВИЧ, руководитель технического отдела, ChronoPay: Бизнес ChronoPay связан с предоставлением процессинга интернет-платежей, и мы эксплуатируем биллинговую систему собственной разработки, интегрируя ее с АСР операторов. То есть биллинговая система – это часть предлагаемого нами продукта. Она не заменяет АСР общего назначения, но добавляет к ним новые возможности.
Мы действуем по принципу «работает – не трогай!» (по крайней мере, если точно не понимаешь – зачем). Я сторонник эволюционного подхода в развитии сложных систем, поэтому наша собственная биллинговая система если и меняется, то модульно. Это медленнее и более ресурсоемко, но обеспечивает non-stop-работу и надежность системы.
«Какова готовность вендоров АСР подключаться к модернизации биллинга в соответствии с изменениями бизнес-процессов оператора?
Михаил ХОМАРОВ: Виртуализация и аутсорсинг – ключевые тенденции в развитии бизнес-процессов операторов на современном этапе. В частности, многие вендоры последние несколько лет создавали мощные дата-центры, призванные взять на себя страховую нагрузку для обеспечения сохранности данных и целостности наиболее уязвимых клиентских процессов.
Дмитрий Богинский: Гибкость вендоров по отношению к изменениям бизнес-процессов операторских компаний – одно из необходимых условий на быстро изменяющемся рынке услуг связи. Это выражается в поддержке новых видов оборудования и схем предоставления услуг, новых схем расчетов с абонентами и отчетных форм в соответствии с последними изменениями в законодательстве, эффективностью управления АСР и бизнес-процессами с точки зрения операторов.
Даниэль РАГАН: Это скорее задача для локального системного интегратора, такого, например, как Alcatel-Lucent, который хорошо знаком не только с бизнес-процессами, но и с условиями местного рынка и местным регулированием, а также обладает техническими знаниями и опытом интеграции, необходимыми для создания приложений на платформе промышленного биллингового ПО.
Дмитрий МОИСЕЕВ, и.о. руководителя отдела маркетинга EastWind: Если рассматривать готовность как способность удовлетворять изменяющиеся требования заказчиков, то можно утверждать, что компетенции ключевых разработчиков сегодня обеспечивают высокий уровень адаптивности АСР. Другими словами, большинство участников рынка в состоянии адекватно реагировать на изменения, происходящие в бизнесе операторов.
Если же говорить о готовности как о политике разработчика по отношению к индивидуальным требованиям заказчика, то она, в свою очередь, продиктована бизнес-моделью и рыночными притязаниями вендора, а также способом организации его производственной деятельности. Условно говоря, поставщик стремится соблюдать золотую середину между требованиями оператора и собственными интересами.
Олег ПАМПУЩЕНКО: Однозначно не ответить. В плане маркетинговом их продукция позиционируется как своевременная реализация всех запросов операторов: сразу же появляются некие новые модули для новых расчетов по новым сервисам – только платите! В реальности чаще это некие доработки к имеющимся продуктам.
Провозглашается и другой вариант – якобы самонастраивающаяся и универсальная система, т.е. предлагается режим конструктора, когда на всех этапах от загрузки до выходных форм операторам предлагается самим «под себя» же всё и настроить. По сути, здесь без специалистов, равноценных разработчикам ПО, оператору не обойтись.
Татьяна ИЩЕНКО: Компания одна из первых на рынке связи приняла стратегию аутсорсинга всей непрофильной деятельности. Собственно, вендор и осуществляет модернизацию биллинга на условиях аутсорсинга.
Андрей МЕШКОВ: Система регистрации заявок, возможность контроля за их исполнением, четкая регламентация времени обратной связи, наличие координатора, который знает специфику компании «АРКТЕЛ» и отвечает за оперативность и качество решения заявок, позволяют отделу биллинга «АРКТЕЛ» и службе технического сопровождения CBOSS работать как единая команда.
З а к о н п е р е м е н: к о н к у р е н ц и я п р о д о л ж а е т с я?
Считаете ли вы, что в конкуренции отечественных и зарубежных разработчиков все точки над «i» расставлены?
Александр КАЗАКОВ: Не думаю. Операторы связи будут консолидироваться. Этот процесс заставит их унифицировать свою инфраструктуру, соответственно, отказываясь от части решений. И на рынке разработчиков, я думаю, в ближайшие полтора-два года будут происходить слияния и поглощения. Кто в результате останется – увидим.
Олег ПАМПУЩЕНКО: Ничего не расставлено. Сейчас отдельные представители разработчиков говорят о снижении спроса на их продукцию и готовности к новым подходам к ценообразованию. Это положительная тенденция, и, возможно, она приведет к появлению механизма более прозрачного ценообразования. Ведь практически невозможно нигде увидеть прайс-лист на какие-то решения в области биллинга (за редким исключением неких «коробочных» вариантов). Всё только «после изучения, беседы», т.е. «на что раскрутим» после разведки вашего текущего финансового состояния.
Но в любом случае представляется, что распределение между российскими разработчиками и зарубежными всегда будет в пользу отечественных, поскольку у зарубежных сам подход к продаже биллинга на уровне коммерческого проекта рассматривается как проект «с суммой не ниже Х 000 000». Да и взаимопонимание с ними осложнено, несмотря на наличие у некоторых из них представительств в Москве и привлечение местных кадров.
Юрий ГОДЫНА: Выбор между отечественным и импортным решением зачастую носит маркетинговый характер. В настоящее время крупные операторы связи уже не смотрят в сторону только одного вендора биллинговых систем, зачастую создавая свою АСР на базе «кирпичиков» от разных вендоров, как отечественных, так и зарубежных. Это обусловлено уникальностью бизнеса каждого оператора связи. Невозможно создать готовое решение, которое будет идеально удовлетворять требованиям двух разных операторов. Такой интеграционный подход повышает конкуренцию на рынке биллинговых систем, заставляя вендоров работать над слабыми местами в своем пакете предложений, и в то же время позволяет операторам собрать пакет АСР из лучших решений, представленных на рынке, независимо от вендора. На мой взгляд, на российском рынке в ближайшее время акцент несколько сместится в сторону отечественных решений, но это смещение не будет значительным, что будет продиктовано нестабильностью экономической системы.
Ориентируясь на нынешнюю высококонкурентную среду, в ближайшее время мы сможем увидеть некоторую специализацию по направлениям среди вендоров биллинговых систем. Это произойдет потому, что не каждый вендор может себе позволить поддерживать непопулярные направления разработки. Такая специализация и концентрация усилий на конкретных решениях поможет ряду некрупных, локальных вендоров отвоевать большой кусок рынка у гигантов, особенно зарубежных, которые, скорее всего, продолжат развитие всех направлений разработки АСР. Главной их задачей при этом будет обеспечение лучших возможностей для интеграции. При выборе АСР именно интеграционная гибкость может стать определяющей в ближайшее время.
Виктор Е. АВДЕЙ: По моему, надо не бороться, а объединяться (нам, россиянам). АСР должно быть не более двух-трех. От этого будет легче всем – и операторам, и пользователям. Большое количество разных АСР у нас в стране приводит к ненужной конкуренции между своими. Более того, нестыковка АСР по базам данных и функционалу не позволяет пользователям правильно оценить плюсы и минусы операторской связи различных компаний.
Даниэль РАГАН: Меняющееся поведение конечных пользователей в отношении использования телекоммуникационных услуг и их оплаты позволяет говорить о быстрых изменениях всей отрасли. А эти изменения, в свою очередь, предъявляют новые требования к биллинговым платформам, что, на наш взгляд, создает потенциал для новых игроков мирового рынка биллингового ПО, которые могут принести на российский рынок лучший опыт из международной практики в области разработки, развертывания и эксплуатации полностью конвергентных биллинговых систем.
Татьяна ИЩЕНКО: Сейчас кризис, и точки над «i» будет расставлять не столько продукт, сколько качество менеджмента у вендора, умение находить точки соприкосновения с заказчиком, чтобы, объ-единив усилия, создавать новые качества привычных продуктов и услуг.
Дмитрий Богинский: Сильная сторона крупных зарубежных вендоров – широкая линейка продуктов и глубокая детализация бизнес-процессов. Минусы – степень локализации бизнес-процессов и высокая стоимость внедрения/адаптации. В отличие от поставщиков OSS-решений, BSS-вендоры не могут удивить появлением «молодых» ранее неизвестных активных игроков.
Плюсы отечественных систем – изначальный акцент на локальный рынок и навыки внедрения продуктов. Однако почти всем поставщикам свойственна некоторая функциональная однобокость, обусловленная типом услуг, на которых данные решения специализируются (только телефония, мобильная + фиксированная связь, интернет-биллинг и т.п.).
Текущее соотношение ключевых поставщиков если и будет изменяться, то путем крупных слияний именно на рынке операторов с последующим переходом на одну из унаследованных систем. Подобное событие формально сразу же изменит расстановку сил, но сама реализация перехода может занять достаточно долгий период времени.
Картину могут дополнить операторы, имеющие развитые средства поддержки бизнеса, политически мотивированные на переход на единую (например, западную) систему. Из-за операционных рисков они фактически продолжают использовать собственную разработку. Выход из данной ситуации – передача решения стороннему вендору или интегратору на аутсорсинг. Считать подобного оператора «зарубежным» заказчиком или локальным – вопрос неоднозначный.
Дмитрий МОИСЕЕВ: Российский рынок АСР до сих пор представляет интерес не только для отечественных, но и для зарубежных вендоров. Костяк игроков на отечественном рынке АСР сформировался и вряд ли серьезно изменится в ближайшем будущем. То же справедливо и в отношении распределения сил на более-менее устоявшемся рынке АСР для мобильных операторов, где по размеру обслуживаемых абонентских баз лидируют зарубежные разработчики. Что касается рынка АСР для фиксированных операторов, то именно здесь, учитывая строительство операторами сетей NGN, можно прогнозировать усиление конкуренции российских и зарубежных поставщиков. Таким образом, точки над «i» ставить преждевременно.
Андрей МЕШКОВ: В данный момент все точки над «i» не расставлены. С либерализацией рынка дальней связи перед операторами связи появились новые возможности для развития. Это послужило толчком для модернизации как сетей связи, так и информационных систем.
Рынок разработки ПО для операторов связи является сейчас высококонкурентным, поэтому у каждого оператора связи есть достаточно вариантов для выбора. икс
А н е к д о т И К С
Едет по Одессе на «Бентли» новый украинец. Вдруг заглох мотор и не заводится. Вызвал представителя сервиса, тот два часа ковырялся – всё без толку. Трудный, говорит, случай, нужен эвакуатор... Доброжелатели посоветовали обратиться к частному автомастеру Шнеерзону. Тот прибыл на место, приподнял капот, пару минут повозился, достал молоточек, отвертку, приложил куда-то, разок тюкнул – машина завелась.
Хозяин в восторге:
– Сколько я вам должен?
– $1000.
– Я, конечно, заплачу, но почему так дорого? Один раз куда-то тюкнули и всё. Обоснуйте ваш счет!
– Пожалуйста.
И пишет на бумажке: «Тюкнул молотком – $1. Знал, где тюкнуть, – $999».
Вот и в биллинге всё должно быть понятно – с кого, за что и сколько.
Рассказал О. Пампущенко (АСВТ)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!